Екатеринбург |
|
28 марта 2024 г. |
Дело N А47-10235/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С. В.,
судей Купреенкова В. А., Суспициной Л. А.
при ведении протокола помощником судьи Поповой Е.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.10.2023 по делу N А47-10235/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проводится с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области.
В судебном заседании, организованном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области, приняли участие представитель индивидуального предпринимателя Плотниковой Алены Владимировны - Соколинский В.Б. (доверенность от 17.07.2023).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее - истец, ТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Плотниковой Алене Владимировне (далее - ответчик, предприниматель Плотникова А.В.) об урегулировании разногласий, возникших заключении договора купли-продажи земельного участка от 13.10.2022 N 211, а именно просит изложить пункт 2.1 договора в следующей редакции: "Цена приобретения земельного участка согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26 марта 2015 г. N 279 "Правила определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого участка без проведения торгов" составляет 100% от кадастровой стоимости земельного участка - 8 483 273 рубля 10 копеек (восемь миллионов четыреста восемьдесят три тысячи двести семьдесят три 10 копеек)".
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 19.10.2023 урегулированы разногласия, возникшие между ТУ Росимущества и предпринимателем Плотниковой А.В. при заключении договора купли-продажи земельного участка N 211 от 13.10.2022, пункт 2.1 договора изложен в следующей редакции: "Цена приобретения земельного участка согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26 марта 2015 года N 279 "Правила определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого участка без проведения торгов" составляет 100% от кадастровой стоимости земельного участка - 3 177 000 (три миллиона сто семьдесят семь тысяч) руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы указывает, что ТУ Росимущества в Оренбургской области при подготовке проекта договора купли-продажи применило кадастровую стоимость на момент исполнения решения Арбитражного суда Оренбургской области от 25.07.2022 по делу N А47-4973/2022, а именно на 13.10.2022, и как следствие пункт 2.1 договора следует изложить в следующей редакции: "Цена приобретения земельного участка согласно постановлению Правительства Российский Федерации от 26 марта 2015 г.
N 279 "Правила определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого участка без проведения торгов" составляет 100% от кадастровой стоимости земельного участка - 8 483 273 рубля 10 копеек (восемь миллионов четыреста восемьдесят три тысячи двести семьдесят три рубля 10 копеек)".
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель Плотникова А.В. просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 22.02.2022 предприниматель Плотникова А.В. обратилась в ТУ Росимущества с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 56:44:0274001:70, на что заявителем был получен отказ, выраженный в информационном письме от 14.03.2022 N 56-СК03/1423.
В рамках дела N А47-4973/2022 предприниматель Плотникова А.В. обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с требованиями к ТУ Росимущества о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 56:44:0274001:70, выраженного в информационном письме от 14.03.2022 N 56-СК03/1423, об обязании предоставить земельный участок с кадастровым номером 56:44:0274001:70, площадью 9 319 кв. м, местоположение: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Донгузская, 3-ий проезд, дом 74/1, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю, в собственность без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации для целей использования объекта.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 25.07.2022 по делу N А47-4973/2022 исковые требования удовлетворены: суд признал недействительным решение ТУ Росимущества от 14.03.2022 N 56-СК-03/1423; обязал ТУ Росимущества в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 56:44:0274001:70 площадью 9 319 кв. м, местоположение: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Донгузская, 3-ий проезд, дом 74/1, его подписания и направления для подписания предпринимателю Плотниковой А.В. Решение вступило в законную силу.
Во исполнение решения Арбитражного суда Оренбургской области ТУ Росимущества направило в адрес предпринимателя Плотниковой А.В. проект договора купли-продажи от 13.10.2022 N 211, по условиям которого продавец (ТУ Росимущества) обязуется передать в собственность покупателя (предприниматель Плотниковой А.В.), а покупатель обязуется принять и оплатить по цене и на условиях настоящего договора земельный участок (далее - участок) с кадастровым номером 6:44:0274001:70, общей площадью 9319 кв. м, Оренбургская область, город Оренбург, улица Донгузская, 3-ий проезд. На земельном участке расположены железнодорожные подъездные пути протяженностью 535,1 м и незавершенное строительством здание склада (литер ВЗ) N 74/1; категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов, характерных для населенных пунктов (пункт 1.1 проекта договора от 13.10.2022 N 211).
Цена приобретения участка, согласно постановлению Правительства Российской Федерации 279 от 26.03.2015 "Об утверждения правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов", выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 10.10.2022 N КУВИ-001/2022-8146778, составляет кадастровую стоимость - 8 483 273 рубля 10 копеек (восемь миллионов четыреста восемьдесят три тысячи двести семьдесят три копеек) (пункт 2.1 проекта договора от 13.10.2022 N 211).
16 ноября 2022 года предприниматель Плотникова А.В. обратилась в Оренбургский областной суд (дело N 3а-44/2023) с заявлением об установлении в отношении земельного участка кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.
Решением Оренбургского областного суда от 13.03.2023 по делу N 3а-44/2023, вступившим в законную силу 18.04.2023 кадастровая стоимость земельного участка была установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 3 177 100 руб. 00 коп. до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки. Датой подачи заявления считать 16 ноября 2022 года.
Сведения о кадастровой стоимости на основании указанного решения суда внесены в ЕГРН 28.04.2023.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 25.10.2022 N 1123-пп "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Оренбургской области" утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков, расположенных на территории Оренбургской области по состоянию на 1 января 2022 года,
В связи с чем, 07.12.2022 в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка 56:44:0274001:70 в размере 8 086 469 руб. 06 коп., с указанием даты начала применения кадастровой стоимости - 01.01.2023.
Предприниматель Плотникова А.В. письмом от 25.05.2023 направила в адрес Управления протокол разногласий от 25.05.2023 к договору купли-продажи земельного участка от 13.10.2022 N 211, предложив согласовать пункт 2.1 договора в следующей редакции: "Цена приобретения участка согласно Постановлению Правительства Российской Федерации 279 от 26.03.2015 "Об утверждения правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов", решению Оренбургского областного суда от 13.03.2023 по делу N 3а-44/2023, выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19.05.2023 N КУВИ-001/2023-115556099 составляет кадастровую стоимость - 3 177 100 руб. 00 коп.
По мнению истца, цена земельного участка в пункте 2.1 проекта договора должна быть установлена в размере 8 483 273 руб. 10 коп., которую истец применил на момент исполнения решения Арбитражного суда Оренбургской области от 25.07.2022 по делу N А47-4973/2022, а именно 13.10.2022.
Наличие разногласий относительно установления выкупной стоимости земельного участка явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом были урегулированы разногласия по договору. Суд первой инстанции исходил из того, что поскольку заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано ответчиком 16.11.2022, что прямо следует из резолютивной части решения Оренбургского областного суда, то уменьшенная кадастровая стоимость подлежит применению с 01.01.2022, то есть для целей определения выкупной стоимости земельного участка необходимо применять установленную решением Оренбургского областного суда стоимость земельного участка в размере 3 177 100 руб.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Согласно пункту 2 Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2015 N 279, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов цена земельного участка определяется в размере его кадастровой стоимости.
Цена находящегося в государственной собственности земельного участка, выкупаемого собственником расположенных на таком участке строений, определяется исходя из кадастровой стоимости этого участка на момент обращения собственника расположенных на нем строений в уполномоченный орган с соответствующим заявлением (пункт 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 27.12.2017).
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Частью 3 прежней редакции статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности" предусмотрено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В силу части 5 прежней редакции статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В действующей редакции части четвертой статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности" общее правило о дате, с которой применяется кадастровая стоимость объектов недвижимости, изложено аналогично правилу, ранее содержавшемуся в части 3 прежней редакции статьи 24.20, а именно: кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.
Согласно новой редакции части пятой статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности" кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие: исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, послужившего основанием для такого изменения; внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения; установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Пунктом 6 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установлено, что для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, применяются с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ данный документ вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 31.07.2020), за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.
При этом, пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ предусмотрено, что до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно абзацу 2 пункта 28 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 28 от 30.06.2015 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Таким образом, Федеральный закон от 31.07.2020 N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ) в отсутствие специальных норм о придании ему обратной силы распространяет свое действие на отношения, возникшие после введения его в действие, то есть и на ту кадастровую стоимость, которая будет установлена по новым правилам данного Федерального закона.
Пунктом 6 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установлено, что для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, применяются с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального законом от 31.07.2020 N 269-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 3.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В 2022 году во всех субъектах Российской Федерации должна быть проведена государственная кадастровая оценка земельных участков без учета ограничений по периодичности проведения государственной кадастровой оценки (часть 5 статьи 6 Закона N 269-ФЗ).
На территории Оренбургской области указанное решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости не принято, следовательно, рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до завершения переходного периода осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", а сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 165 "Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными", договор не может считаться заключенным до тех пор, пока стороны не согласуют условие, по которому одной из сторон заявлено о необходимости его согласовать как существенное условие договора.
Учитывая изложенное, обоснованы выводы судов о том, что в спорный период кадастровая стоимость, установленная решением Оренбургского областного суда от 13.03.2023, подлежит применению.
Судами также принято во внимание обстоятельство того, что правовое регулирование, предусматривающее возможность ретроспективного применения кадастровой стоимости, установленной по инициативе заинтересованных лиц в размере рыночной стоимости объекта недвижимости, направлено на обеспечение баланса частных и публичных интересов.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 31.03.2022 N 580-О, часть 5 статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ (в редакции Закона N 269-ФЗ), будучи элементом правового механизма корректировки кадастровой стоимости земельного участка, подлежит применению с учетом общего принципа действия закона во времени, закрепленного, в частности, в статье 4 ГК Российской Федерации, то есть распространяется только на отношения, права и обязанности, возникшие после введения ее в действие.
Таким образом, суды обоснованно указали, что поскольку предприниматель Плотникова А.В. обратилась в Оренбургский областной суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости 16.11.2022, о чем указано в резолютивной части решения Оренбургского областного суда, соответственно кадастровая стоимость по решению Оренбургского областного суда, то уменьшенная кадастровая стоимость подлежит применению с 01.01.2022.
В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Свойством преюдиции обладают обстоятельства, составляющие фактическую основу ранее вынесенного по другому делу и вступившего в законную силу решения, когда эти обстоятельства имеют юридическое значение для разрешения спора, возникшего позднее.
В силу названных положений процессуального законодательства, вопреки доводам жалобы, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу, что решение Оренбургского областного суда по делу N 3а-44/2023 имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.
Довод истца о том, что при подготовке проекта договора купли-продажи подлежала применению кадастровая стоимость на момент исполнения решения Арбитражного суда Оренбургской области от 25.07.2022 по делу N А47-4973/2022, а именно на 13.10.2022, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции с учетом положений пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", в котором указано, что в случае, если при оказании государственной или муниципальной услуги, результатом которой является заключение договора аренды, договора купли-продажи или соглашения об установлении сервитута в отношении находящегося в государственной или муниципальной собственности объекта недвижимости либо принятие решения об установлении публичного сервитута в отношении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка (если в соответствии с законом для установления публичного сервитута не требуется заключение соглашения), размер платы или цена, за исключением цены предмета торгов, проводимых в целях заключения указанных договоров, определяется исходя из величины кадастровой стоимости объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, применяется кадастровая стоимость этого объекта недвижимости, действующая по состоянию на дату подачи в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления заявления (ходатайства) о предоставлении такой государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.
В рассматриваемом же случае заявление предпринимателя Плотниковой А.В. о выкупе земельного участка было подано 22.02.2022.
В решении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.1993 N 81-р указано и неоднократно подтверждено им впоследствии (постановление от 21.01.2010 N 1-П, определения от 25.01.2007 N 37-О-О, от 15.04.2008 N 262-О-О, от 20.11.2008 N 745-О-О и от 16.07.2009 N 691-О-О), что законодатель, исходя из общего принципа действия закона на будущее время и реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений; придание закону обратной силы может иметь место преимущественно в интересах индивида в отношениях, возникающих между ним и государством в публичной сфере (уголовное, налоговое, пенсионное регулирование).
Развивая приведенную правовую позицию, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (статья 1, часть 1, Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие; только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность) (постановление от 22.04.2014 N 12-П; определения от 18.01.2005 N 7-О, от 29.01.2015 N 211-О).
Общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие. Вместе с тем законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.2005 N 7-О).
На основании изложенного, поскольку на дачу подачи заявления о заключении договора купли-продажи земельного участка кадастровая стоимость составляла 3 177 100 руб. 00 коп., вне зависимости от последующих изменений стоимости, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что в данном случае применяется стоимость земельного участка, применяемая на день обращения предпринимателя Плотниковой А.В. к ТУ Росимуществу, то есть на 22.02.2022 в размере 3 177 100 руб. 00 коп.
Доводы ТУ Росимущества о неправомерности применения в расчете размера арендной платы кадастровой стоимости земельного участка, равной 3 177 100 руб. 00 коп. со ссылками на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.10.2023 по делу N А47-10235/23, которым кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в размере 8 483 273 руб. 10 коп. руб. были предметом детального рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и отклонены с учетом особенностей действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, особенностей переходного периода, установленного Федеральным законом 31.07.2020 N 269-ФЗ, по мотивам, которые признаются судом округа правильными.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.10.2023 по делу N А47-10235/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Лазарев |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие. Вместе с тем законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.2005 N 7-О).
...
Доводы ТУ Росимущества о неправомерности применения в расчете размера арендной платы кадастровой стоимости земельного участка, равной 3 177 100 руб. 00 коп. со ссылками на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.10.2023 по делу N А47-10235/23, которым кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в размере 8 483 273 руб. 10 коп. руб. были предметом детального рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и отклонены с учетом особенностей действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, особенностей переходного периода, установленного Федеральным законом 31.07.2020 N 269-ФЗ, по мотивам, которые признаются судом округа правильными."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 марта 2024 г. N Ф09-1102/24 по делу N А47-10235/2023