г. Челябинск |
|
15 сентября 2023 г. |
Дело N А76-40700/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей Баканова В.В., Тарасовой С.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Дроздовой К.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 15 Федерального медико-биологического агентства" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.02.2023 по делу N А76-40700/202
В судебном заседании принял участие представитель:
общества с ограниченной ответственностью "Спецсервис": Антонов А.А. (паспорт, доверенность б/н от 17.07.2021 сроком на 3 года, диплом).
общество с ограниченной ответственностью "Спецсервис" (далее - истец, ООО "Спецсервис") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 15 федерального медико-биологического агентства" (далее - ответчик, ФГБУЗ ЦМСЧ N 15 ФМБА России, Учреждение) о взыскании по договору N 37 540:
- задолженности в размере 1 488 552 руб. 60 коп.,
- суммы, уплаченной за направление заказного письма с уведомлением о вручении и описью вложения (претензия и прилагаемые документы) в размере 270 руб.90 коп.;
- неустойки в сумме 268 016 руб. 93 коп. (с учетом принятого судом уточнения - т.1 л.д. 138-140).
Решением суда первой инстанции от 09.02.2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Учреждение (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что вывоз твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), в том числе медицинских отходов класса "А" с территории ответчика в период с января по февраль 2020 года осуществляло третье лицо.
Также ответчик полагает необоснованным произведенный истцом расчет объема оказанных услуг за период с марта по декабрь 2020 года, поскольку услуги в отношении 8 контейнеров из 10, установленных на территории ответчика, были оплачены в рамках исполнения договоров N 37 539 и N 37 538.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, в 2017 году по итогам конкурсного отбора ООО "Спецсервис" приняло на себя функции Регионального оператора по обращению с ТКО (твердыми коммунальными отходами) на территории Кыштымского кластера Челябинской области (Основание статуса Регионального оператора - Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кыштымского кластера от 23.11.2017 г).
25.12.2019 истцом от ответчика была получена заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО (исх. 0416/3647 от 12.12.2019).
На основании указанной заявки истцом был подготовлен проект договора N 37 540 на объект по адресу г. Снежинск, ул. Дзержинского, д. 13, корпус N 16 (поликлиника) и корпус N 15 (стоматологическая поликлиника).
В соответствии с п. 1.1. указанных проектов региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные расходы (далее - ТКО), в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в порядке и сроки, предусмотренные договором.
Объем твердых коммунальных отходов, места сбора и накопления твердых коммунальных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информации о размещении мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним определяются согласно приложениям 1, 2 к договору, являющимися его неотъемлемой частью (п. 1.2. проекта договоров).
Под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц.
Оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора: на период с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 349,38 руб. за 1 м3., на период с 01.07.2020 по 31.12.2020 - 362,02 руб. за 1 м3, НДС не облагается. Размер ежемесячной платы по договору определяется с учетом цены и утвержденных в установленном порядке нормативов накопления отходов на одну расчетную единицу и количества расчетных единиц.
Расчет ежемесячной платы по договору указан в приложении N 2 к договору (п. 2.1. проекта договора).
Одновременно были подготовлены проекты договоров N 37 538 (на хирургический корпус, детскую больницу N2, родильный дом и инфекционный корпус) и N 37 539 (на прачечную, столярную мастерскую, мастерскую электриков и патологоанатомический корпус).
Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не позднее тридцати дней с даты подписания им акта оказанных услуг (п. 2.2. проекта договора).
Проекты были направлены скан-копией на электронную почту Ответчика, с которой была направлена заявка на заключение договора, а также почтой России, но не подписаны со стороны Потребителя до настоящего момента.
Расчет платы во всех указанных договорах в связи с отсутствием у ответчика собственных контейнеров для ТКО с 01.01.2020 г. осуществлялся по нормативу. При этом ответчик должен был складировать ТКО в ближайшие контейнеры возле жилых домов.
Осенью 2020 года истцом от оператора по сбору и транспортированию ТКО в г. Снежинске была получена информация, что с 01.03.2020 ответчиком возле больничных корпусов установлены 10 контейнеров для ТКО.
Истец и ответчик пришли к соглашению, что, так как с 01 марта 2020 года ТКО, образующиеся от деятельности всех вышеперечисленных корпусов складируются в указанные контейнеры, то имеет смысл заключить новый единый договор, согласно которому с 01.03.2020 г. расчет платы осуществляется исходя из количества контейнеров и графика их вывоза.
Истцом был подготовлен второй измененный проект договора N 37 540, согласно которому с 01.01.2020 по 29.02.2020 расчет платы осуществляется исходя из норматива накопления ТКО и количества расчетных единиц, а с 01.03.2020 г. по 31.12.2020 г. расчет платы осуществляется из десяти контейнеров объемом 1,1 м.куб. каждый согласно графику, указанному в приложении N3 к договору.
Так как вывоз ТКО от всех больничных корпусов ответчика с 01.03.2020 осуществляется из принадлежащих ему десяти контейнеров в рамках договора N 37 540, то договоры N 37 538 и N 37 539 должны быть расторгнуты с 29.02.2020.
Как указывает истец, соответствующие дополнительные соглашения о расторжении договоров N 37 538 и N 37 539 с 27.02.2020 г. были подписаны между истцом и ответчиком в начале 2021 г.
Изначально счета по договору N 37 540 за период с 01.01.2020 по 31.10.2020 были выставлены исходя из расчета по нормативу накопления ТКО.
Однако в ноябре 2020 года были сделаны корректировки выставленных счетов следующим образом.
С целью недопущения начисления платы два раза за вывоз ТКО с одних и тех же объектов (по нормативу и по контейнерам), сумма счетов за период с 01.03.2020 (с момента установки контейнеров) по 31.10.2020, изначально выставленных по нормативу, была уменьшена на сумму вывозов с 01 по 11 числа каждого месяца из двух контейнеров, так как суммы, равные стоимости оказанных услуг по вывозу ТКО из двух контейнеров с 01.03.2020 по 31.10.2020 с 01 по 11 числа каждого месяца, уже были внесены ответчиком по договорам N 37 538 и N 37 539.
В этой связи счет за период с 01.01.2020 по 31.08.2020 (продажа 12040 в акте сверки) был уменьшен на 2 087 944,42 руб. (корректировка продажи 819), счет за период с 01.09.2020 по 30.09.2020 (продажа 12888) был уменьшен на сумму 332 305,40 руб. (корректировка продажи 820).
Счет за октябрь был уменьшен без проведения корректировки, итоговая его сумма составила 79 644,40 руб.
Счета с 01.11.2020 и далее выставлены исходя из расчета платы за вывоз ТКО из десяти контейнеров ежедневно согласно приложению N 3 итогового варианта договора N 37 540.
Таким образом, итоговая сумма задолженности по договору N 37 540 в размере 1 488 552,60 руб. - это сумма за оказание услуг по вывозу ТКО с 01.01.2020 г. по 27.02.2020 г., рассчитанная по нормативу накопления ТКО, а также за вывоз ТКО из десяти контейнеров в период с 01.03.2020 по 31.12.2020 ежедневно, с учетом частичных оплат по договорам N 37 538 в сумме 277 206,96 и по N 37 539 в сумме 67 176,06, которые были зачтены в счет оплаты по договору N 37 540.
Итоговый вариант договора N 37 540 был направлен ответчику простым письмом и по электронной почте вместе с разъяснительным письмом (исх. N 2900 от 09.12.2020 г.).
Истцом представлен расчет, в соответствии с которым задолженность ответчика составила 1 488 552 руб. 60 коп. При осуществлении расчетов ежемесячных платежей Региональный оператор руководствовался следующими нормативно-правовыми актами:
1) Постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 26.06.2019 г. N 50/2 - с 01.07.2019 г. единый тариф на услугу Регионального оператора составляет 349 рублей 38 копеек за метр кубический ТКО.
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 18.12.2019 г. N 96/123 единый тариф на услугу Регионального оператора был изменен и с 01.07.2020 г. по 30.06.2021 г. составлял 362 рубля 02 копейки за метр кубический ТКО.
2) Постановление Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов".
В силу п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем из нормативов накопления ТКО, либо количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО.
В случае если у потребителя установлены возле объекта собственные контейнеры для ТКО, то расчет ежемесячных платежей осуществляется исходя из количества, объема и графика вывоза этих контейнеров, то есть исходя из фактического объема ТКО.
3) Постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 31.08.2017 г. N 42/1 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Челябинской области".
По мнению истца, в связи с отсутствием у ответчика в период с 01.01.2020 г. по 29.02.2020 собственных контейнеров для ТКО расчет платы возможен в указанный период только исходя из норматива накопления ТКО и количества расчетных единиц. При этом ответчик должен был складировать ТКО в ближайшие контейнеры жилых домов.
Указанным Постановлением установлены нормативы для расчета ежемесячной платы за оказание услуги по обращению с ТКО для различных организаций.
Для поликлиник применяется норматив накопления отходов, равный 0,364 м3 в год, расчетная единица - 1 посещение.
Расчетным периодом по договору (п.2.1.) является один календарный месяц.
Поэтому разделив годовой норматив на 12 месяцев получаем 0,03 куб.м. - норматив накопления на 1 расчетную единицу в месяц.
Истцом от ответчика 25.12.2019 г. была получена заявка на заключение договора (N 0416/3647 от 12.12.2019 г.) с указанием количества расчетных единиц.
В строке "Итого" таблицы "Плановые показатели ЦМСЧ N 15 на 2020 год" указано количество посещений за год - 450 768.
Разделив указанную цифру на 12 (количество месяцев в году), получим 37 564 посещения (в месяц). Это количество посещений указано в приложении N 2 изначального проекта договора N 37 540.
Однако по просьбе ответчика в итоге для расчета платы количество посещений было снижено до 30 114 (на основании письма ответчика от 01.09.2020 г. N 13-06/2501).
Согласно указанному письму, плановая мощность поликлиник составляет в день 1 434 посещения.
В среднем в поликлиниках 21 рабочая смена.
1 434 х 21 = 30 114 посещений/мес.
Согласно приложению N 2 итоговой редакции договора N 37 540, в период с 01.01.2020 по 29.02.2020 количество расчетных единиц (посещений) - 30 114.
Расчет размера задолженности по договору N 37 540 (в его итоговой редакции) выглядит следующим образом.
Как указал суд первой инстанции в оспариваемом решении, за период с 01.03.2020 по 31.08.2020 истцом было оказано услуг по обращению с ТКО на следующую сумму:
За март 2020 г.:
10 (кол-во контейнеров) х 1,1 (объем одного контейнера) х 20 (кол-во вывозов в месяце) х 349,38 (единый тариф) = 76 863,60 руб.
За апрель 2020:
10 (кол-во контейнеров) х 1,1 (объем одного контейнера) х 19 (кол-во вывозов в месяце) х 349,38 (единый тариф) = 73 020,42 руб.
За май 2020 г.:
10 (кол-во контейнеров) х 1,1 (объем одного контейнера) х 20 (кол-во вывозов в месяце) х 349,38 (единый тариф) = 76 863,60 руб.
За июнь 2020:
10 (кол-во контейнеров) х 1,1 (объем одного контейнера) х 19 (кол-во вывозов в месяце) х349,3 8 (единый тариф) = 73 020,42 руб.
За июль 2020 г.:
10 (кол-во контейнеров) х 1,1 (объем одного контейнера) х 20 (кол-во вывозов в месяце) х 362,02 (единый тариф) = 79 644,40 руб.
За август 2020 г.:
10 (кол-во контейнеров) х 1,1 (объем одного контейнера) х 20 (кол-во вывозов в месяце) х 362,02 (единый тариф) = 79 644,40 руб.
Итоговая сумма за вывоз ТКО из десяти контейнеров ответчика в указанный период составила:
76 863,60 + 73 020,42 + 76 863,60 + 73 020,42 + 79 644,40 + 79 644,40 = 459 056,84.
Стоимость оказанных услуг по вывозу ТКО из контейнеров ответчика в сентябре 2020 составила:
10 (кол-во контейнеров) х 1,1 (объем одного контейнера) х 19 (кол-во вывозов в месяце) х 362,02 (единый тариф) = 75 662,18 руб.
Изначально по договору N 37 540 был выставлен единый счет на сумму 3 178 275,02 руб. за период с 01.01.2020 г. по 31.08.2020 г. исходя из расчета по нормативу.
С 01.03.2020 г. вывоз ТКО начал осуществляться из контейнеров - следовательно, и расчет платы с 01.03.2020 должен быть осуществлен исходя из количества, объема контейнеров и графика вывоза.
Из общей суммы счетов за период с 01.01.2020 г. по 31.08.2020 г. была вычтена общая сумма счетов за период с 01.03.2020 по 31.08.2020 - остаток суммы составляет размер платы за январь и февраль 2020 г.
Формула для расчета платы за январь и февраль 2020 (расчет осуществлен по нормативу, и оставлен без изменений, т.к. у ответчика отсутствовали собственные контейнеры:
30 114 (количество расчетных единиц) х 0,030 (0,364 / 12 - норматив накопления ТКО/мес.) х 349,38 (единый тариф) = 315 636,88 рублей/месяц.
315 636,88 х 2 = 631 273,76 руб. (за январь и февраль вместе) 3 178 275,002 (сумма с 01.01.2020 по 31.08.2020) - 631 273,76 (сумма за январь и февраль) = 2 547 001,26 руб. (сумма по нормативу с 01.03.2020 по 31.08.2020).
Указанная сумма была уменьшена на 2 087 944,42 руб. (см. корректировку продажи 819 в акте сверки):
2 547 001,26 - 2 087 944,42 = 459 056,84 руб. - как указано выше, данная сумма является стоимостью оказанных ответчику услуг за вывоз ТКО из его собственных десяти контейнеров в период с 01.03.2020 по 31.08.2020.
За сентябрь 2020 г. изначально был выставлен счет по нормативу на сумму 407 967,58 руб. Указанная сумма была уменьшена на 332 305,40 руб. (см. корректировку продажи 820 в акте сверки):
407 967,58 - 332 305,40 = 75 662,18 руб. (итоговая сумма за сентябрь 2020 г.).
Вывоз ТКО в сентябре также осуществлялся из десяти контейнеров ответчика: 10 (кол-во контейнеров) х 1,1 (объем одного контейнера) х 19 (кол-во вывозов в месяце) х 362,02 (единый тариф) = 75 662,18 руб.
Расчет платы за октябрь 2020 г. выглядит следующим образом: 10 (кол-во контейнеров) х 1,1 (объем одного контейнера) х 20 (кол-во вывозов в месяце) х 362,02 (единый тариф) = 79 644,40 руб.
Расчет платы за ноябрь 2020 г. выглядит следующим образом: 10 (кол-во контейнеров) х 1,1 (объем одного контейнера) х 30 (кол-во вывозов в месяце) х 362,02 (единый тариф) =119 466,60 руб.
Расчет платы за декабрь 2020 г. выглядит следующим образом: 10 (кол-во контейнеров) х 1,1 (объем одного контейнера) х 31 (кол-во вывозов в месяце) х 362,02 (единый тариф) = 123 448,82 руб.
Итого сумма задолженности по договору N 37 540 по состоянию на 28.09.2021 составляет:
631 273,76 + 459 056,84 + 75 662,18 + 79 644,40 + 119 466,60 + 123 448,82 = 1 488 552,60 руб.
У ООО "Спецсервис" на 2020 год был заключен договор на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО с ООО "ТехВтор", согласно которым общество "ТехВтор" было обязано осуществлять сбор и транспортирование ТКО на территории Снежинского городского округа.
ООО "ТехВтор" во исполнение заключенного с ООО "Спецсервис" договора осуществляло сбор и транспортирование ТКО со всех контейнерных площадок Снежинского городского округа.
В период с 01.01.2020 по 29.02.2020 ответчик складировал образующиеся у него ТКО в общие контейнеры жилых домов.
ООО "ТехВтор" осуществляло сбор и транспортирование ТКО из всех общих контейнеров жилых домов, собирая таким образом и ТКО от деятельности ответчика.
С 01.03.2020 г. ответчиком были установлены собственные контейнеры, ООО "ТехВтор" начало их обслуживание, производя вывоз ТКО с принадлежащей ответчику контейнерной площадки.
Следовательно, в период с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г. услуга по обращению с ТКО оказывалась ответчику в полном объеме и подлежит оплате им.
В качестве подтверждения факта оказания услуг по обращению с ТКО ответчику в спорный период истец представил копию договора на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО, заключенного ООО "ТехВтор" с ООО "Спецсервис" (Региональным оператором) на 2020 г., а также акты оказанных услуг к указанному договору.
Ответчик оказанные ему услуги по обращению с ТКО не оплатил.
30.12.2020 г. истец направил претензию по юридическому адресу ответчика. К претензии также был приложен акт сверки расчетов, а также счета и акты оказанных услуг. Претензия была получена ответчиком 04.02.2021.
Ответ на указанную претензию от ответчика не поступил, договор N 37 540 в его итоговой редакции со стороны ответчика до настоящего времени не подписан.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательства по договору послужило основанием для обращения истца с исковым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования в полном размере, суд первой инстанции исходил из доказанности факта надлежащего исполнения истцом своих обязательств и отсутствия доказательств оплаты долга ответчиком.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из положений пунктов 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пунктам 2, 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
На основании пунктов 1, 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО относится к числу публичных договоров, существенные условия которого определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), а также регулируются нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмездном оказании услуг.
Согласно статье 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора (статья 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Обязанность истца, являющегося региональным оператором и осуществляющего деятельность по оказанию услуг по обращению с ТКО, заключить договор с ответчиком вытекает из положений законодательства и обусловлена характером осуществления им деятельности в области обращения ТКО.
Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, по общему правилу, является обязательным.
На основании пункта 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.
Аналогичное положение следует из п. 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), согласно которому договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I (1) Правил.
Потребителем согласно пункту 2 Правил N 1156 является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с Законом N 89-ФЗ и пунктом 25 Правил N 1156 к существенным условиям договора относятся планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов; периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов; места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами; предельно допустимое значение уплотнения твердых коммунальных отходов; способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов; сроки и порядок оплаты услуг по договору.
На основании пунктов 1, 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
В силу пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505) коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из: а) нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 8 (1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в нежилых помещениях, с лицами, владеющими такими нежилыми помещениями на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Пунктом 8(4) Правил N 1156 установлено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно пункту 8(14) Правил N 1156, является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 8 (10) Правил N 1156 установлено, что в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8 (6) и 8 (7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
Согласно пункту 8 (11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил (пункт 8 (12) Постановления N 1156).
Пунктом 8 (15) Правил N 1156 предусмотрено, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) Правил N 1156, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил N 1156.
На основании пункта 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пунктом 8(18) Правил N 1156 предусмотрено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как следует из пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пункта 8(18) Правил N1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и Соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" также разъяснено, что договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (пункт 3 статьи 154 и пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Соглашение сторон может быть достигнуто путем принятия (акцепта) одной стороной предложения заключить договор (оферты) другой стороны (пункт 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации), путем совместной разработки и согласования условий договора в переговорах, иным способом, например, договор считается заключенным и в том случае, когда из поведения сторон явствует их воля на заключение договора (пункт 2 статьи 158, пункт 3 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом в соответствии с пунктом 8 (11) Правил N 1156 потребитель либо подписывает договор на условиях регионального оператора, либо направляет мотивированный отказ от его подписания с приложением предложений о внесении изменений. Иных юридических действий указанными Правилами для потребителя не установлено.
Из положений пунктов 8 (12), 8 (15), 8 (17) Правил N 1156 следует, что в случае, если данный договор между потребителем и региональным оператором не подписан, то он считается заключенным на условиях типового договора, утвержденного постановлением Правительства от 12.11.2016 N 1156.
Оценивая обстоятельства дела и доводы сторон в их совокупности и взаимосвязи, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как указал суд первой инстанции, доводы ответчика о том, что он обратился за оказанием соответствующих услуг к иному лицу, материалы дела не содержат
В то же время, в обоснование возражений ответчик как в суде первой инстанции, так и в апелляционной суде указывает, что услуги по сбору и транспортировке производственных отходов с объектов ФГБУЗ ЦМСЧ N 15 ФМБА России (заказчик) в январе и феврале 2020 года осуществляло ООО "Эко-эталон" (исполнитель) в соответствии с контрактами от 01.01.2020 N 1, от 01.01.2020 N 2, от 03.02.2020 N 1, от 03.02.2020 N 2 (т.1 л.д.82-105).
В соответствии с условиями указанных договоров исполнитель обязуется осуществлять сбор и транспортирование производственных отходов от заказчика, а заказчик обязуется оплачивать эти услуги и обеспечивать первичный сбор производственных отходов (класс А и Б после обеззараживания (дезинфекции), подлежащих транспортированию.
Тем самым, с позиции ответчика, им было реализовано право на выбор способа оборота образующихся на территории Учреждения отходов, в том числе медицинских отходов класса А.
Судебная коллегия полагает данные доводы заслуживающими внимания в силу следующего.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Законом N 89-ФЗ.
Общество "Спецсервис" является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Челябинской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Ответчик является медицинским учреждением, что сторонами не оспаривается.
Определение медицинских отходов изложено в пункте 1 статьи 49 Закона N 323-ФЗ.
По смыслу пункта 1 статьи 49 Закона N 323-ФЗ медицинские отходы - это все виды отходов, в том числе анатомические, патологоанатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления не только собственно медицинской, но и фармацевтической, генно-инженерной и иных смежных видов деятельности.
Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на классы от "А" до "Д", где класс "А" - это эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (пункт 2 статьи 49 Закона N 323-ФЗ).
Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами установлены Санитарными правилами.
Пунктом 2 статьи 2 Закона N 89-ФЗ установлено, что отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в настоящее время деятельность по обращению с медицинскими отходами выведена из сферы действия законодательства об отходах производства и потребления.
В Законе N 323-ФЗ учтена потенциальная опасность воздействия медицинских отходов. Согласно пункту 3 статьи 49 данного Закона медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Анализ Санитарных правил (в частности, пункты 16, 170, 171, 193, 200, 201, 203, 204 и 244 СанПиН 2.1.3684-21) показывает, что положениями правил установлены особенности обращения с медицинскими отходами класса "А" по сравнению с ТКО по вопросам их сбора, хранения, размещения и транспортирования, оборудования и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, дезинфекции, мойки и дезинсекции транспортных средств и контейнеров, порядка утверждения схемы обращения с медицинскими отходами и обращения с ними в соответствии с этой схемой.
При этом как в приведенных пунктах, так и в иных пунктах СанПиН 2.1.3684-21, касающихся обращения с медицинскими отходами в целом и непосредственно с медицинскими отходами класса "А", нет ни одной отсылки к нормам законодательства, регулирующего обращение с ТКО, в отличие от положений, определяющих, например, правила обращения с отходами производства (пункт 218 СанПиН 2.1.3684-21).
Таким образом, действующие Санитарные правила содержат положения, разграничивающие порядок обращения с медицинскими отходами класса "А" и с ТКО.
В пункте 14 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", закреплен прямой запрет на складирование в контейнерах медицинских отходов, а также иных отходов, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Несмотря на то, что медицинские отходы класса "А" приближены по составу к ТКО, из приведенных норм и правил не следует, что такие отходы должны квалифицироваться как ТКО, в связи с чем действие Закона N 89-ФЗ на медицинские отходы класса "А" не распространяется.
Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.05.2023 N 309-ЭС22-25180.
В этой связи собственники медицинских отходов класса "А" не обязаны заключать договор на оказание услуг по вывозу медицинских отходов с региональным оператором как с единственным поставщиком услуги. Реализуя соответствующие правомочия, ответчик вправе был заключить в соответствии с требованиями норм действующего законодательства договор по обращению с медицинскими отходами с третьими лицами.
Таким образом, вопреки выводам суда первой инстанции, ответчик правомерно заключил контракты на сбор и транспортирование отходов в период с января по февраль 2020 года с третьим лицом.
С учетом изложенного оснований для взыскания стоимости услуг за январь-февраль 2020 года не имеется.
Относительно требований в отношении периода с марта по декабрь 2020 года судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, между сторонами был заключен договор от 27.02.2020 N 37 539 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (т.1 л.д.20-25) в отношении объектов ответчика, расположенных по адресу: Челябинская область, г.Снежинск, ул.Дзержинского, д.13: корпус N 8 (прачечная), корпус N 8 (столярная мастерская), корпус N 13 (мастерская электриков), корпус N 10 (паталого-анатомический корпус).
Указанный договор расторгнут сторонами в январе 2021 года.
В соответствии с Соглашением о расторжении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 27.02.2020 N 37 539 (т.1 л.д.40, оборот), договор расторгнут и взаимные обязательства сторон прекращены.
Согласно пункту 2 Соглашения, по договору стороны исполнили следующие обязательства:
- региональный оператор оказал услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору на сумму 67 176 руб. 06 коп.;
- заказчик оплатил региональному оператору 67 176 руб. 06 коп.
С момента вступления в силу настоящего Соглашения стороны не считают себя связанными какими-либо правами и обязанностями по договору (п.3 Соглашения).
Также между сторонами был заключен договор от 27.02.2020 N 37 538 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (т.1 л.д.20-25) в отношении объектов ответчика, расположенных по адресу: Челябинская область, г.Снежинск, ул.Дзержинского, д.13: корпус 1 (хирургический корпус), корпус N 2Детская больница (педиатр. Отд.), корпус 5, 6, 17 (родильный дом), корпус N 4 (Инфекционный корпус).
Указанный договор расторгнут сторонами в январе 2021 года.
В соответствии с Соглашением о расторжении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 27.02.2020 N 37 538 (т.1 л.д.40), договор расторгнут и взаимные обязательства сторон прекращены.
Согласно пункту 2 Соглашения, по договору стороны исполнили следующие обязательства:
- региональный оператор оказал услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору на сумму 277 206 руб. 96 коп.;
- заказчик оплатил региональному оператору 277 206 руб. 96 коп.
С момента вступления в силу настоящего Соглашения стороны не считают себя связанными какими-либо правами и обязанностями по договору (п.3 Соглашения).
Таким образом, оказанные истцом услуги по вывозу ТКО в отношении названных выше объектов были надлежащим образом приняты и оплачены ответчиком в установленном договором порядке.
Доводы истца о проведении перерасчета в отношении поименованных объектов являются необоснованными, поскольку стороны признали обязательства исполненными надлежащим образом.
С учетом изложенного оснований для взыскания задолженности в отношении перечисленных выше объектов не имеется.
Относительно требования о взыскании задолженности в отношении объектов ответчика, расположенных по адресу г.Снежинск, ул.Дзержинского, д.13: корпус N 16 (поликлиника), а также корпус N 15 (стоматологическая поликлиника) судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как сказано выше, на основании поданной ответчиком заявки истцом был подготовлен проект договора N 37 540 на объект по адресу г. Снежинск, ул. Дзержинского, д. 13, корпус N 16 (поликлиника) и корпус N 15 (стоматологическая поликлиника).
Впоследствии истцом был подготовлен второй измененный проект договора N 37 540, согласно которому с 01.01.2020 г. по 29.02.2020 г. расчет платы осуществляется исходя из норматива накопления ТКО и количества расчетных единиц, а с 01.03.2020 г. по 31.12.2020 г. расчет платы осуществляется из десяти контейнеров объемом 1,1 м.куб. каждый согласно графику, указанному в приложении N3 к договору.
Таким образом новый проект договора N 37 540 включает в себя все объекты ответчика.
Указанный договор не был подписан со стороны и ответчика и оснований считать его заключенным с января 2020 года, с учетом приведенного выше обоснования, не имеется.
В то же время, как сказано выше, в отношении следующих объектов ответчика, расположенных по адресу: г.Снежинск, ул.Дзержинского, д.13: корпус N 8 (прачечная), корпус N 8 (столярная мастерская), корпус N 13 (мастерская электриков), корпус N 10 (паталого-анатомический корпус), корпус 1 (хирургический корпус), корпус N 2Детская больница (педиатр. Отд.), корпус 5, 6, 17 (родильный дом), корпус N 4 (Инфекционный корпус), были заключены договоры N 37 538 и N 37 539.
Поименованные договоры надлежащим образом исполнены сторонами и расторгнуты в январе 2021 года.
Согласно представленному истцом акту сверки (т.1 л.д.41) договоры N 37 538 и N 37 539 исполнялись сторонами по декабрь 2020 года включительно.
Таким образом, обязательства по оплате услуг в отношении перечисленных выше объектов за 2020 год исполнены ответчиком надлежащим образом, в связи с чем повторное предъявление требования об оплате уже исполненного обязательства нельзя признать допустимым.
С учетом изложенного, расчет неисполненного обязательства ответчика надлежит определять из количества 2 контейнера - в отношении объектов по адресу г. Снежинск, ул. Дзержинского, д. 13, корпус N 16 (поликлиника) и корпус N 15 (стоматологическая поликлиника).
Исходя из указанного количества контейнеров судом апелляционной инстанции произведен следующий расчет.
За период с 01.03.2020 по 31.08.2020 истцом было оказано услуг по обращению с ТКО на следующую сумму:
За март 2020 г.:
2 (кол-во контейнеров) х 1,1 (объем одного контейнера) х 20 (кол-во вывозов в месяце) х 349,38 (единый тариф) = 15 372 руб. 72 коп.
За апрель 2020:
2 (кол-во контейнеров) х 1,1 (объем одного контейнера) х 19 (кол-во вывозов в месяце) х 349,38 (единый тариф) = 14 604 руб. 08 коп.
За май 2020 г.:
2 (кол-во контейнеров) х 1,1 (объем одного контейнера) х 20 (кол-во вывозов в месяце) х 349,38 (единый тариф) = 15 372 руб. 72 коп.
За июнь 2020:
2 (кол-во контейнеров) х 1,1 (объем одного контейнера) х 19 (кол-во вывозов в месяце) х349,3 8 (единый тариф) = 14 604 руб. 08 коп.
За июль 2020 г.:
2 (кол-во контейнеров) х 1,1 (объем одного контейнера) х 20 (кол-во вывозов в месяце) х 362,02 (единый тариф) = 15 928 руб. 88 коп.
За август 2020 г.:
2 (кол-во контейнеров) х 1,1 (объем одного контейнера) х 20 (кол-во вывозов в месяце) х 362,02 (единый тариф) = 15 928 руб. 88 коп.
За сентябрь 2020 г.:
2 (кол-во контейнеров) х 1,1 (объем одного контейнера) х 19 (кол-во вывозов в месяце) х 362,02 (единый тариф) = 15 132 руб. 44 коп.
За октябрь 2020 г.:
2 (кол-во контейнеров) х 1,1 (объем одного контейнера) х 20 (кол-во вывозов в месяце) х 362,02 (единый тариф) = 15 928 руб. 88 коп.
За ноябрь 2020 г.:
2 (кол-во контейнеров) х 1,1 (объем одного контейнера) х 30 (кол-во вывозов в месяце) х 362,02 (единый тариф) = 23 893 руб. 32 коп.
За ноябрь 2020 г.:
2 (кол-во контейнеров) х 1,1 (объем одного контейнера) х 31 (кол-во вывозов в месяце) х 362,02 (единый тариф) = 24 689 руб. 76 коп.
Итоговая стоимость услуг за вывоз ТКО из двух контейнеров ответчика в указанный период составила 171 455 руб. 76 коп.
Указанный расчет согласуется с контррасчетом ответчика, приведенным в апелляционной жалобе.
С учетом изложенного требования о взыскании основного долга подлежат удовлетворению в сумме 171 455 руб. 76 коп.
Также истцом заявлено требование о взыскании пени за период с 11.02.2020 по 30.09.2021 в размере 268 016 руб. 93 коп.
В соответствии с п. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Как следует из п. 22 типового договора, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки (в редакции Постановления Правительства РФ от N 1156 ( ред. от 15.12.2018).
Пени начислены истцом на сумму задолженности в размере 1 488 552 руб. 60 коп. (т.1 л.д. 8).
При невнесении платы за оказанные в январе 2020 года услуги начисление неустойки необходимо производить с 11.02.2020 г. и далее с 11-го числа каждого месяца.
Расчёт неустойки судом проверен и признан неправильным.
С учетом установленной судом апелляционной инстанции задолженности размер неустойки составляет 25 225 руб. 09 коп.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При подаче иска истцом уплачена государственная пошлина в размере в размере 30 566 руб. по платежному поручению N 2377 от 15.10.2021.
Поскольку исковые требования удовлетворены частично, государственная пошлина в размере 3 423 руб. подлежит отнесению на ответчика и взысканию с него в пользу истца пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Кроме этого, истцом заявлено о взыскании с ответчика почтовых расходов в сумме 270 руб. 90 коп., понесенных в связи с направлением претензии заявления ответчику и приложенных к нему документов. Почтовая квитанция с указанием на понесенные расходы представлена в дело.
Исходя из того, что истец был вынужден обратиться в суд в связи с тем, что ответчик уклонялся от добровольного исполнения возложенных на него обязанностей, требование о возмещении за счет ответчика расходов, связанных с отправкой претензии ответчику, в данном случае является обоснованным в силу положений статей 106, 110,112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Указанные расходы фактически понесены, связаны с рассмотрением дела в арбитражном суде, исковые требования судом удовлетворены частично, в связи с чем подлежат возмещению истцу в размере 30 руб. пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы заявителя жалобы по уплате государственной пошлины относятся на истца.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.02.2023 по делу N А76-40700/2021 изменить, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 15 Федерального медико-биологического агентства".
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
"Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 15 федерального медико-биологического агентства" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Спецсервис", основной долг в размере 171 455 руб. 76 коп., пени в размере 25 255 руб. 09 коп., 3 423 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины, а также 30 руб. в возмещение почтовых расходов.
В удовлетворении остальной части требований отказать.".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Спецсервис" в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 15 федерального медико-биологического агентства" 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.В. Лукьянова |
Судьи |
В.В.Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-40700/2021
Истец: ООО "Спецсервис"
Ответчик: ФГБУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ЧАСТЬ N 15 ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА", ФГБУЗ ЦМСЧ 15 ФМБА РОССИИ