г. Челябинск |
|
07 июля 2023 г. |
Дело N А34-612/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камаева А.Х.,
судей Аникина И.А., Жернакова А.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях на решение Арбитражного суда Курганской области от 18.04.2023 по делу N А34-612/2023.
В судебном заседании принял участие представитель:
Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Шадринский" - Груздева Екатерина Геннадьевна (доверенность от 09.06.2022 N 22/13-д, срок действия до 09.06.2025, паспорт, диплом).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание не явились.
С учетом мнения представителя истца и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Шадринский" (далее - истец, МО МВД России "Шадринский", ОГРН 1024501207763) обратился в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее - ответчик, МТУ Росимущества, ОГРН 1107453003580) о признании за истцом права на отказ от права оперативного управления от объекта федеральной собственности: встроенные нежилые помещения общей площадью 316,6 кв.м, находящиеся в жилом доме (Литер А), в том числе помещения на 1 этаже с номерами 9 - 15, 19 -21, 23 - 32, на 2 этаже с номерами 74 - 99, 103- 105, расположенные по адресу: Россия, Курганская область, г. Шадринск, ул. Фабричная, д.20, с кадастровым номером: 45:26:070511:442; об обязании ответчика в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять в казну Российской Федерации объекты федеральной собственности: - встроенные нежилые помещения общей площадью 316,6 кв.м. находящееся в жилом доме (Литер А), в том числе помещения на 1 этаже с номерами 9 - 15, 19 - 21, 23 - 32, на 2 этаже с номерами 74 - 99, 103- 105, расположенные по адресу: Россия, Курганская область, г. Шадринск, ул. Фабричная, д.20, с кадастровым номером: 45:26:070511:442 (с учетом принятого судом уточнения иска в порядке статьи 49 АПК РФ в части кадастрового номера здания).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 18.04.2023 (резолютивная часть от 12.04.2023) исковые требования удовлетворены.
С вынесенным решением не согласился ответчик, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе МТУ Росимущества (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ее податель указал, что обязание МТУ Росимущества принять имущество в казну является незаконным, так как нарушает интересы собственника, в частности подменяя право собственника на изъятие имущества, переданного в оперативное управление, обязанностью осуществить указанное действие. Апеллянт отметил, что в настоящее время не может осуществить изъятие спорного имущества, поскольку ремонт и содержание помещения в надлежащем состоянии правообладателем не осуществлялись. Указанное обстоятельство препятствует дальнейшему вовлечению имущества в хозяйственный оборот, затрудняет поиск потенциальных правообладателей. Удовлетворение исковых требований повлечет необоснованное возложение обязанности по ремонту указанного помещения на МТУ Росимущества. Апеллянт полагал, что рассмотрение вопроса о принятии помещения в казну РФ возможно после приведения его в состояние, пригодное для использования.
От МТУ Росимущества во исполнение определения суда поступили доказательства направления Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Шадринский", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области копий апелляционной жалобы и документов, которые у них отсутствуют. Указанные документы приобщены к материалам дела.
От МО МВД России "Шадринский" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Отзыв приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области N 229 от 24.05.2012 и акта приема-передачи имущества от 15.06.2012 из казны муниципального образования город Шадринск Курганской области в федеральную собственность был принят объект: встроенные нежилые помещения общей площадью 316,6 кв.м, находящиеся в жилом доме (Литер А), в том числе помещения на 1 этаже с номерами 9-15,19-21,23-33 на 2 этаже с номерами 74-99,103-105, расположенные по адресу: Россия, Курганская область, г. Шадринск, ул. Фабричная, д.20, с кадастровым номером здания: 45:26:070511:442, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22.11.2012 сделана запись о регистрации N 45-45-02/342/2012-78 (выписка из реестра федерального имущества, в деле).
МТУ Росимущества (ответчик) осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории Курганской области, иного федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном Положением, соответствующим требованиям Приказа Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 "Об утверждении типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом".
Ввиду отсутствия необходимости дальнейшего использования указанного объекта недвижимости с МВД России был согласован вопрос о прекращении права оперативного управления (письмо Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России от 18.08.2022 N 22/4-17302).
Поскольку фактически спорный объект недвижимого имущества не используется истцом более 3 лет, содержать и обслуживать указанное недвижимое имущество экономически нецелесообразно, в связи с чем истец обратился к ответчику о прекращении права оперативного управления (письмо от 26.09.2022 N 40088).
В ответе от 25.10.2022 N 74-БЛ/15914 ответчик известил о направлении запросов в территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие свою деятельность на территории Курганской области, о представлении в МТУ Росимущества информации о намерениях использования/отсутствии потребности в использовании указанных помещений.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, на невостребованность по назначению закрепленного на праве оперативного управления спорного недвижимого имущества, на уклонение МТУ Росимущества от исполнения полномочий собственника по принятию указанного имущества в казну Российской Федерации, МО МВД России "Шадринский" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к выводу, что законодательством предусмотрена возможность отказаться от имущества, предоставленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; учитывая, что спорное имущество не используется истцом по назначению в соответствии с целями его деятельности, при этом на него возлагаются дополнительные имущественные обременения в виде обязанности по содержанию имущества, приняв во внимание, что УМВД России по городу Кургану согласовало передачу спорного имущества в казну Российской Федерации, истец правомерно воспользовался своим правом на отказ от права оперативного управления спорным имуществом и передачу этого имущества в казну Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы ответчика, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В силу абзацев 2 и 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно пункту 2 статьи 296 ГК РФ собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым, излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В силу статьи 236 ГК РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу пункта 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, с учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 ГК РФ суд первой инстанций пришел к обоснованному выводу о наличии у истца права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
Из материалов дела следует, что МО МВД России "Шадринский" на праве оперативного управления принадлежит объект недвижимого имущества - встроенные нежилые помещения общей площадью 316,6 кв.м. находящееся в жилом доме (Литер А), в том числе помещения на 1 этаже с номерами 9 - 15, 19 - 21, 23 - 32, на 2 этаже с номерами 74 - 99, 103- 105, расположенные по адресу: Россия, Курганская область, г.Шадринск, ул. Фабричная, д.20, с кадастровым номером: 45:26:070511:442.
Письмом от 0318.08.2022 N 22/4-17302 МВД России согласовало прекращение права оперативного управления МО МВД России "Шадринский" на указанный объект недвижимости и передачу его в казну Российской Федерации.
МО МВД России "Шадринский" направило в адрес МТУ Росимущества соответствующее обращение о прекращении права оперативного управления на указанное нежилое помещение.
Следовательно, МО МВД России "Шадринский" выразило свою волю на прекращение права оперативного управления на встроенное нежилое помещение на первом этаже жилого дома, общей площадью 316,6 кв.м.
Доказательства того, что МТУ Росимущества совершило ответные необходимые действия по прекращению права оперативного управления МО МВД России "Шадринский" и принятию спорного имущества в казну Российской Федерации, материалы дела не содержат.
В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пунктам 4.1.2, 4.1.9 приложения N 15 к приказу Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" ТУ Росимущества самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
С учетом изложенного, поскольку МО МВД России "Шадринский" в силу отсутствия потребности в спорном объекте недвижимости обратилось с соответствующим заявлением в МТУ Росимущества, свидетельствующим об отказе от прав на указанный объект недвижимости, МВД России согласовало МО МВД России "Шадринский" передачу в казну Российской Федерации спорного объекта недвижимого имущества, у МТУ Росимущества не имелось законных оснований для отказа в удовлетворении заявления или допущения бездействия при решении вопроса о принятии в государственную казну Российской Федерации указанного недвижимого имущества.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований МО МВД России "Шадринский" в части обязания МТУ Росимущества в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять в казну Российской Федерации объект федеральной собственности: встроенные нежилые помещения общей площадью 316,6 кв.м, находящиеся в жилом доме (Литер А), в том числе помещения на 1 этаже с номерами 9 - 15, 19 - 21, 23 - 32, на 2 этаже с номерами 74 - 99, 103- 105, расположенные по адресу: Россия, Курганская область, г. Шадринск, ул. Фабричная, д.20, с кадастровым номером: 45:26:070511:442.
Оснований для переоценки данного вывода у суда апелляционной инстанции не имеется. Фактические обстоятельства дела судом первой инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Доказательств, опровергающих выводы суда, в материалы дела не представлено (статьи 9, 65 АПК РФ).
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что обязание МТУ Росимущества принять имущество в казну является незаконным, так как нарушает интересы собственника, в частности подменяя право собственника на изъятие имущества, переданного в оперативное управление, обязанностью осуществить указанное действие, несостоятелен, поскольку в рассматриваемом случае инициатором прекращения права оперативного управления на спорное имущество является МО МВД России "Шадринский", а не МТУ Росимущества. В силу изложенного при наличии у обладателя вещного права на спорное имущество выраженной воли на прекращение данного права у МТУ Росимущества как представителя собственника данного имущества не было правовых оснований для принятия (возврата) имущества в казну РФ.
Довод апеллянта о том, что нежилое помещение находится в неудовлетворительном состоянии и требует ремонта, не является обстоятельством, исключающим необходимость принятия собственником этого имущества решения об определении его дальнейшей судьбы в отсутствие у истца необходимости его использования и возможности содержания.
Ссылка апеллянта на то, что удовлетворение исковых требований повлечет необоснованное возложение обязанности по ремонту указанного помещения на МТУ Росимущества, в силу чего рассмотрение вопроса о принятии помещения в казну РФ возможно только после приведения его в состояние, пригодное для использования, отклонена судебной коллегией, поскольку вопрос, связанный с приведением помещения в надлежащее состояние не может служить препятствием для прекращения вещного права истца на спорное имущество.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта по основаниям части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ.
В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 18.04.2023 по делу N А34-612/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.Х. Камаев |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-612/2023
Истец: Межмуниципальный Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Шадринский"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях
Третье лицо: Управление Росреестра по Курганской области