Екатеринбург |
|
26 декабря 2023 г. |
Дело N А34-612/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Беляевой Н.Г., Лазарева С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях на решение Арбитражного суда Курганской области от 18.04.2023 по делу N А34-612/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Шадринский" (далее - МО МВД России "Шадринский") обратился в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее - МТУ Росимущества) о признании за истцом права на отказ от права оперативного управления от объекта федеральной собственности: встроенные нежилые помещения общей площадью 316,6 кв. м, находящиеся в жилом доме (Литер А), в том числе помещения на 1 этаже с номерами 9 - 15, 19-21, 23 - 32, на 2 этаже с номерами 74 - 99, 103-105, расположенные по адресу: Россия, Курганская область, г. Шадринск, ул. Фабричная, д. 20, с кадастровым номером: 45:26:070511:442; об обязании ответчика в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять в казну Российской Федерации объекты федеральной собственности: - встроенные нежилые помещения общей площадью 316,6 кв. м находящееся в жилом доме (Литер А), в том числе помещения на 1 этаже с номерами 9 - 15, 19 - 21, 23 - 32, на 2 этаже с номерами 74 - 99, 103-105, расположенные по адресу: Россия, Курганская область, г. Шадринск, ул. Фабричная, д. 20, с кадастровым номером: 45:26:070511:442 (с учетом принятого судом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части кадастрового номера здания).
Решением суда от 18.04.2023 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МТУ Росимущества просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. По мнению заявителя жалобы, обязание МТУ Росимущества принять имущество в казну является незаконным, так как нарушает интересы собственника, в частности подменяя право собственника на изъятие имущества, переданного в оперативное управление, обязанностью осуществить указанное действие. МТУ Росимущества отметило, что в настоящее время не может осуществить изъятие спорного имущества, поскольку ремонт и содержание помещения в надлежащем состоянии правообладателем не осуществлялись. Заявитель полагает, что указанное обстоятельство препятствует дальнейшему вовлечению имущества в хозяйственный оборот, затрудняет поиск потенциальных правообладателей, удовлетворение исковых требований повлечет необоснованное возложение обязанности по ремонту указанного помещения на МТУ Росимущества. По его мнению, рассмотрение вопроса о принятии помещения в казну Российской Федерации возможно после приведения его в состояние, пригодное для использования.
В отзыве на кассационную жалобу МО МВД России "Шадринский" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области N 229 от 24.05.2012 и акта приема-передачи имущества от 15.06.2012 из казны муниципального образования город Шадринск Курганской области в федеральную собственность был принят объект: встроенные нежилые помещения общей площадью 316,6 кв. м, находящиеся в жилом доме (Литер А), в том числе помещения на 1 этаже с номерами 9-15,19-21,23-33 на 2 этаже с номерами 74-99,103-105, расположенные по адресу: Россия, Курганская область, г. Шадринск, ул. Фабричная, д. 20, с кадастровым номером здания: 45:26:070511:442, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22.11.2012 сделана запись о регистрации N 45-45-02/342/2012-78 (выписка из реестра федерального имущества, в деле).
МТУ Росимущества (ответчик) осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории Курганской области, иного федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном Положением, соответствующим требованиям Приказа Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 "Об утверждении типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом".
Ввиду отсутствия необходимости дальнейшего использования указанного объекта недвижимости с МВД России был согласован вопрос о прекращении права оперативного управления (письмо Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России от 18.08.2022 N 22/4-17302).
Поскольку фактически спорный объект недвижимого имущества не используется истцом более 3 лет, содержать и обслуживать указанное недвижимое имущество экономически нецелесообразно, в связи с чем истец обратился к ответчику о прекращении права оперативного управления (письмо от 26.09.2022 N 40088).
В ответе от 25.10.2022 N 74-БЛ/15914 ответчик известил о направлении запросов в территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие свою деятельность на территории Курганской области, о представлении в МТУ Росимущества информации о намерениях использования/отсутствии потребности в использовании указанных помещений.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, на невостребованность по назначению закрепленного на праве оперативного управления спорного недвижимого имущества, на уклонение МТУ Росимущества от исполнения полномочий собственника по принятию указанного имущества в казну Российской Федерации, МО МВД России "Шадринский" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества.
Пунктом 2 статьи 296 ГК РФ установлено, что собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 ГК РФ" учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым, излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника (пункт 3 статьи 299 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 235 ГК РФ предусмотрено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Исходя из системного толкования названных норм, следует предусмотренная законом возможность отказаться от имущества, предоставленного на праве оперативного управления.
В соответствии с пунктом 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или неиспользуемого не по назначению имущества, закрепленного на оперативном управлении учреждений.
Согласно пункту 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно пунктам 4.1.2, 4.1.9 приложения N 15 к приказу Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" ТУ Росимущества самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что спорное имущество было закреплено за истцом на праве оперативного управления, имущество истцом не используется по назначению в соответствии с целями его деятельности, при этом на него возлагаются дополнительные имущественные обременения в виде обязанности по содержанию имущества, принимая во внимание, что МВД России согласовало передачу спорного имущества в казну Российской Федерации, суды пришли к выводу о правомерности отказа истца от спорного имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления и наличия правовых оснований для передачи этого имущества в казну Российской Федерации.
Довод заявителя жалобы о том, что обязание МТУ Росимущества принять имущество в казну является незаконным, так как нарушает интересы собственника, в частности подменяя право собственника на изъятие имущества, переданного в оперативное управление, обязанностью осуществить указанное действие, судом апелляционной инстанции рассмотрен и обоснованно отклонен, поскольку в рассматриваемом случае инициатором прекращения права оперативного управления на спорное имущество является МО МВД России "Шадринский", а не МТУ Росимущества. В силу изложенного при наличии у обладателя вещного права на спорное имущество выраженной воли на прекращение данного права у МТУ Росимущества как представителя собственника данного имущества не было правовых оснований для принятия (возврата) имущества в казну Российской Федерации.
Ссылка заявителя жалобы на неудовлетворительное состояние нежилого помещения, что помещение требует ремонта, судом апелляционной инстанции также не принята, поскольку не является обстоятельством, исключающим необходимость принятия собственником этого имущества решения об определении его дальнейшей судьбы в отсутствие у истца необходимости его использования и возможности содержания.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 18.04.2023 по делу N А34-612/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 4.1.2, 4.1.9 приложения N 15 к приказу Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" ТУ Росимущества самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26 декабря 2023 г. N Ф09-7040/23 по делу N А34-612/2023