Екатеринбург |
|
18 марта 2024 г. |
Дело N А50-14471/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О. В.,
судей Васильченко Н. С., Гайдука А. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Пермского края в лице Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края (далее - Министерство) на решение Арбитражного суда Пермского края от 15.09.2023 по делу N А50-14471/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства - Махнева И.С. (доверенность от 10.01.2023);
открытого акционерного общества "Добрянский теплоэнергетический комплекс" (далее - Общество) - Заривчацкий А.М. (доверенность от 15.01.2024).
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к Пермскому краю в лице Министерства о взыскании 13 925 550 руб. убытков (с учетом изменения суммы иска, принятого в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Пермского края.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 15.09.2023 принят отказ Общества от исковых требований в части взыскания 17 037 663 руб. 04 коп. убытков, производство по делу в указанной части прекращено. Исковые требования удовлетворены: с Пермского края в лице Министерства за счет средств казны Пермского края в пользу Общества взысканы убытки в сумме 13 925 550 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на отсутствие причинно-следственной связи между действиями Министерства и убытками Общества, поскольку сам по себе факт отмены установленного тарифа не является безусловным основанием для взыскания с публичного образования убытков, не свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между отменой постановления и наступлением убытков заявителя в указанном им размере. По мнению ответчика, при разрешении дела могут быть затронуты права потребителя услуги по передаче тепловой энергии за 2020 г. - филиала "Пермская ГРЭС" акционерного общества "Интер РАО - Электрогенерация" - ввиду возможного предъявления истцом требований к указанному лицу в связи с принятием ответчиком заменяющего нормативно-правового акта. Министерство указывает на то, что произведенный Обществом расчет носит прогнозный характер, ссылается на возможность получения Обществом недополученной выручки вследствие установления Министерством заниженного размера тарифа с потребителей.
В отзыве на кассационную жалобу Общество указывает на необоснованность изложенных в ней доводов, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Законность обжалуемых решения и постановления проверены судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, до 01.01.2021 Общество являлось теплосетевой организацией, оказывающей услуги по передаче тепловой энергии на территории Добрянского городского округа Пермского края.
Постановлением N 377-т определены долгосрочные параметры регулирования деятельности Общества для формирования тарифов на услуги по передаче тепловой энергии и установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии (согласно приложению 2), действующие с 01.01.2018 по 31.12.2022.
Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2018 N 366-т (далее - Постановление N 366-т) и Постановлением Министерства тарифного регулирования от 20.12.2019 N 319-т (далее - Постановление N 319-т) в Постановление N 377-т внесены изменения в части введения ежегодных корректировок на 2019-2020 г.
Постановлением от 28.10.2020 N 150-т (далее - Постановление N 150-т) в приложение 2 к Постановлению N 377-т внесены изменения - одноставочный тариф для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения составил: с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 521,87 руб./Гкал; с 01.07.2020 до момента вступления в силу Постановления N 150-т - 521,87 руб./Гкал; с момента вступления в силу Постановления N 150-т по 31.12.2020 - 838,62 руб./Гкал.
Постановлением от 20.12.2020 N 313-т в Постановление N 377-т внесены изменения в части введения ежегодной корректировки на 2021 год, а Постановлением от 27.01.2021 N 1-т в связи с прекращением осуществления Обществом регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения Постановление N 377-т (с внесенными в него изменениями) признано утратившим силу.
Общество обратилось в Пермский краевой суд с заявлением о признании недействующим с 01.01.2020 приложения 2 к Постановлению N 377-т (в редакции Постановлений N 341-т, N 150-т) и возложении на Министерство обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт, устанавливающий тариф на услуги по передаче тепловой энергии на период с 01.01.2020 по 31.12.2020 исходя из экономически обоснованной величины необходимой валовой выручки (далее - НВВ).
Решением Пермского краевого суда от 01.06.2021 по делу N 3а-52/2021 требования Общества удовлетворены, Постановление N 377-т (в редакции Постановлений N 341-т, N 150-т) признано недействующим со дня принятия в части установления Обществу тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на период с 01.01.2020 по 31.12.2020.
Определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 24.11.2021 решение Пермского краевого суда от 01.06.2021 оставлено без изменения.
Во исполнение решения Пермского краевого суда от 01.06.2021 по делу N 3а-52/2021 Министерством принят заменяющий нормативный правовой акт - Постановление от 28.09.2022 N 26-т (далее - Постановление N 26-т).
Вследствие применения формулы, предусмотренной пунктом 52 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э, размер тарифа составил с 01.01.2020 по 08.11.2020 - 521,87 руб./Гкал; с 08.11.2020 по 31.12.2020 - 765,64 руб./Гкал.
Истец, ссылаясь на то, что в результате принятия Постановления N 377-т, которое признано недействующим вступившим в законную силу решением Пермского краевого суда от 01.06.2021 по делу N 3а-52/2021, у него возникли убытки в виде выпадающих доходов обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением о взыскании с ответчика 119 607 340 руб. убытков.
Исковое заявление Общества принято к производству Арбитражного суда Пермского края определением от 20.07.2022.
В дальнейшем, как установили суды, Общество обратилось в Пермский краевой суд с заявлением о признании недействующим Постановления N 26-т и возложении на Министерство обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт, устанавливающий тариф на услуги по передаче тепловой энергии на 2020 г. исходя из экономически обоснованной величины НВВ.
Решением Пермского краевого суда от 03.02.2023 по делу N 3а-19/2023 (N 3а-587/2022), оставленным без изменения определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 07.06.2023 по делу N 66а-922/2023, Постановление N 26-т признано недействующим со дня принятия, на Министерство возложена обязанность по принятию в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу нового нормативно правового акта, заменяющего нормативный правовой акт, признанный судом недействующим.
Во исполнение вступившего в законную силу решения Пермского краевого суда от 03.02.2023 по делу N 3а-19/2023 (N 3а-587/2022) Министерством принят заменяющий нормативный правовой акт - Постановление от 04.08.2023 N 40-т (далее - Постановление N 40-т), которым установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, за период с 01.01.2020 по 08.11.2020 в размере 521,87 руб./Гкал, с 08.11.2020 по 31.12.2020 в размере 1 384,72 руб./Гкал.
С учетом принятия Министерством заменяющего нормативного правового акта - Постановления N 40-т, Обществом направлено в суд ходатайство об отказе от исковых требований в части взыскания убытков в сумме 17 037 663 руб. 04 коп. и об уточнении заявленных требований в оставшейся части: взыскать с Пермского края в лице Министерства за счет средств казны Пермского края убытки в сумме 13 925 550 руб.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, исходя из доказанности материалами дела совокупности условий, необходимых и достаточных для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде убытков.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издание не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Таким образом, любые расходы, понесенные лицом вследствие незаконных действий государственного органа, являются убытками и подлежат возмещению за счет средств казны соответствующего публично-правового образования.
Согласно абзацу 2 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае признания судом недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления нарушенное право подлежит восстановлению или защите иными способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", разъяснено, что критерием определения главного распорядителя бюджетных средств, выступающего в суде от имени публично-правового образования по искам о возмещении вреда, является ведомственная принадлежность причинителя вреда (органа государственной власти, государственного органа, органа местного самоуправления или должностных лиц этих органов) независимо от источника его финансирования.
Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 26.10.2018 N 631-п, Министерство является исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), предельных индексов в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, регулирование и утверждение, которых возложено на субъект Российской Федерации и определено Правительством Пермского края, а также осуществляет функции по выработке региональной политики и нормативному правовому регулированию в сфере электроэнергетики.
На основании Закона Пермского края от 09.11.2021 N 13-ПК "О бюджете Пермского края на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" данный орган осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета в установленной сфере деятельности.
Таким образом, Министерство является уполномоченным органом на представление интересов Пермского края по настоящему делу.
Согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для возмещения вреда государственными органами является установленный факт их незаконных действий (бездействия), издания незаконного акта. В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации.
Суды верно исходили из того, что с учетом заявленных истцом оснований иска в предмет доказывания по делу входят: факт причинения убытков, размер убытков, противоправность действий (бездействия) ответчика (третьего лица), наличие причинной связи между действиями (бездействием) ответчика (третьего лица) и наступившими неблагоприятными последствиями для истца. Данные обстоятельства подлежат доказыванию истцом.
В свою очередь, на ответчика возлагается бремя доказывания следующих обстоятельств: отсутствие вины; наличие оснований для принятия акта, решения, совершения действий (бездействия). В случае оспаривания размера убытков ответчик должен привести соответствующие доводы и представить необходимые доказательства.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что материалами дела подтверждается, что в результате издания нормативного правового акта, который в дальнейшем признан судом недействующим, истец, явлвшийся до 01.01.2021 теплосетевой организацией, был вынужден при определении размера платы за услугу по передаче тепловой энергии на территории Добрянского городского округа Пермского края применять с 08.11.2020 по 31.12.2020 тариф (838,62 руб./Гкал.) меньше того размера, который должен был быть установлен при его надлежащем утверждении Министерством (1384,72 руб./Гкал.), вследствие чего истцу причинены убытки в виде упущенной выгоды.
Суды исследовали и правильно отклонили доводы о недоказанности наличия причинно-следственной связи между причинением спорных убытков и противоправными действиями ответчика.
Поскольку причинение Обществу убытков в виде выпадающих доходов произошло именно в результате принятия Министерством незаконного нормативного правового акта - Постановления N 377-т (в редакции Постановлений N 341-т и N 150-т), то есть в связи с неправомерными действиями ответчика, требования Общества о взыскании с Пермского края в лице Министерства убытков, являются правомерными. Оплата услуг Общества как теплосетевой организации производилась исключительно по установленным Министерством тарифам, соответственно, Общество не имело возможности получить иную плату, нежели ту, которая была установлена ответчиком.
С учетом изложенного между действиями Министерством тарифного регулирования, выразившихся в принятии незаконных нормативный актов и установлении тарифов для Общества ниже экономически обоснованных, и причиненными Обществу убытками, выразившихся в недополученной выручке, имеется прямая причинно-следственная связь. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Расчет суммы причиненных убытков произведен истцом следующим образом: 1 384,72 руб./Гкал (тариф, установленный Постановлением N 40-т за период с 08.11.2020 по 31.12.2020) - 838,62 руб./Гкал (тариф, установленный Постановлением N 150-т за период с 08.11.2020 по 31.12.2020, то есть тариф, по которому проходили расчеты с потребителем Общества (акционерное общество "Интер РАО-Электрогенерация") в 2020 г.) * 25 500 Гкал (полезный отпуск тепловой энергии за период с 08.11.2020 по 31.12.2020 в соответствии с Постановлением N 40-т) = 13 925 550 руб.
Суды, пришли к выводу о том, что избранный истцом способ расчета соответствует положениям действующего законодательства. Представленный истцом расчет суммы убытков судами проверен и признан верным. Контррасчет суммы убытков ответчиком в материалы дела не представлен, а доводы ответчика о невозможности его представления и невозможности его проверки отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку никаких объективных процессуальных препятствий для проверки расчета истца и для представления своего расчета у ответчика не имелось.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" в случаях, когда регулируемая цена была вопреки требованиям закона установлена ниже экономически обоснованной и нормативный акт, в соответствии с которым она определялась, признан судом недействующим, участвовавший в ее формировании поставщик не вправе требовать взыскания доплаты в соответствующей части с потребителей ресурса. Компенсация имущественных потерь поставщика при этом осуществляется путем их учета в следующих периодах регулирования, а также посредством реализации иных способов защиты нарушенного права (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах ссылка ответчика на возможное предъявление истцом требований к филиалу "Пермская ГРЭС" акционерного общества "Интер РАО - Электрогенерация" является необоснованной. Не является также обоснованной ссылка ответчика на компенсацию имущественных потерь истца путем их учета в следующих периодах регулирования, поскольку истец прекратил осуществлять регулируемую деятельность с 01.01.2021 года.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные исковые требования.
Выводы судов основаны на правильном применении норм права, соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для их переоценки у суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Доводы заявителей жалоб не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов, не свидетельствуют о нарушении ими норм права и подлежат отклонению по мотивам, изложенным в настоящем постановлении.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 15.09.2023 по делу N А50-14471/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Пермского края от 15.09.2023 по делу N А50-14471/2022, принятое определением Арбитражного суда Уральского округа от 22.02.2024.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Абознова |
Судьи |
Н.С. Васильченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для возмещения вреда государственными органами является установленный факт их незаконных действий (бездействия), издания незаконного акта. В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации.
...
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" в случаях, когда регулируемая цена была вопреки требованиям закона установлена ниже экономически обоснованной и нормативный акт, в соответствии с которым она определялась, признан судом недействующим, участвовавший в ее формировании поставщик не вправе требовать взыскания доплаты в соответствующей части с потребителей ресурса. Компенсация имущественных потерь поставщика при этом осуществляется путем их учета в следующих периодах регулирования, а также посредством реализации иных способов защиты нарушенного права (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 марта 2024 г. N Ф09-470/24 по делу N А50-14471/2022