г. Челябинск |
|
25 сентября 2023 г. |
Дело N А47-17471/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.06.2023 по делу N А47-17471/2022.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области (далее - заявитель, Фонд, страховщик) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Промстройснаб" (далее - ответчик, страхователь, общество) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений по форме СЗВ - СТАЖ за 2020 год, по форме СЗВ - М за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2020 года, по форме СЗВ - М за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь 2021 года в размере 12 000 руб. 00 коп.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований Фонда отказано.
Фонд, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции ошибочно применены нормы материального права относительно пропуска срока для обращения Фондом в суд, а также не соглашается с выводами суда первой инстанции в части отказа во взыскании финансовых санкций за нарушения предоставления отчетности за арбитражного управляющего.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, страховщиком проведена сверка сведений индивидуального (персонифицированного) учета представленных страхователем сведений по форме СЗВ - СТАЖ за 2020 год и расчетов за отчетные периоды 2020 года по форме СЗВ-СТАЖ, по результатам которой установлено, что есть СНИЛС в "СЗВ - М" - нет СНИЛС в "СЗВ - СТАЖ") в отношении 3 застрахованных лиц (Книгиной М.В., Козлова В.Н., Макарова В.В.), а также выявлено отсутствие сведений по форме СЗВ-М (есть СНИЛС в "СЗВ - СТАЖ" - нет СНИЛС в "СЗВ - М") за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2020 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь 2021 года в отношении 1 застрахованного лица (Фаттаховой Д.Р.).
Страхователю также сообщено об имеющихся расхождениях путем направления уведомлений об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации от 10.02.2022 N 66364-40-2020-03762, N 66364-40-2020-01375, которые направлены по телекоммуникационным каналам связи и получено страхователем 02.03.2022, страхователем в установленный срок уточненные сведения не представлены.
О совершенных страхователем правонарушениях страховщиком составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
По итогам рассмотрения материалов проверки вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Размер финансовых санкций составил в общей сумме 12 000 рублей.
Для урегулирования спора в досудебном порядке страхователю направлены требования об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за несвоевременное представление сведений:
- по форме СЗВ - СТАЖ за 2020 год от 12.07.2022 N 066S01220008066 на сумму 1500 руб.;
по форме СЗВ - М за январь 2020 года от 27.06.2022 N 066S01220007570 на сумму 500 руб.;
- по форме СЗВ - М за февраль 2020 года от 27.06.2022 N 066S01220007571 на сумму 500 руб.;
- по форме СЗВ - М за март 2020 года от 27.06.2022 N 066S01220007572 на сумму 500 руб.;
- по форме СЗВ - М за апрель 2020 года от 27.06.2022 N 066S01220007573 на сумму 500 руб.;
- по форме СЗВ - М за май 2020 года от 27.06.2022 N 066S01220007574 на сумму 500 руб.;
- по форме СЗВ - М за июнь 2020 года от 27.06.2022 N 066S01220007575 на сумму 500 руб.;
- по форме СЗВ - М за июль 2020 года от 27.06.2022 N 066S01220007576 на сумму 500 руб.;
- по форме СЗВ - М за август 2020 года от 27.06.2022 N 066S01220007577 на сумму 500 руб.;
- по форме СЗВ - М за сентябрь 2020 года от 27.06.2022 N 066S01220007578 на сумму 500 руб.;
- по форме СЗВ - М за октябрь 2020 года от 27.06.2022 N 066S01220007579 на сумму 500 руб.;
- по форме СЗВ - М за ноябрь 2020 года от 27.06.2022 N 066S01220007580 на сумму 500 руб.;
- по форме СЗВ - М за январь 2021 года от 27.06.2022 N 066S01220007581 на сумму 500 руб.;
- по форме СЗВ - М за февраль 2021 года от 27.06.2022 N 066S012200075 82 на сумму 500 руб.;
- по форме СЗВ - М за март 2021 года от 27.06.2022 N 066S01220007583 на сумму 500 руб.;
- по форме СЗВ - М за апрель 2021 года от 27.06.2022 N 066S01220007584 на сумму 500 руб.;
- по форме СЗВ - М за май 2021 года от 27.06.2022 N 066S01220007585 на сумму 500 руб.;
- по форме СЗВ - М за июнь 2021 года от 27.06.2022 N 066S01220007586 на сумму 500 руб.;
- по форме СЗВ - М за июль 2021 года от 27.06.2022 N 066S01220007586 на сумму 500 руб.;
- по форме СЗВ - М за сентябрь 2021 года от 27.06.2022 N 066S01220007588 на сумму 500 руб.;
- по форме СЗВ - М за октябрь 2021 года от 27.06.2022 N 066S01220007589 на сумму 500 руб.;
- по форме СЗВ - М за ноябрь 2021 года от 27.06.2022 N 066S01220007590 на сумму 500 руб.
17.08.2022 заявитель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений.
26.08.2022 Арбитражным судом Оренбургской области вынесен судебный приказ по делу N А47-12234/2022.
30.08.2022 определением суда первой инстанции по делу N А47-12234/2022 судебный приказ отменен, в связи с поступлением возражений от должника.
25.09.2020 государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Гае Оренбургской области (межрайонное) прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орске Оренбургской области (межрайонное).
01.10.2021 государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орске Оренбургской области (межрайонное) прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области.
Решением арбитражного суда от 31.01.2022 (резолютивная часть определения объявлена 27.01.2022) общество с ограниченной ответственностью "ПромСтройСнаб" (ОГРН - 1115658026571, ИНН5610141410), г. Оренбург, признано банкротом с открытием процедуры конкурсного производства. Исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложено на внешнего управляющего Фаттахову Д.Р.
В соответствии с частью 1 статьи 5, статьи 134 Федерального закона 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", пункта 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63, пункта 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.04.2003 N 4, денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, признаются текущими платежами.
В соответствии частью 2 статьи 5 Федерального закона 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Судом первой инстанции установлено, что Фондом в данном деле заявлены требования по текущим платежам, которые подлежат рассмотрению в общем порядке, вне рамок дела о банкротстве.
Поскольку в добровольном порядке страхователем требования страховщика не исполнены, страховщик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что требование о взыскании финансовых санкций является не правомерным, а также заявление о взыскании финансовых санкций подано с нарушением установленного срока.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
По части 1 статьи 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда по делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в настоящей главе.
В силу части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования определены Федеральным законом от 01.04.1996 от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Фонд (статья 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
На основании статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом, а Пенсионный фонд Российской Федерации, на основании статьи 16 Закона N 27-ФЗ обязан осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений на застрахованных лиц.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (здесь и далее в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии с пунктом 2.2 части 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела, территориальным органом ПФР проведена проверка представленных обществом сведений, в ходе которой установлено, что сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в отношении 3 застрахованных лиц отсутствуют в представленной 31.03.2021 форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год.
При этом сведения в отношении 3 застрахованных лиц (Книгиной М.В., Козлова В.Н., Макарова В.В.) отражены по форме СЗВ-М за январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2020 год, представленных страхователем своевременно.
В ходе сверки сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год с ранее представленными сведениями по форме СЗВ-М установлены расхождения по 3 застрахованным лицам, что зафиксировано в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 12.04.2022 N 066S18220004794.
В статье 2 Федерального закона N 167-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из изложенного следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
При этом, как разъяснено в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", проверка соблюдения установленных пунктом 3 статьи 46, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 115 НК РФ сроков осуществляется судом при рассмотрении заявлений о взыскании штрафов, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика.
В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля предусмотренных законодательством сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Как предусмотрено статьей 17 Закона N 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в акте.
Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение:
- о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
- об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.
С учетом данных разъяснений, применимых к правоотношениям по взысканию штрафов в сфере индивидуального (персонифицированного) учета, предельный срок взыскания с общества неуплаченных сумм санкций включает в себя: 3 месяца на составление акта, 5 дней на направление акта, 6 дней на его доставку, 15 дней на представление страхователем возражений, 10 дней на вынесение решения, 5 дней на направление решения, 6 дней на его доставку, 10 дней на вступление в силу решения по проверке, 10 дней на направление требования, 6 дней на его доставку, 20 календарных дней на исполнение требования, 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.
Из содержания части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, следует, что объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие) страхователя по непредставлению в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах.
Следовательно, правонарушение в части непредставления в установленный срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 г. совершено страхователем 02.03.2021.
Именно с этого момента Управление должно было обнаружить совершенное ответчиком правонарушение.
Суд первой инстанции правильно установил, что с учетом совокупности сроков, установленных статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, установленный срок обращения Пенсионного фонда в суд приходится на 10.03.2022, в результате чего суд приходит выводу о том, что давностный срок обращения заявителя в суд с требованием о взыскании финансовых санкций за несвоевременное представление страхователем сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год на момент обращения Управления в суд как с заявлением о выдаче судебного приказа (17.08.2022), так и с рассматриваемым требованием (11.11.2022) истек.
Суд первой инстанции сделал верный вывод, что срок для взыскания финансовых санкций истек, что является основанием для отказа в удовлетворении требований в отношении 3 застрахованных лиц на сумму 1 500 руб. (500 руб. Х 3 лиц).
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что страхователем отчетность по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год фактически представлена 31.03.2021, однако расхождения между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, выявлены лишь спустя более 10 мес., а именно 10.02.2022 путем направления уведомления N 66364-40-2020-03762, далее зафиксированы в справках по состоянию на 28.03.2022, послуживших основанием для составления акта от 12.04.2022 и вынесения решения от 30.05.2022.
Учитывая изложенное, доводы Фонда об отсутствии пропуска срока на обращение в суде подлежат отклонению.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя в указанной части.
Кроме того, Фондом заявлено требование о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений по форме СЗВ - М за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2020 года, по форме СЗВ - М за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь 2021 года в отношении 1 застрахованного лица (конкурсного управляющего должника ООО "Промстройснаб" Фаттаховой Д.Р.).
Из материалов дела следует, что 04.04.2019 по делу N А47-4158/2019 заявление о признании должника несостоятельным (банкротом) в отношении ООО "Промстройснаб" принято к производству.
Определением арбитражного суда от 25.07.2019 в отношении ООО "ПромСтройСнаб" введено наблюдение, временным управляющим утвержден Осипов Ю.А., являющийся членом Ассоциации "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа".
Определением арбитражного суда от 26.06.2020 в отношении ООО "ПромСтройСнаб" введено внешнее управление сроком на 18 месяцев. Внешним управляющим должника утверждена Агишева С.Г. член саморегулируемой организации "Союз менеджеров и арбитражных управляющих".
Определением арбитражного суда от 27.10.2020 внешним управляющим должника утверждена Фаттахова Д.Р. (после освобождения Агишевой С.Г.).
Решением арбитражного суда от 31.01.2022 (резолютивная часть определения объявлена 27.01.2022) ООО "ПромСтройСнаб" признано банкротом с открытием процедуры конкурсного производства. Исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложено на управляющего Фаттахову Д.Р.
В соответствии с пунктом 1 статьи 127 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном статьей 45 настоящего Федерального закона, о чем выносит определение. Полномочия конкурсного управляющего определены статьей 129 Закона о банкротстве.
В соответствии с положениями статьи 20 Закона о банкротстве арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой. Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом. Арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации.
Арбитражные управляющие в целях обязательного пенсионного страхования относятся к лицам, занимающимся частной практикой, соответственно, относятся к категории страхователей, указанной в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ.
В виду изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что у ООО "Промстройснаб" отсутствовала обязанность по представлению сведений на Фаттахову Д.Р. по форме СЗВ-М за спорные периоды. Доводы апелляционной жалобы в данной части подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.06.2023 по делу N А47-17471/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-17471/2022
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "Промстройснаб"
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, К/У Фаттахова Динара Рамилевна, ОПФР по Оренбургской области, ОСФР по Оренбургской области