Екатеринбург |
|
13 февраля 2024 г. |
Дело N А76-40700/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сафроновой А. А.,
судей Сирота Е. Г., Черемных Л. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецсервис" постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2023 по делу N А76-40700/2021 Арбитражного суда Челябинской области.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Спецсервис" (далее - истец, общество "Спецсервис") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 15 федерального медико-биологического агентства" (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании 1 488 552 руб. 60 коп. долга за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, 268 016 руб. 93 коп. неустойки (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 09.02.2023 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2023 решение изменено, с ответчика в пользу истца взыскано 171 455 руб. 76 коп. основного долга и 3 423 руб. пени, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Общество "Спецсервис" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, неполное исследование обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, просит названное постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив иск.
В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что суд апелляционной инстанции пришел к неверному выводу, что услуги по обращению с ТКО ответчику отказаны только на 171 455 руб. 76 коп., поскольку в материалах дела отсутствуют достаточные и достоверные доказательства оказания ответчику услуг по сбору и транспортирования отходов обществом с ограниченной ответственностью "Эко-Эталон", далее - общество "Эко-Эталон", предметом договора с обществом "Эко-Эталон" являлось оказание услуг в отношении не твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), а иных отходов.
По мнению истца, судом апелляционной инстанции в нарушение статей 6, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) неверно оценены доказательства, связанные с оборотом медицинских отходов, и количеством вывозимых истцом контейнеров.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в 2017 году по итогам конкурсного отбора общество "Спецсервис" приняло на себя функции регионального оператора по обращению с ТКО на территории Кыштымского кластера Челябинской области.
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 26.06.2019 N 50/2 с 01.07.2019 установлен единый тариф на услугу регионального оператора составляет 349 руб. 38 коп. за 1 куб.м. ТКО.
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 18.12.2019 N 96/123 единый тариф на услугу регионального оператора изменен, с 01.07.2020 по 30.06.2021 составлял 362 руб. 02 коп. за 1 куб.м. ТКО.
Истцом от ответчика 25.12.2019 получена заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 12.12.2019 N 0416/3647.
На основании указанной заявки истцом подготовлен проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО N 37540 на объект по адресу: г. Снежинск, ул. Дзержинского, д. 13, корпус N 16 (поликлиника) и корпус N 15 (стоматологическая поликлиника), далее - проект договора N 37540.
В соответствии с пунктом 1.1 указанного проекта региональный оператор обязуется принимать ТКО, в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в порядке и сроки, предусмотренные договором.
Объем твердых коммунальных отходов, места сбора и накопления твердых коммунальных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информации о размещении мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним определяются согласно приложениям 1, 2 к договору, являющимися его неотъемлемой частью (пункт 1.2. проекта договора N 37540).
Под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц.
Оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора: на период с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 349 руб. 38 коп. за 1 куб.м, на период с 01.07.2020 по 31.12.2020 - 362 руб. 02 коп. за 1 куб.м, НДС не облагается. Размер ежемесячной платы по договору определяется с учетом цены и утвержденных в установленном порядке нормативов накопления отходов на одну расчетную единицу и количества расчетных единиц.
Расчет ежемесячной платы по договору указан в приложении N 2 к договору (пункт 2.1. проекта договора N 37540).
Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не позднее тридцати дней с даты подписания им акта оказанных услуг (пункт 2.2. проекта договора N 37540).
Одновременно истцом подготовлены проекты договоров N 37538 (на хирургический корпус, детскую больницу N2, родильный дом и инфекционный корпус) и N 37539 (на прачечную, столярную мастерскую, мастерскую электриков и патологоанатомический корпус), содержащие аналогичные условия.
Проекты направлены истцом скан-копией на электронную почту ответчика, с которой направлена заявка на заключение договора, а также почтой России, со стороны потребителя названные проекты не подписаны.
Расчет платы во всех указанных проектах договоров определен с применение норматива накопления ТКО, которые ответчик должен был складировать в ближайшие контейнеры возле жилых домов.
Осенью 2020 года истцом от оператора по сбору и транспортированию ТКО в г. Снежинске получена информация, что с 01.03.2020 ответчиком возле больничных корпусов установлены 10 контейнеров для ТКО.
Истцом подготовлен второй измененный проект договора N 37540, согласно которому с 01.01.2020 по 29.02.2020 расчет платы за услуги по обращению с ТКО осуществляется исходя из норматива накопления ТКО и количества расчетных единиц, а с 01.03.2020 по 31.12.2020 расчет платы осуществляется из 10 контейнеров объемом 1,1 куб.м. каждый согласно графику, указанному в приложении N3 к договору.
Истец полагает, что поскольку вывоз ТКО от всех больничных корпусов ответчика с 01.03.2020 осуществляется из принадлежащих ему 10 контейнеров в рамках договора N 37540, то договоры N 37538 и N 37539 должны быть расторгнуты с 29.02.2020, соответствующие дополнительные соглашения о расторжении договоров N 37538 и N 37539 с 27.02.2020 подписаны между истцом и ответчиком в начале 2021 года.
По расчету истца ответчику оказаны услуги по договору N 37540 на сумму 1 488 552 руб. 60 коп., стоимость услуг по обращению с ТКО с 01.01.2020 по 27.02.2020 определена с применением норматива накопления ТКО, с 01.03.2020 по 31.12.2020 исходя из ежедневного вывоза 10 контейнеров объемом 1,1 куб.м каждый, с учетом частичных оплат по договорам N 37538 в сумме 277 206 руб. 96 коп. и N 37539 в сумме 67 176 руб. 06 коп., которые зачтены истцом в счет оплаты по договору N 37540.
В качестве подтверждения факта оказания ответчику услуг по обращению с ТКО истец представил копию договора на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО, заключенного обществом с ограниченной ответственностью "ТехВтор", а также акты оказанных услуг к указанному договору.
Ответчик спорные услуги по обращению с ТКО не оплатил.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательства по оплате услуг по обращению с ТКО послужило основанием для обращения истца, с соблюдением претензионного порядка разрешения спора, в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции исходил из доказанности факта надлежащего исполнения истцом своих обязательств по оказанию услуг по обращения с ТКО и отсутствия доказательств оплаты долга ответчиком.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение первой инстанции, произвел перерасчет суммы долга, поскольку пришел к выводу о том, что стоимость услуг за обращению с ТКО подлежала определению с учетом 2 контейнеров ответчика.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам права.
В соответствии со статьей 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно норме пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Законом N 89-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В силу пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Правила обращения с ТКО и типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО, правила коммерческого учета объема и (или) массы ТКО утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.6, пункт 5 статьи 24.7, пункт 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 утверждены Правила N 1156, которые устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также форма Типового договора; постановлением от 03.06.2016 утверждены Правила N 505, регулирующие порядок учета объема (или) и массы ТКО.
В силу пункта 4 статьи 426 ГК РФ и пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ условия Типового договора, Правила N 505, 1156 являются обязательными для региональных операторов по обращению с ТКО и собственников ТКО при заключении и исполнении публичных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО.
Существенными условиями заключаемого договора в силу пункта 25 Правил N 1156 являются планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов, периодичность и время вывоза ТКО, способ коммерческого учета количества ТКО, места их приема и передачи, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил N 1156 предусмотрено, что потребитель обязан обеспечивать учет объема (или) и массы ТКО в соответствии с Правилами N 505.
Коммерческий учет ТКО для собственников ТКО предусмотрен Правилами N 505 с применением альтернативных способов учета объема ТКО.
При заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах их накопления (пункты 5 и 6 Правил N 505).
Такой правовой подход заложен в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54, от 18.08.2023 N 307-ЭС23-8866.
Вместе с тем, в силу части 2 статьи 2 Закона N 89-ФЗ отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ).
По смыслу пункта 1 статьи 49 Закона N 323-ФЗ медицинские отходы - это все виды отходов, в том числе анатомические, патологоанатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления не только собственно медицинской, но и фармацевтической, генно-инженерной и иных смежных видов деятельности.
Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на классы от "А" до "Д", где класс "А" - это эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (пункт 2 статьи 49 Закона N 323-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 49 Закона N 323-ФЗ медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами установлены Санитарными правилами.
Пунктами 16, 170, 171, 193, 200, 201, 203, 204 и 244 СанПиН 2.1.3684-21 установлены особенности обращения с медицинскими отходами класса "А" по сравнению с ТКО по вопросам их сбора, хранения, размещения и транспортирования; оборудования и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами; дезинфекции, мойки и дезинсекции транспортных средств и контейнеров; порядка утверждения схемы обращения с медицинскими отходами и обращения с ними в соответствии с этой схемой.
В указанных пунктах, а также иных положениях СанПиН 2.1.3684-21, касающихся обращения с медицинскими отходами в целом и с медицинскими отходами класса "А" непосредственно, нет отсылок к нормам законодательства, регулирующего обращение с ТКО.
Таким образом, действующие Санитарные правила содержат положения, разграничивающие порядок обращения с медицинскими отходами класса "А" и с ТКО.
Пункт 14 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), содержит прямой запрет на складирование в контейнерах медицинских отходов, а также иных отходов, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Данная правовая позиция изложена в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 25.05.2023 N 309-ЭС22-25180 и от 04.07.2023 N 308-ЭС23-5243.
Истолковав вышеуказанные нормы права применительно к рассматриваемому спору, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность представленных в материалы дела доказательств, в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 71 АПК РФ, учитывая позицию ответчика и его статус медицинского учреждения, положения пункта 1 статьи 49 Закона N 323-ФЗ, соглашений о расторжении договоров N 37538 и N 37539, условия измененного проекта договора N 37540, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований в размере 171 455 руб. 76 коп., подробно обосновав расчет суммы долга.
Установив факт просрочки исполнения ответчиком обязательства по оплате услуг по обращению с ТКО в спорном периоде, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание установленную сумму задолженности, руководствуясь статьей 330 ГК РФ, пунктом 7.2 договоров, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца 25 225 руб. 09 коп. неустойки.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по жалобе истца суд кассационной инстанции не усматривает.
Оценивая доводы жалобы, суд кассационной инстанции учитывает, что постановление суда апелляционной инстанции ответчиком не обжалуется и, рассматривая кассационную жалобу, суд кассационной инстанции не вправе ухудшать положение заявителя по сравнению с обжалуемым судебным актом.
Доводы кассационной жалобы судом округа отклоняются, поскольку сводятся к простому несогласию заявителя жалобы с результатами исследования и оценки обстоятельств дела и представленных доказательств, тогда как переоценка таковых выходит за рамки компетенции и полномочий суда кассационной инстанции, установленных нормами статей 286 - 288 АПК РФ (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2023 по делу N А76-40700/2021 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Сафронова |
Судьи |
Е.Г. Сирота |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив факт просрочки исполнения ответчиком обязательства по оплате услуг по обращению с ТКО в спорном периоде, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание установленную сумму задолженности, руководствуясь статьей 330 ГК РФ, пунктом 7.2 договоров, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца 25 225 руб. 09 коп. неустойки.
...
Доводы кассационной жалобы судом округа отклоняются, поскольку сводятся к простому несогласию заявителя жалобы с результатами исследования и оценки обстоятельств дела и представленных доказательств, тогда как переоценка таковых выходит за рамки компетенции и полномочий суда кассационной инстанции, установленных нормами статей 286 - 288 АПК РФ (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 февраля 2024 г. N Ф09-8678/23 по делу N А76-40700/2021