Екатеринбург |
|
14 декабря 2023 г. |
Дело N А60-14421/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Гавриленко О.Л., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Логистократ" (далее - общество "Логистократ", заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.06.2023 по делу N А60-14421/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга (далее - ИФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга, инспекция, налоговый орган) - Яникова Е.И. (доверенность от 31.08.2023).
Общество "Логистократ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к ИФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга о признании незаконным решения от 18.01.2023 N 18-07-136К о привлечении к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в размере 5 000 руб.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее - ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.06.2023, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество "Логистократ" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм налогового законодательства, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, истребование документов у общества "Логистократ" в порядке статьи 93.1 НК РФ фактически было связано с проведением налоговой проверки в отношении общества с ограниченной ответственностью "Урал Импортер Лимитед", являющегося контрагентом заявителя, за пределами нормативно установленных сроков проведения выездной налоговой проверки.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга с целью получения информации относительно конкретной сделки, связанной с перечислением денежных средств в рамках договора N ИП-24 (о чем имеется соответствующая отметка) вне рамок проведения налоговых проверок в адрес ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга выставлено поручение N8019 от 02.08.2022 об истребовании документов у общества "Логистократ" по взаимоотношениям с Умеровым Абдураманом Серверовичем (далее - Умеров А.С.) за период с 01.01.2018 по 31.12.2020.
В целях исполнения данного поручения ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга в порядке пункта 4 статьи 93.1 НК РФ сформировано требование от 03.08.2022 N 18-09/55872, на основании которого у общества "Логистократ" истребованы документы, имеющие отношение к конкретной сделке с его контрагентом - Умеровым А.С. (счета-фактуры, товарные накладные, акты сверок, доверенности, деловая переписка, акты работ и т.д.).
По истечении установленного десятидневного срока запрашиваемые документы не были представлены, в связи с чем налоговым органом на основании пункта 1 статьи 101.4 НК РФ составлен акт от 29.11.2022 N 1360К об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, и вынесено решение от 18.01.2023 N 18-07-1360К о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение по пункту 2 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб. с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 20.03.2023 N 13-06/07971@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение инспекции не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы, общество "Логистократ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что требование инспекции от 03.08.2022 N 18-09/55872 выставлено в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ, соответствует положениям статьи 93.1 НК РФ, поскольку содержит необходимые сведения, позволяющие идентифицировать запрашиваемые документы (информацию) по конкретной сделке, в связи с чем неисполнение законного требования явилось закономерным основанием для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ предоставлено право должностному лицу налогового органа, проводящему налоговую проверку, истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию).
В том случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
Данные положения определяют самостоятельное мероприятие налогового контроля как истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщиком страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках.
Как следует из пунктов 3 и 4 статьи 93.1 НК РФ, налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 данного Кодекса.
На основании пункта 5 статьи 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Таким образом, при возникновении у налоговых органов обоснованной необходимости получения документов относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок, пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ предусмотрено право инспекции истребовать эти документы у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами об этой сделке.
Непредставление документов лицом, у которого запрошены эти сведения, в установленный срок (в течение пяти рабочих дней со дня получения требования) образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 126 НК РФ.
Как следует из материалов дела, поручение от 02.08.2022 N 8019 и требование от 03.08.2022N 18-09/55872, направленное в адрес общества "Логистократ", касалось предоставления им ряда документов, имеющих отношение к конкретной сделке с его контрагентом - Умеровым А.С.
При этом судами установлено, что требование от 03.08.2022 N 18-09/55872 о представлении документов (информации) выставлено инспекцией вне рамок проведения налоговой проверки и содержало все необходимые сведения, позволяющие идентифицировать запрашиваемые документы.
Налогоплательщик не воспользовался правом, предоставленным ему пунктом 5 статьи 93.1 НК РФ, и не направил в налоговый орган уведомления о невозможности представления запрошенных документов в установленный законом срок с указанием на какие-либо объективные обстоятельства, препятствующие исполнению данного требования.
Как верно указано судами, в полномочия налогоплательщика не входит оценка степени и обоснованности возникшей у налогового органа необходимости получения информации. Обязательным условием при истребовании информации вне налоговой проверки является обязательное указание на сведения, позволяющие идентифицировать сделку, что, исходя из требования, было соблюдено. Налоговый орган действовал в пределах своей компетенции, представленной ему НК РФ и иными актами налогового законодательства.
Отсутствие в указания в требовании на проведение конкретного мероприятия налогового контроля не свидетельствует о незаконности требований, поскольку данный недостаток носит формальный характер и не препятствует реализации налоговым органом полномочий, предусмотренных пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ.
Довод общества "Логистократ" о несоответствии оспариваемого требования статье 93.1 НК РФ судом кассационной рассмотрен и подлежит отклонению, поскольку, как установлено судами, требование содержало все необходимые сведения, позволяющие идентифицировать запрашиваемые документы.
Поскольку судами установлено неправомерное непредставление обществом "Логистократ" в установленный срок документов (информации) по спорной сделке, привлечение заявителя к ответственности по пункту 2 статьи 126 НК РФ является правомерным.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.06.2023 по делу N А60-14421/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Логистократ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Налогоплательщик не воспользовался правом, предоставленным ему пунктом 5 статьи 93.1 НК РФ, и не направил в налоговый орган уведомления о невозможности представления запрошенных документов в установленный законом срок с указанием на какие-либо объективные обстоятельства, препятствующие исполнению данного требования.
...
Отсутствие в указания в требовании на проведение конкретного мероприятия налогового контроля не свидетельствует о незаконности требований, поскольку данный недостаток носит формальный характер и не препятствует реализации налоговым органом полномочий, предусмотренных пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ.
Довод общества "Логистократ" о несоответствии оспариваемого требования статье 93.1 НК РФ судом кассационной рассмотрен и подлежит отклонению, поскольку, как установлено судами, требование содержало все необходимые сведения, позволяющие идентифицировать запрашиваемые документы.
Поскольку судами установлено неправомерное непредставление обществом "Логистократ" в установленный срок документов (информации) по спорной сделке, привлечение заявителя к ответственности по пункту 2 статьи 126 НК РФ является правомерным."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 декабря 2023 г. N Ф09-8340/23 по делу N А60-14421/2023