• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 марта 2024 г. N Ф09-3957/20 по делу N А07-22507/2018

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как следует из Служебной записки заместителя главы Администрации на имя Главы Администрации, процедура согласования вышеназванного постановления по утверждению тарифов для должника приостановлена финансовым управлением в связи с тем, что тарифы предприятия должны быть снижены, в связи с чем заместитель главы Администрации просит рассмотреть данный вопрос, так как снижение тарифов на услуги предприятия приведет к ухудшению его финансового состояния.

В то же время, в последующем новые тарифы на услуги оказываемые должником не приняты и не утверждены Администрацией.

Кроме того, должник направил Главе Администрации ходатайство от 22.03.2018 N 77/1, в котором должник просил оказать ему финансовую поддержку и рассмотреть перспективы развития предприятия, ссылаясь на то, что сниженные тарифы не соответствуют фактическим затратам должника, действующему минимальному размеру оплаты труда и требованиям трудового законодательства, что привело к невозможности своевременно производить оплату страховых взносов и заведомо убыточной финансово-хозяйственной деятельности предприятия, при том, что должник повторно в марте 2018 года направлял в Администрацию расчеты стоимости услуг на согласование, но они также не согласованы, поэтому по состоянию на март 2018 года деятельность предприятия является убыточной (основная часть убытков - долги перед уполномоченным органом и в реестр требований кредиторов включена задолженность перед уполномоченным органом в общей сумме 10 939 037 руб. 66 коп., включая задолженность по НДФЛ и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 6 309 742 руб. 20 коп.) и деятельность предприятия невозможна без финансовой поддержки Администрации, в связи с чем, на основании изложенного, должник разработал план мероприятий ("дорожную карту") по увеличении доходов должника в 2018 - 2020 годах при предоставлении Администрацией должнику соответствующей финансовой помощи, без получения которой должник не может приступить к выполнению работ, доход от которых позволил бы достигнуть положительного финансового результата в деятельности должника и направить свободные денежные средства на возврат Администрации полученной финансовой помощи.

Между тем ответ на вышеназванное письмо должник Администрация не представила, план мероприятий ("дорожную карту") должника по увеличению доходов должника в 2018 - 2020 годах не утвердила, соответствующую финансовую помощь должнику не оказала.

Учитывая изложенное, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные в материалы дела доказательства, исходя из конкретных обстоятельств дела, установив, что на предприятии "Уфагорэксплуатация" действовал тариф, установленный 01.01.2016 в размере 6204 руб., который, в частности, экономически не позволял оплачивать сотрудникам предприятия минимальный размер оплаты труда в размере 9489 руб., установленный с 01.01.2018 (увеличился на 3285 руб.), и при этом в 2017 году заместителем главы Администрации признана необходимость пересмотра тарифов на услуги предприятия во избежание ухудшения его финансового состояния, но, несмотря на очевидный рост убытков за период с 2016 по 2018 год (с 681 тыс. руб. до 12,5 млн. руб.) и наличие предполагаемых признаков банкротства предприятия, собственник в указанный период не предпринял никаких мер по установлению разумных, обоснованных тарифов на оказываемые услуги предприятия, в частности, в целях возможности самостоятельной выплаты предприятием своим сотрудникам заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда, и, установив, что при таких обстоятельствах, заведомо зная о финансовом состоянии должника и объективной убыточности его деятельности, Администрация не оказала должнику никакой финансовой помощи, не представила и не способствовала заключению должником новых контрактов по уборке зданий, комплексному обслуживанию помещений, не обеспечила деятельность предприятия по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений, что является основным и дополнительным видом уставной деятельности предприятия, при том, что доказательства иного в материалы дела не представлены, апелляционный суд пришел к выводу о доказанности материалами дела, что в период с 2017 по 2018 годы Администрация, заведомо осведомленная об убыточности деятельности должника, его тяжелом финансовом положении и объективной невозможности для должника осуществлять дальнейшую деятельность без соответствующей, в том числе, финансовой помощи Администрации, не предпринимала никаких разумных шагов и действий по финансовому оздоровлению "Уфагорэксплуатация", не предоставила последнему соответствующих субсидий, в то время как иное не доказано и из материалов дела не усматривается.

Таким образом, исходя из изложенного, по результатам исследования и оценки материалов дела и всех представленных доказательств, с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая, что при наличии в 2017 - 2018 годах вышеназванных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости пересмотра тарифов на оказываемые должником услуги и предоставления должнику соответствующих субсидий с целью недопущения объективного банкротства должника, экономически обоснованные тарифы не приняты и не утверждены Администрацией, финансовая помощь должнику также не оказана, при том, что иное не доказано, и данное обстоятельство негативно повлияло на всю стабильную работу предприятия, привело к существенному ухудшению его экономического положения и убыточности его деятельности, а в последующем напрямую привело к его банкротству, при том, что наличие иных причин объективного банкротства должника материалами дела не доказано, установив, что Администрация, заведомо зная о наличии названных обстоятельств, о заведомо убыточной деятельности предприятия и необходимости пересмотра устаревшего тарифа и субсидирования должника, не приняла всех необходимых и достаточных мер по поддержке должника, в том числе, путем субсидирования и утверждения экономически обоснованных тарифов, тогда как иное не доказано и из материалов дела не следует, установив, таким образом, наличие причинно-следственной связи между бездействием учредителя и банкротством предприятия, заключающейся в длительном непринятии учредителем своевременных мер по финансовой поддержке и финансовому оздоровлению предприятия, непринятии мер по установлению обоснованных тарифов, необеспечении предприятию города заключения новых контрактов, в частности, с дошкольными, школьными учреждениями города, что способствовало усилению негативного финансового положения предприятия в отрицательную сторону, апелляционный суд признал доказанным материалами дела надлежащим образом и в полном объеме наличие в данном случае всех необходимых и достаточных оснований для привлечения Администрации к субсидиарной ответственности по обязательствам должника на основании пункта 1 статьи 61.11 Закона о банкротстве.

...

Судом кассационной инстанции не установлено нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

С учетом изложенного, обжалуемое постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2023 по делу N А07-22507/2018 Арбитражного суда Республики Башкортостан следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 марта 2024 г. N Ф09-3957/20 по делу N А07-22507/2018

 

Хронология рассмотрения дела:

 

27.03.2025 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1270/2025

 

24.06.2024 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 309-ЭС24-9024

 

04.03.2024 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3957/20

 

23.11.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10540/2023

 

14.06.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6041/2023

 

28.11.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3957/20

 

19.09.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9773/2022

 

21.05.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1378/2021

 

21.05.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2717/2021

 

09.07.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3957/20

 

23.03.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1768/20

 

09.08.2019 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-22507/18

 

14.05.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4212/19

 

27.02.2019 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-22507/18