Екатеринбург |
|
16 февраля 2024 г. |
Дело N А60-54482/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О. В.,
судей Васильченко Н. С., Перемышлева И. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - Министерство) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.05.2023 по делу N А60-54482/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании приняли участие представители:
Администрации города Екатеринбурга (далее - Администрация) - Патрушев Р.В. (доверенность от 09.01.202), Василькина Е.Н. (доверенность от 08.09.2023);
Министерства - Остапова М.И. (доверенность от 02.02.2023);
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Верх-Исетская" (далее - Управляющая компания) - Галустяна Т.С. (доверенность от 25.07.2023);
Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" (далее - Предприятие) - Поджаров Д.А. (доверенность от 20.12.2023).
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Министерству, Управляющей компании, Администрации с требованием о возмещении 11 964 руб. 62 коп. расходов, понесенных при ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (ТКО), а также 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Академгородок", общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Дельтастрой", администрация Верх-Исетского района города Екатеринбурга.
Решением суда от 23.05.2023 расходы в сумме 11 964 руб. 62 коп. взысканы с Министерства; в удовлетворении требований к Управляющей компании и Администрации отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований к нему отказать, полагая, что является ненадлежащим ответчиком.
Как указывает заявитель кассационной жалобы, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок не связана с наличием полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а следует из специальных норм материального права, предусматривающих наличие полномочий в сфере обращения с отходами производства и потребления, в сфере охраны окружающей среды и создания благоприятных условий для проживания населения. Министерство ссылается на то, что организация мероприятий по очистке земельного участка от загрязнений отходами производства и потребления относится к полномочиям органов местного самоуправления в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю.
По мнению заявителя кассационной жалобы, являются необоснованными, несоответствующими нормам материального права и фактическим обстоятельствам по делу выводы судов о том, что свалка ТКО располагалась вне придомовой территории.
Министерство также указывает, что ликвидация свалки является коммунальной услугой по обращению с ТКО. По мнению заявителя, в рассматриваемом случае региональным оператором были вывезены отходы, оплату за вывоз которых как за оказание услуг оператор должен был получить в соответствии с предусмотренным тарифом.
В отзывах на кассационную жалобу Предприятие, Управляющая компания и Администрация указывают на необоснованность изложенных в ней доводов, просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, в адрес Предприятия поступили сведения о принятии мер к ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 м3, на территории земельного участка с кадастровым номером 66:41:0304031:5 (МНР ТКО N 5698 - Верх-Исетский).
Предприятие направило уведомления об обнаружении мест несанкционированного размещения ТКО и о необходимости их ликвидации в адрес ответственных лиц, в частности в Министерство.
Поскольку по истечении 30 дневного срока несанкционированная свалка ликвидирована не была, Министерство не заключило с Предприятием договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО, последнее самостоятельно ликвидировало место несанкционированного размещения ТКО.
Расходы Предприятия составили 11 964 руб. 62 коп., что подтверждается калькуляцией.
Предприятием в адрес Министерства направлена претензия с требованием оплаты задолженности, которая оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, признав доказанным факт проведения истцом спорных работ, исходя из того, что Министерство является уполномоченным лицом на управление и распоряжение земельным участком, на котором обнаружено несанкционированное размещение ТКО.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд округа не находит оснований для их отмены.
Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения (подпункт 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ)).
В силу пункта 14 части 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Полномочия органов местного самоуправления распространяются на земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, территорию которого составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений.
В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу пункта 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
В части 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу абзаца 2 статьи 3.3. Закона N 137-ФЗ отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Согласно статье 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Закона N 131-ФЗ.
В соответствии со статьей 2 Закона Свердловской области от 24.11.2014 N 98-03 "О перераспределении полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" и органами государственной власти Свердловской области и о внесении изменений в Закон Свердловской области "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" полномочия органов местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, отнесены к полномочиям органов государственной власти Свердловской области.
Полномочия по распоряжению земельными участками является неотъемлемым полномочием собственника земельного участка, без которого право собственности на земельный участок прекращается.
Согласно подпункту 5 пункта 1 Положения о Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области, Министерство является уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами, находящимися в областной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
В подпункте 2.1 пункта 1 Постановления Правительства Свердловской области от 22.04.1999 N 499-ПП "Об уполномоченных органах по управлению государственным имуществом Свердловской области" установлено, что функции уполномоченного органа по управлению земельными ресурсами, находящимися в областной собственности, а также по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселении, являющемся административным центром Свердловской области, возложены на Министерство.
Согласно пункту 18 Правил N 1156 собственники земельного участка обязаны самостоятельно обеспечить ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Понятие несанкционированных свалок отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, как территорий, используемых, но не предназначенных для размещения на них отходов.
В пункте 7.8 ГОСТа 30772-2001 указано, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).
Суды установили, что в период обнаружения и ликвидации места несанкционированного размещения ТКО на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0304031:5 контейнерная площадка отсутствовала, поскольку с 21.06.2021 в связи с отсутствием подъездных путей, контейнеры по адресу: г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 64, были перенесены на контейнерную площадку по адресу: г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 58. При этом мероприятия по демонтажу проведены с участием представителя собственников жилых помещений - специалиста Управляющей компании.
Кроме того, суд апелляционной инстанции правильно отметил, что Министерство ссылается на наличие зарегистрированной контейнерной площадки по спорному адресу с географическими координатами 56.821384 60.546298, в то время как согласно акту фиксации места несанкционированного размещения отходов от 03.02.2022 указаны координаты 56.821293 60.546175.
В соответствии с дополнительным соглашением от 21.03.2022 N 51 к договору от 01.01.2019 N 317582, заключенному с Управляющей компанией, многоквартирный дом по адресу ул. Репина, д. 64 исключен из объектов, обслуживаемых истцом по договору N 317582.
Таким образом, как установили суды, земельный участок с кадастровым номером 66:41:0304031:5 выбыл из управления Управляющей компании, при этом границы принадлежности территории не установлены.
Довод Министерства о том, что вывоз спорного ТКО истцом является коммунальной услугой, поскольку территориальной схемой обращения с отходами предусмотрена возможность бесконтейнерного сбора ТКО региональным оператором с мест накопления, правильно отклонен с учетом следующего.
В силу пункта 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 10 Правил N 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Способ складирования, предусмотренный подпунктом "в" пункта 10 Правил N 1156, с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", Приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 31.03.2020 N 185 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области" (далее - территориальная схема обращения с отходами) и практикой их реализации не предполагает использования конкретного места (площадки) накопления ТКО, при таком способе складирования ТКО - сбор твердых коммунальных отходов осуществляется путем непосредственного сбора в мусороуборочную технику (бесконтейнерная система удаления отходов).
Между тем согласно разделу 5 территориальной схемы обращения с отходами места накопления отходов производства и потребления расположены в границах земельных участков отходообразователей и представлены в основном площадками (открытыми и закрытыми), контейнерами (бункерами), при этом приоритетным способом накопления ТКО является контейнерная система накопления путем создания и содержания мест (площадок) накопления ТКО в соответствии санитарными правилами.
При таких обстоятельствах складирование ТКО в отсутствие контейнера для накопления на территории спорного земельного участка противоречит положениям Правил N 1156 и территориальной схемы обращения с отходами.
Суды рассмотрели и правильно отклонили доводы Министерства о расположении места несанкционированного складирования ТКО в пределах придомовой территории многоквартирного дома N 64 по ул. Репина.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу подпункта "е" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Как установили суды, согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости, право общей долевой собственности на участок с кадастровым номером 66:41:0304031:5 не зарегистрировано, информация о правообладателе отсутствует. Из выписки следует, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения, необходимые для заполнения раздела 2 - сведения о зарегистрированных правах, отсутствуют.
В пункте 67 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 разъяснено, что, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Принимая во внимание отсутствие границ земельного участка с кадастровым номером 66:41:0304031:5, установленных в соответствии с требованиями закона, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований отнесения с достаточной степенью определенности места несанкционированного размещения ТКО к придомовой территории.
Установив, что Министерство является уполномоченным лицом на управление и распоряжение земельными участками, на которых обнаружено несанкционированное размещение ТКО, доказательств принадлежности земельных участков к муниципальным землям или землям иных лиц не представлено, учитывая, что возмещение затрат по уничтожению несанкционированной свалки на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в поселении, являющемся административным центром Свердловской области, не относится к вопросам местного значения и является обязанностью ответчика, принявшего на себя права по распоряжению земельными участками (с правами переходят и обязанности), суды пришли к правомерному выводу о возложении на Министерство обязанности по компенсации затрат истца.
Сумма расходов по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов N 5698 по расчетам истца составила 11 964 руб. 62 коп.
Расчет истца проверен судами и признан арифметически правильным, надлежащим образом не оспорен.
При таких обстоятельствах суды правомерно взыскали с Министерства в пользу Предприятия 11 964 руб. 62 коп. задолженности.
Ссылка Министерства на постановление Конституционного суда Российской Федерации от 30.05.2023 N 27-П, принятое после вынесения решения суда первой инстанции, не является основанием для их пересмотра в кассационном порядке.
Следует отметить, что согласно указанному постановлению Министерство не лишено возможности защитить свое право, которое оно считает нарушенным, с учетом правовой позиции, изложенной в данном постановлении, норм бюджетного законодательства и региональных программ Свердловской области.
Доводы заявителя жалобы не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и подлежат отклонению по мотивам, изложенным в настоящем постановлении.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу норм части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.05.2023 по делу N А60-54482/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Абознова |
Судьи |
Н.С. Васильченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу подпункта "е" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
...
В пункте 67 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 разъяснено, что, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
...
Ссылка Министерства на постановление Конституционного суда Российской Федерации от 30.05.2023 N 27-П, принятое после вынесения решения суда первой инстанции, не является основанием для их пересмотра в кассационном порядке."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 февраля 2024 г. N Ф09-8914/23 по делу N А60-54482/2022