Екатеринбург |
|
18 декабря 2023 г. |
Дело N А47-17471/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Жаворонкова Д.В., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области (далее - фонд, заявитель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.06.2023 по делу N А47-17471/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2023 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Фонд обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Промстройснаб" (далее - общество, ответчик) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений по форме СЗВ - СТАЖ за 2020 год, по форме СЗВ-М за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2020 года, по форме СЗВ-М за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь 2021 года в размере 12 000 руб.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 26.06.2023, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2023, в удовлетворении требований фонда отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением суда апелляционной инстанций, фонд обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По эпизоду непредставления обществом сведений по форме СЗВ-М в отношении конкурсного управляющего Фаттаховой Д.Р. заявитель указывает, что страхователем самостоятельно представлены формы СЗВ-М "отменяющая" за декабрь 2020 года, август, декабрь 2021 года в отношении указанного лица, однако за иные периоды сведения по форме СЗВ-М не отменены, соответственно по спорным периодам сам страхователь указывает Фаттахову Д.Р. в качестве своего работника.
В части непредставления сведений по форме СЗВ-Стаж в отношении трех застрахованных лиц общество не согласно с выводами судов о пропуске срока на обращения в суд с соответствующим заявлением.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, фондом проведена сверка сведений индивидуального (персонифицированного) учета представленных страхователем сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год и расчетов за отчетные периоды 2020 года по форме СЗВ-СТАЖ, по результатам которой установлено, что в представленной 31.03.2021 форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год отсутствуют сведения о трех застрахованных лицах (Книгиной М.В., Козлова В.Н., Макарова В.В.); кроме того, фондом также выявлено отсутствие сведений по форме СЗВ-М (есть СНИЛС в "СЗВ - СТАЖ"- нет СНИЛС в "СЗВ-М") за январь-ноябрь 2020 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь 2021 года в отношении 1 застрахованного лица (Фаттаховой Д.Р.).
Фондом сообщено страхователю об имеющихся расхождениях путем направления уведомлений от 10.02.2022 N 66364-40-2020-03762, N 66364-40-2020-01375 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, которые направлены по телекоммуникационным каналам связи и получено страхователем 02.03.2022, страхователем в установленный срок уточненные сведения не представлены.
О совершенных страхователем правонарушениях страховщиком составлены акты от 12.04.2022 N 066S18220004794 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
По итогам рассмотрения материалов проверки 30.05.2022 вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Размер финансовых санкций составил в общей сумме 12 000 руб.
Для урегулирования спора в досудебном порядке страхователю направлены соответствующие требования об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ - СТАЖ за 2020 год от 12.07.2022 на сумму 1 500 руб.; а также 21 требование, датированное 27.06.2022, за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за вышеуказанные периоды январь-ноябрь 2020 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь 2021 года, на общую сумму 10 500 руб.
Фонд 17.08.2022 обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений.
Арбитражным судом Оренбургской области 26.08.2022 вынесен судебный приказ по делу N А47-12234/2022; впоследствии судебный акт отменен определением от 30.08.2022 в связи с поступлением возражений от должника.
При этом судами также установлено, что определением арбитражного суда от 04.04.2019 по делу N А47-4158/2019 принято к производству заявление о признании общества несостоятельным (банкротом); решением от 31.01.2022 общество признано несостоятельным (банкротом) с открытием процедуры конкурсного производства. Исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложено на внешнего управляющего Фаттахову Д.Р.
Соответственно, поскольку в силу частью 2 статьи 5 Федерального закона 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов, рассматриваемые требования рассмотрены судами в общем порядке, вне рамок дела о банкротстве.
Неудовлетворение вышеуказанных требований об уплате финансовых санкций в добровольном порядке послужило основанием для обращения фонд в суд с заявлением от 11.11.2022.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о том, что требование о взыскании финансовых санкций является не правомерным, а рассматриваемое заявление подано с нарушением установленного срока.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом, а Пенсионный фонд Российской Федерации, на основании статьи 16 Закона N 27-ФЗ обязан осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений на застрахованных лиц.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице.
В силу пункта 2.2 части 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице.
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, в виде финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
При исследовании фактических обстоятельств дела судами установлено, что сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в отношении 3 застрахованных лиц отсутствуют в представленной 31.03.2021 форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год.
При этом сведения в отношении 3 застрахованных лиц (Книгиной М.В., Козлова В.Н., Макарова В.В.) отражены по форме СЗВ-М за январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2020 год, представленных страхователем своевременно.
В ходе сверки сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год с ранее представленными сведениями по форме СЗВ-М установлены расхождения по 3 застрахованным лицам, что зафиксировано в акте от 12.04.2022 N 066S18220004794 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Как верно отмечено судами, к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
С учетом разъяснений, данных в пунктах 31, 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", а также положений статьи 17 Закона N27-ФЗ предельный срок взыскания с общества неуплаченных сумм санкций включает в себя: 3 месяца на составление акта, 5 дней на направление акта, 6 дней на его доставку, 15 дней на представление страхователем возражений, 10 дней на вынесение решения, 5 дней на направление решения, 6 дней на его доставку, 10 дней на вступление в силу решения по проверке, 10 дней на направление требования, 6 дней на его доставку, 20 календарных дней на исполнение требования, 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, отметив, что правонарушение обществом совершено в момент непредставления в установленный срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год, т.е. 02.03.2021, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном конкретном случае с учетом совокупности сроков, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, установленный срок обращения фонда в суд приходится на 10.03.2022, соответственно, обращаясь в суд с заявлением о выдаче судебного приказа (17.08.2022), и с рассматриваемым требованием (11.11.2022), фонд пропустил соответствующие сроки на взыскание финансовых санкций, что является основанием для отказа в удовлетворении требований в отношении 3 застрахованных лиц на сумму 1 500 руб. (500 руб. Х 3 лиц).
Кроме того, страхователем отчетность по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год фактически представлена 31.03.2021, однако расхождения между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у фонда Российской Федерации, выявлены лишь спустя более 10 мес., а именно 10.02.2022 путем направления уведомления N 66364-40-2020-03762, далее зафиксированы в справках по состоянию на 28.03.2022, послуживших основанием для составления акта от 12.04.2022 и вынесения решения от 30.05.2022.
Отказывая в части требования фонда о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений по форме СЗВ-М за январь-ноябрь 2020 года, по форме СЗВ-М за январь-ноябрь 2021 года в отношении 1 застрахованного лица (конкурсного управляющего должника общества Фаттаховой Д.Р.), суды обоснованно руководствовались следующим.
Как указывалось ранее, 04.04.2019 по делу N А47-4158/2019 заявление о признании должника несостоятельным (банкротом) в отношении общества принято к производству; определением арбитражного суда от 27.10.2020 внешним управляющим должника утверждена Фаттахова Д.Р.
Решением арбитражного суда от 31.01.2022 (резолютивная часть определения объявлена 27.01.2022) общество признано банкротом с открытием процедуры конкурсного производства. Исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложено на управляющего Фаттахову Д.Р.
Согласно пункту 1 статьи 127 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном статьей 45 настоящего Федерального закона, о чем выносит определение. Полномочия конкурсного управляющего определены статьей 129 Закона о банкротстве.
В соответствии с положениями статьи 20 Закона о банкротстве арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой. Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом. Арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации.
Арбитражные управляющие в целях обязательного пенсионного страхования относятся к лицам, занимающимся частной практикой, соответственно, относятся к категории страхователей, указанной в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проанализировав вышеуказанные нормативные положения, исходя из фактических обстоятельств дела, суды обоснованно заключили, что при изложенных выше обстоятельствах у общества отсутствовала обязанность по представлению сведений на арбитражного управляющего Фаттахову Д.Р. по форме СЗВ-М за спорные периоды.
Доводы кассационной жалобы, аналогичные доводам, заявленным фондом при рассмотрении дела судами нижестоящих инстанций, в том числе о подаче заявления в установленные сроки, о правомерности наложения финансовых санкций за непредставление сведений по форме СЗВ-М в отношении Фаттаховой Д.Р., получили правовую оценку судов, повторяют позицию фонда по делу, не опровергают выводы судов обеих инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных фондом требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в порядке статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.06.2023 по делу N А47-17471/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 127 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном статьей 45 настоящего Федерального закона, о чем выносит определение. Полномочия конкурсного управляющего определены статьей 129 Закона о банкротстве.
В соответствии с положениями статьи 20 Закона о банкротстве арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой. Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом. Арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации.
Арбитражные управляющие в целях обязательного пенсионного страхования относятся к лицам, занимающимся частной практикой, соответственно, относятся к категории страхователей, указанной в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 декабря 2023 г. N Ф09-8833/23 по делу N А47-17471/2022