• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29 марта 2024 г. N Ф09-927/24 по делу N А76-39902/2022

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"По смыслу вышеприведенной нормы права компенсация является, по своей сути, возмещением понесенных одним сособственником имущественных потерь, которые возникают при объективной невозможности осуществления им полномочий по владению и пользованию имуществом, приходящимся на его долю, вследствие действий другого сособственника, в том числе тогда, когда этот другой сособственник за счет потерпевшего использует больше, чем ему причитается. Именно в этом случае ограниченный в осуществлении правомочий участник общей долевой собственности вправе ставить вопрос о выплате ему компенсации.

В этой связи следует отметить, что само по себе фактическое использование части общего имущества одним из участников общей собственности не образуют достаточную совокупность оснований для взыскания с фактического пользователя по иску другого сособственника денежных средств за использование части общего имущества в порядке пункта 2 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Указанная правовая позиция приведена в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 29.08.2023 N 45-КГ23-16-К7.

Между тем, как выявили суды, из представленных в дело доказательств не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, что Быков Э.В. осуществлял свою предпринимательскую деятельность с использованием именно спорного имущества (перечисленного в исковом заявлении), получал доход от такой деятельности, а также о том, что сама Быкова Г.В. в спорный период времени (до утверждения судом мирового соглашения о разделе имущества) была лишена возможности получения дохода от использования общего имущества, в том числе, что нарушался установленный определением Центрального районного суда города Челябинска от 06.07.2018 по делу N 2-1619/2018 запрет сторонам совершать действия, направленные на создание препятствий друг другу к осуществлению деятельности, или что доход Быковой Г.В. был неэквивалентным доходу Быкова Э.В..

Кроме того, суды критически оценили заключение по определению рыночной стоимости пользования имуществом, выполненного специалистами общества с ограниченной ответственностью "УралЭксперт".

Таким образом, вывод судов о недоказанности наличия на стороне ответчиков - предпринимателя Быкова Э.В. и общества "Золотая подкова", единственным участником которого является Быков Э.В., предоставивший свое имущество этому обществу по гражданско-правовым договорам, какого-либо неосновательного обогащения за счет истца - предпринимателя Быковой Г.В., в кассационной жалобе с приведением убедительных аргументов не был опровергнут.

Кроме того, руководствуясь положениями статей 195, 196, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание заявление предпринимателя Быкова Э.В. о применении исковой давности и дату обращения истца в арбитражный суд (30.11.2022), дату фактического прекращения брачных отношений (10.01.2018), заключив, что о нарушении своего права (сбережении ответчиком 1 всего объема денежных средств, полученных от осуществления предпринимательской деятельности с использованием общего имущества) истец должен был узнать о нарушении своего права с 10.01.2018, суды пришли к обоснованному выводу, что истцом пропущен срок исковой давности по требованиям о взыскании неосновательного обогащения за период, предшествующий 31.10.2019.

Доводы относительно того, что срок исковой давности в рассматриваемом случае следует исчислять с учетом даты разрешения спора в рамках дела N 2-2834/2021 (17.05.2022), верно отклонены апелляционным судом как основанные на неверном толковании положений Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности применительно к установленным по делу обстоятельствам."