Екатеринбург |
|
03 апреля 2024 г. |
Дело N А47-15444/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Беляевой Н.Г., Рябовой С.Э.
при ведении протокола помощником судьи Мингазовой Г.Р. рассмотрел в судебном заседании, с использованием системы видеоконференц-связи, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дубки" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.09.2023 по делу N А47-15444/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области, приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Дубки" - Лукашвили Т.Э. (доверенность от 11.01.2024),
Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - Извекова Т.Н. (доверенность от 22.05.2023).
Общество с ограниченной ответственностью "Дубки" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании действий Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области (правопреемника Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области) (далее - Министерство), выразившихся в направлении предложений в адрес Рослесхоза от 23.09.2010 N 736, от 25.01.2019 N 39/255-исх, от 06.02.2019 N 39/421-исх, от 13.02.2019 N 39/494-исх, от 13.02.2019 N 39/495-исх, по закреплению особо защитных участков на территории лесных участков ранее переданных в аренду по результатам аукционов незаконными и о признании Приказа Федерального агентства лесного хозяйства (далее также - Рослесхоз) от 28.06.2019 N 825 "Об установлении границ лесничеств Оренбургской области, об отнесении лесов к защитным лесам и установлении их границ, о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ, признании утратившими силу некоторых положений приказов Рослесхоза от 16.10.2008 N 312, от 04.05.2011 N 156, от 21.01.2013 N 7 "недействительным в части выделения особо защитных участков лесов и установлении их границ на территории лесных участков ранее переданных в аренду".
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 15.09.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам.
Общество считает ошибочным вывод судов о том, что заявителем пропущен установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок без представления уважительных причин его несоблюдения и ходатайства о восстановлении срока. Кроме того общество указывает, что часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, связывает начало срока подачи заявления, не с моментом, когда заявителю стало известно о том, что арендованный лесной участок в соответствии с приказом Рослесхоза от 28.06.2019 N 825 "Об установлении границ лесничеств Оренбургской области, об отнесении лесов к защитным лесам и установлении их границ, о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ, признании утратившими силу некоторых положений приказов Рослесхоза от 16.10.2008 N 312, от 04.05.2011 N 156, от 21.01.2013 N 7" (далее - приказ Рослезхоза N 825) относится к особо защитным участкам лесов, а с момента, когда общество узнало о нарушении его прав и законных интересов указанным приказом. По мнению общества, ссылка судов на материалы дела N А47-6314/2022 Арбитражного суда Оренбургской области не корректна, поскольку в указанном деле вопрос касался арендной платы, а в настоящем деле такой вопрос не рассматривался. Общество настаивает на том, что невозможность использования договора аренды в объеме предусмотренном его положениями является нарушением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Также общество отмечает, что введение новых условий (особо защитных участков леса), не предусмотренных условиями аукциона по продаже прав на заключение договора аренды лесного участка, которое неизбежно порождает внесение изменение в договор аренды леса заключенный по итогам аукциона, не соответствует нормам Гражданского и Лесного кодексов Российской Федерации, а также антимонопольному законодательству. Общество также полагает, что выводы судов о том, что особо защитные участки лесов, утвержденные приказом Рослесхоза N 825, спроектированы по итогам исполнения государственного контракта, заключенного Министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области с обществом с ограниченной ответственностью ""Геоземстрой", не имеют под собой законной основы. Кроме того общество указывает на то, что судами не дано оценки доводам о том, что оспариваемый приказ Рослесхоза N 825 исключил квартал 56 из состава Оренбургского участкового лесничества и не установил его границы (приложение 1 к приказу). Заявитель считает, что уполномоченный орган исполнительной власти изначально должен был установить целевое назначение и категорию защитности участка Оренбургского участкового лесничества, на котором нам предоставлена аренда лесного участка, а до этого сформировать границы Оренбургского участкового лесничества, между тем приказом Рослесхоза N 825 указанное не было сделано, в связи с чем нельзя устанавливать особо защитные участки лесов на несформированных участках. Общество также считает, что Рослесхоз и Министерство неправомерно изменили существенные условия договоров по результатам аукционов. Также общество отмечает, что ссылка судов, на письма, направленные арендаторам при проведении лесоустройства не может быть принята как надлежащее извещение, поскольку направлено лесничествам, а доказательства направления арендаторам отсутствуют. Кроме того по мнению общества доказательства исполнения лесничествами распоряжения Министерства о подготовке перечня участков лесного фонда, предоставленных в аренду и постоянное (бессрочное) пользование отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Манукян Арпине Айказовной (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 02.08.2010 N 378-10 (далее - договор).
По условиям договора арендодатель, действующий в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 26.07.2010 N 4, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять в аренду лесной участок, находящийся в государственной собственности Российской Федерации (на землях лесного фонда), определенный в пункте 2 настоящего Договора (далее - лесной участок), для осуществления рекреационной деятельности (пункт 1 договора).
Согласно пункту 2 договора лесной участок, площадью 3,0 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет местоположение: Оренбургская область, Оренбургское лесничество, Оренбургское участковое лесничество, квартал 56, часть выделов 3, 13, 16-18; номер учетной записи в государственном лесном реестре: 46-2009-11; условный номер лесного участка: 53:234:16:0046. Лесной участок входит в состав Оренбургского лесничества, созданного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 16.10.2008 N 312 "Об определении количества лесничеств на территории Оренбургской области и установлении их границ".
В соответствии с пунктом 3 договора, схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1 и 2 (границы лесных участков определены на плане лесного участка, являющейся неотъемлемой частью договора).
Согласно приложению N 2 к Договору часть выделов NN 3, 13, 16 и 4 17 56-го квартала относится к защитным лесам, расположенным в водоохранных зонах.
Арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению N 3 в пригодном для использования его по назначению состоянии (пункт 4 договора).
Согласно приложению N 3 к договору, арендованный лесной участок используется для осуществления рекреационной деятельности, целевое назначение лесов - защитные (леса, расположенные в водоохранных зонах).
В силу пункта 28 договора, срок его действия составляет 49 лет с даты его государственной регистрации.
Согласно пункту 21 договора, по результатам очередного лесоустройства договор аренды подлежит соответствующему изменению в течение 3 месяцев с даты внесения изменений в лесохозяйственный регламент лесничества.
Соглашением от 17.07.2013 права и обязанности арендатора по договору переданы индивидуальным предпринимателем Манукян Арпине Айказовной обществу.
Между Министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области и обществом с ограниченной ответственностью "Геоземстрой" на основании результатов размещения государственного заказа путем проведения открытого конкурса был заключен государственный контракт 06.05.2016 N 007/16, предметом которого является выполнение лесоустроительных работ на территории лесного фонда Илекского, Краснохолмского, Оренбургского и Чернореченского лесничеств Оренбургской области. Согласно условиям контракта, сроки выполнения таксации лесов - в вегетационный период, но не позднее 15.10.2016.
Письмом от 06.02.2019 N 39/421-исх Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области направило в Федеральное агентство лесного хозяйства материалы, подготовленные по результатам проведенных лесоустроительных работ на территории Илекского, Оренбургского, Краснохолмского лесничеств Оренбургской области, в том числе предложения по распределению лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов, выделению особо защитных участков лесов ГКУ "Оренбургское лесничество", карта-схема по целевому назначению и категориям защитных лесов ГКУ "Оренбургское лесничество" М1:100000, тематическая лесная карта проектируемых особо защитных участков лесов ГКУ "Оренбургское лесничество" по участковым лесничествам М1:25000.
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области направило в адрес обществом с ограниченной ответственностью "Геоземстрой" уведомление от 09.06.2016 N 39/1550-исх. о проведении первого лесоустроительного совещания 14.06.2016 в 10-00.
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области направило в адрес руководителей ГКУ "Илекское лесничество", ГКУ "Краснохолмское лесничество", ГКУ "Чернореченское лесничество", ГКУ "Оренбургское лесничество" уведомление от 10.06.2016 N 39/1568-исх. о проведении первого лесоустроительного совещания 14.06.2016 в 10-00.
Результаты первого лесоустроительного совещания, проведенного в присутствии должностных лиц Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, ГКУ "Илекское лесничество", ГКУ "Краснохолмское лесничество", ГКУ "Чернореченское лесничество", ГКУ "Оренбургское лесничество", филиала ФГУ "Рослесозащита" - "Центр защиты леса Оренбургской области", а также представителей общества с ограниченной ответственностью "Геоземстрой", оформлены протоколом от 14.06.2016, согласно которому принято решение о проведении в 2016 году таксации лесов ГКУ "Илекское лесничество", ГКУ "Краснохолмское лесничество", ГКУ "Чернореченское лесничество", ГКУ "Оренбургское лесничество", в том числе по Оренбургскому участковому лесничеству Оренбургского лесничества на площади 1425га (пункт 1) и о выделении особо защитных участков леса в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 25.02.2015 N 121-п.
В письме от 13.07.2016 N 39/1911-исх Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области довело до сведения арендаторов сведения о проведении лесоустроительных работ в 2016 году, в ходе которых будут уточняться характеристики лесных насаждений и границы лесотаксационных выделов, что может повлечь за собой внесение изменений в договору аренды лесных участков с предложением представить замечания по данному вопросу в адрес министерства и лесничеств до 24.07.2016.
Согласно письму от 25.07.2016 N 01-12/352 ГКУ "Оренбургское лесничество", замечаний и предложений по уточнению характеристик лесных насаждений и границ лесотаксационных выделов отсутствуют.
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области направило в адрес руководителей ГКУ "Илекское лесничество", ГКУ "Краснохолмское лесничество", ГКУ "Чернореченское лесничество", ГКУ "Оренбургское лесничество" уведомление от 23.11.2016 N 39/3482-исх. о проведении второго лесоустроительного совещания 24.11.2016 в 10-00.
Результаты второго лесоустроительного совещания, проведенного в присутствии должностных лиц Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, ГКУ "Илекское лесничество", ГКУ "Краснохолмское лесничество", ГКУ "Чернореченское лесничество", ГКУ "Оренбургское лесничество", филиала ФГУ "Рослесозащита" - "Центр защиты леса Оренбургской области", а также представителей общества с ограниченной ответственностью "Геоземстрой" и РДЛУП "Гомельлеспроект", оформлены протоколом от 24.11.2016, согласно пункту 4 которого рекомендованы к утверждению наличие и площади особо защитных участков леса и объектов ЕГСК, в том числе 203 га - лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки и другие объекты лесного семеноводства и 6,5 га - памятник природы областного значения "Дендрарий Аветисяна".
В письме от 28.12.2016 N 39/3834-исх Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области просило Федеральное агентство лесного хозяйства согласовать распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов с приложением к письму ведомость деления лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов, тематические лесные карты проектируемого деления лесов на защитные леса в пределах лесничеств и лесопарков с указанием границ участковых лесничеств и номеров лесных кварталов, ведомость проектируемых особо защитных участков лесов с указанием участковых лесничеств и номеров лесных кварталов, и лесотаксационных выделов.
В письме от 16.01.2017 N 01-33/106 Департамент лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу сообщил Министерству о невозможности рассмотреть предложения по распределению лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов, выделению особо защитных участков лесов, поскольку материалы представлены не в полном объеме.
В письме от 10.02.2017 Рослесхоз указал на невозможность принятия решения о распределение лесов по категориям защитных лесов, выделении особо защитных участков лесов в границах указанных лесничеств на основании представленных материалов, ввиду их несоответствия требованиям пункта 188 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516.
Письмами от 13.02.2019 N 39/494-исх и N 39/495-исх Министерство направило в адрес Рослесхоза на рассмотрение материалы, подготовленные по результатам проведенных лесоустроительных работ на территории Чернореченского и Сорочинского лесничеств Оренбургской области, и указало на устранение замечаний Рослесхоза, отраженных в письме от 23.10.2018 N АВ-03-27/17583 и просило принять решение об издании приказа об отнесении лесов указанных лесничеств в защитным лесам, уточнении площади ценных лесов, а также выделении особо защитных участков лесов.
В материалы дела Федеральным агентством лесного хозяйства представлена выписка из заключения на материалы по распределению лесов по категориям защитных лесов и выделению особо защитных участков лесов на территории, в том числе, Оренбургского лесничества Оренбургской области., в выводах которого указано на наличие возможности подготовки приказа Рослесхоза об отнесении лесов к защитным лесам, выделении ОЗУ и установлении границ на территории лесничества на основании результатов лесоустроительных работ 2016 года.
Письмом от 07.03.2019 N 39/736-исх Министерство, указывая, что комиссией Рослесхоза 04.03.2019 согласованы предложения по распределению лесов по целевому назначению, категориям защитных лесов и выделению особо защитных участков лесов на территории Илекского, Краснохолмского, Чернореченского и Оренбургского лесничеств, просит общество с ограниченной ответственностью "Геоземстрой", в рамках государственного контракта от 06.05.2018 N 007/16 представить доработанную лесоустроительную документацию.
Заместителем руководителя Рослесхоза издан приказ от 28.06.2019 N 825 "Об установлении границ лесничеств Оренбургской области, об отнесении лесов к защитным лесам и установлении их границ, о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ, признании утратившими силу некоторых положений приказов Рослесхоза от 16.10.2008 N 312, от 04.05.2011 N 156, от 21.01.2013 N 7", согласно которому, в соответствии со статьями 23, 81 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктами 5.4.4, 5.5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, учитывая предложения Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 25.01.2019 N 39/255-исх, от 06.02.2019 N 39/421-исх, от 13.02.2019 N 39/494-исх, от 13.02.2019 N 39/495-исх, заключение Комиссии Федерального агентства лесного хозяйства по рассмотрению документации по проектированию границ лесопарковых зон и (или) зеленых зон, а также материалов по отнесению лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации) и выделению особо защитных участков лесов, установлению и изменению их границ, отнесению лесов к эксплуатационным, резервным лесам, установлению и изменению их границ (протоколы заседаний Комиссии Рослесхоза от 25.02.2019 N АВ14/65-опер, от 19.03.2019 N АВ-14/91-опер) установлены границы Акбулакского, Илекского, Краснохолмского, Оренбургского, Соль-Илецкого, Сорочинского и Чернореченского лесничеств, расположенных на землях лесного фонда в Оренбургской области, согласно приложению 1 (пункт 1), леса, расположенные на территории Акбулакского, Илекского, Краснохолмского, Оренбургского, Соль-Илецкого, Сорочинского и Чернореченского лесничеств Оренбургской области, отнесены к защитным лесам и установить их границы согласно приложениям 2 - 8 (пункт 2), выделены особо защитные участки лесов на территории Акбулакского, Илекского, Краснохолмского, Оренбургского, Соль-Илецкого, Сорочинского и Чернореченского лесничеств Оренбургской области и установить их границы согласно приложениям 9 - 15 (пункт 3), а также признаны утратившими силу: пункты 3, 8, 10, 14, 22, 23, 26 приложения к приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 16.10.2008 N 312 "Об определении количества лесничеств на территории Оренбургской области и установлении их границ"; приложения 3, 10, 12, 16, 23, 24, 27 к приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 04.05.2011 N 156 "Об отнесении лесов на территории Оренбургской области к ценным лесам и установлении их границ"; приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 21.01.2013 N 7 "Об отнесении лесов на территории Благословенского участкового лесничества Оренбургского лесничества Оренбургской области к категории защитных лесов, леса, расположенные в водоохранных зонах" (пункт 4).
Согласно информация ГЛР, местоположение лесного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14817 по материалам лесоустройства 2016 года: Оренбургская область, Оренбургский административный район, ГКУ "Оренбургское лесничество", Оренбургское участковое лесничество, квартал 56, выделы 14, 30, 34, часть выдела 8 (по старому лесоустройству 1996 года квартал 56 части выделов 3, 13, 16-18).
Согласно приложению N 12 к приказу Рослесхоза от 28.06.2019 N 825, в квартале 56 на выделах 14, 30, 34 выделены берегозащитные участки лесов, на выделе 8 - участки лесов вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ.
Полагая, что действия Министерства, выразившиеся в направлении предложений в адрес Рослесхоза от 23.09.2010 N 736, от 25.01.2019 N 39/255-исх, от 06.02.2019 N 39/421-исх, от 13.02.2019 N 39/494-исх, от 13.02.2019 N 39/495-исх, по закреплению особо защитных участков на территории лесных участков ранее переданных в аренду по результатам аукционов, а также приказ Рослесхоза N 825 в части выделения особо защитных участков лесов и установлении их границ на территории лесных участков ранее переданных в аренду не являются законными и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку препятствуют осуществлению деятельности на арендуемом земельном участке, общество обратилось в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что материалами дела не подтверждается наличие совокупности обстоятельств, являющихся основанием для удовлетворения требований о признании оспоренного ненормативного правового акта Рослесхоза недействительным и действий Министерства незаконными. Также суд установил, что обществом пропущен установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок без представления уважительных причин его несоблюдения и ходатайства о восстановлении срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Оценив повторно в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены доводы общества о пропуске срока давности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено Федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 21) срок обращения в суд по делам, рассматриваемым по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, начинает исчисляться со дня, следующего за днем, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности, о привлечении к ответственности (часть 4 статьи 113 и часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из содержания приведенных норм следует, что моментом, с которого начинается исчисление трехмесячного срока, признается день, когда гражданину, юридическому лицу или организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено Федеральным законом.
Часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может рассматриваться как допускающая произвольное, на основании оценки одной лишь субъективной позиции заявителя по данному вопросу, определение судом момента начала течения установленного в нем срока и предполагает для суда необходимость при рассмотрении поданного заявления принять во внимание все значимые для правильного решения дела фактические обстоятельства, позволяющие доподлинно установить момент, когда заинтересованному лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, оценивая имеющиеся в деле доказательства на предмет относимости, допустимости и достоверности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2013 N 1908-О).
Исходя из правовой позиции, содержащейся в пункте 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.03.2010 N 6-П, законодательное урегулирование восстановления срока должно обеспечивать надлежащий баланс между вытекающим из Конституции Российской Федерации принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство, предполагающим вынесение законного и обоснованного судебного решения, с тем, чтобы восстановление пропущенного срока могло иметь место лишь в течение ограниченного разумными пределами периода и при наличии существенных объективных обстоятельств, не позволивших заинтересованному лицу, добивающемуся его восстановления, защитить свои права в рамках установленного процессуального срока.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 02.12.2013 N 1908-О также разъяснил, что по своему буквальному смыслу положение части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
Как следует из материалов дела, общество является арендатором лесного участка площадью 3 га на территории Оренбургского участкового лесничества Оренбургского лесничества на основании договора аренды лесного участка от 02.08.2010 N 378-10, соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 17.07.2013.
Министерство, ссылаясь на то, что арендная плата с изданием приказа Рослесхоза N 825 не пересчитывалась и арендатор в нарушение требований законодательства вносил арендные платежи без учета повышающего коэффициента, подготовило и направило в адрес общества обращение от 21.02.2022 N ВГ-12-19/4100 об уточнении арендной платы в связи с проведением Рослесхозом проверки начисления платежей за использование лесов по договору аренды, расчет арендной платы по договору аренды за 2019-2021 годы. Из содержания документа усматривается, что арендованный обществом участок относится к особо защитным участкам лесов в соответствии с приказом Рослесхоза N 825.
16.03.2021 и 28.04.2021 в адрес общества Министерством направлена претензия о неполном расчете с бюджетом, ссылаясь на то, что сумма "доначисленной" арендной платы не оплачена, Министерство 11.05.2022 обратилось в суд с исковым заявлением в рамках дела N А47-6314/2022.
В рамках дела N А47-6314/2022 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства (определение суда от 13.05.2022). После ознакомления обществом с материалами дела 15.06.2022 и поступления от общества возражений 28.06.2022, суд первой инстанции перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Судами установлено, что обществом ходатайство о восстановлении пропущенного срока в порядке статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с обоснованием уважительности причин пропуска данного срока не представлено.
Заявителем не представлены доказательства наличия уважительных причин пропуска срока.
Довод общества о том, что о нарушении прав и законных интересов ему стало известно только с 10.10.2022, признан судом апелляционной несостоятельным, поскольку сведения о том, что на арендованном лесном участке в соответствии с приказом Рослесхоза N 825 выделены особо защитные участки лесов получены обществом ранее указанной в заявлении даты, что свидетельствует о пропуске срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что является основанием для отказа в удовлетворении требований.
Рассматривая заявление общества о признании действий Министерства, выразившихся в направлении предложений в адрес Рослесхоза от 23.09.2010 N 736, от 25.01.2019 N 39/255-исх, от 06.02.2019 N 39/421-исх, от 13.02.2019 N 39/494-исх, от 13.02.2019 N 39/495-исх, по закреплению особо защитных участков на территории лесных участков ранее переданных в аренду по результатам аукционов незаконными и о признании приказа Рослесхоза N 825 недействительным в части выделения особо защитных участков лесов и установлении их границ на территории лесных участков ранее переданных в аренду, судом апелляционной инстанции указано следующее.
Согласно статьям 125, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации содержится перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (как и ранее действующее Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области) является исполнительным органом государственной власти Оренбургской области, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по вопросам реализации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (пункт 1 Положения о министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений - Оренбургской области, утвержденного указом Губернатора Оренбургской области от 10.01.2020 N 5-ук "Об утверждении положения о министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области и признании утратившими силу некоторых указов Губернатора Оренбургской области").
В 2016 - 2019 годах органом государственной власти Оренбургской области, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, являлось Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области.
Периодичность проведения лесоустроительных работ установлена не реже одного раза в десять лет. Последнее лесоустройство Оренбургского лесничества проводилось в 1996 году. В связи большой давностью материалов лесоустройства, Рослесхозом были выделены средства на проведение лесоустроительных работ, в том числе, на территории лесного фонда Оренбургского лесничества. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений определены статьей 81 Лесного кодекса Российской Федерации. Так, одним из полномочий, связанных с проведением лесоустроительных работ, является установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества; отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), выделение особо защитных участков лесов и установление их границ.
В соответствии с приказом Рослесхоза от 20.05.2015 N 166 (утратил силу 20.01.2020), решение о возможности подготовки приказа Рослесхоза об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации), эксплуатационным лесам, резервным лесам и выделении особо защитных участков лесов принимается на заседаниях соответствующей Комиссии.
Согласно подпункту 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции на 06.05.2016 - дата заключение договора на выполнение лесоустроительных работ), проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации (то есть за исключением проектирования лесничеств и лесопарков; проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов) является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений. Такие органы вправе реализовать свои полномочия за счет средств в виде субвенций из федерального бюджета.
На момент проведения лесоустроительных работ на территории Оренбургского лесничества в 2016 году действовала лесоустроительная инструкция, утвержденная приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516.
Из материалов дела следует, что между Министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области и обществом с ограниченной ответственностью "Геоземстрой" на основании результатов размещения государственного заказа путем проведения открытого конкурса был заключен государственный контракт 06.05.2016 N 007/16 на выполнение лесоустроительных работ на территории лесного фонда Илекского, Краснохолмкого, Оренбургского и Чернореченского лесничеств Оренбургской области. Согласно условиям контракта, сроки выполнения таксации лесов - в вегетационный период, но не позднее 15.10.2016
Согласно пункту 68 Инструкции, лесоустроительные совещания проводятся перед началом и по окончании работ по таксации лесов.
На лесоустроительном совещании до начала работ определяются особенности проведения таксации лесов в объекте работ и рассматриваются основные технические и организационные вопросы.
Первое лесоустроительное совещание проводилось 14.06.2016 (протокол совещания от 14.06.2016).
Согласно пункту 17 протокола совещания от 14.06.2016 совещание постановило особо защитные участки лесов выделить в соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 25.02.2015 N 121-п "О памятниках природы областного значения Оренбургской области".
При наличии оснований, выделить особо защитные участки лесов в соответствии с лесоустроительной инструкцией.
Поскольку лесоустроительные работы на территории Оренбургского лесничества планировалось проводить до 30.09.2016, арендаторам было предложено представить свои замечания и предложения по уточнению характеристик лесных насаждений и границ лесотаксационных выделов в срок до 24.07.2016 в министерство и лесничества. В случае не поступления сведений в указанные срок, министерством будет констатировано отсутствие замечаний и предложений.
В адрес Министерства поступило обращение ГКУ "Оренбургское лесничество" об отсутствии замечаний и предложений письмом от 25.07.2016 N 01-12/352.
В адрес Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области замечания и предложения также не поступали.
Второе лесоустроительное совещание было проведено 24.11.2016. Рассмотрев итоги лесоустроительных работ, совещание постановило рекомендовать к утверждению наличие и площади особо защитных участков лесов (пункт 4 протокола).
Таким образом, первое и второе лесоустроительные совещания проводились в 2016 году в соответствии с требованием пункта 68 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516.
Решения, принятые по итогам обсуждения участниками первого и второго совещаний, не нарушают прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя: - проектирование лесничеств и лесопарков; - проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; - проектирование лесных участков; - закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; - таксацию лесов; - проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Нормами действовавшего в период проведения лесоустроительных мероприятий законодательства не предусматривалось согласование с пользователя лесных участков мероприятий по проектированию особо защитных участков лесов для учета их позиции, поскольку выделение особо защитных участков лесов осуществляется в соответствии с нормативами и признаками выделения особо защитных участков лесов, указанными в приложении к Инструкции. Проектируются особо защитные участки лесов в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, с установлением в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и использования лесов.
В целях реализации Рослесхозом полномочий по принятию решения о распределении лесов по категориям защитных лесов, выделении особо защитных участков лесов в границах лесничеств на основании материалов, полученных в рамках государственного контракта от 06.05.2016 N 007/16, в 2017-2019 годах министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области неоднократно направляло результаты лесоустроительных работ в адрес Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу для предварительного рассмотрения, в Рослесхоз для рассмотрения, согласования и принятия решения.
Согласно ответу Рослесхоза от 10.02.2017 N АВ-03-27/1663, принятие решения по представленным материалам невозможно в связи с их несоответствием требованиям пункта 188 Лесной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516.
В отношении особо защитных участков лесов сообщается о том, что их виды определены статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации, а нормативы и признаки выделения - приложением 4 к Лесоустроительной инструкции. В представленных материалах содержится информация о видах особо защитных участков лесов, не предусмотренных Лесоустроительной инструкцией (особо охраняемые природные территории (памятники природы областного значения), генетические резерваты, плюсовые деревья).
В обращении Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 16.05.2017 N 39/1483-исх в адрес Рослесхоза выражена позиция относительно замечания по особо защитным участкам лесов о том, что требование о выделении ОЗУ в обязательном порядке отсутствует.
Все замечания к лесоустроительной документации Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, Рослесхоза устранялись обществом с ограниченной ответственностью "Геоземстрой" (подрядчик по государственному контракту от 06.05.2016 N 007/16) в рамках гарантийных обязательств по договору.
Судом апелляционной инстанции отклонены доводы общества о том, что леса Оренбургского лесничества не относятся к защитным лесам, в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, среди которых выделяются земли лесного фонда.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
Пунктом 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Определение границ лесных участков, относящихся к землям лесного фонда, осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству, которое в силу части 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, которые проводятся в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их местоположении, состоянии, количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности.
По результатам осуществления мероприятий по лесоустройству составляется лесоустроительная документация, в том числе в электронной форме, которая включается в состав сведений государственного лесного реестра (часть 5 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах. В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса (часть 2 этой статьи).
В соответствии с частью 2.1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 утверждены перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение (далее - Приказ N 496).
Согласно пункту 2.1. раздела 2 "Перечень документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр" Приказа N 496, документами, являющимся основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, является в том числе Акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (форма 1).
В свою очередь основанием для внесения документированной информации в Акты является первичная документация, в том числе лесоустроительная документация (пункт 22.2 раздела 2 Приказа N 496).
Согласно пункту 4.2. раздела 4 "Порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение", Акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении составляются должностными лицами органов государственной власти, осуществляющих ведение государственного лесного реестра, и утверждаются руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему полномочия, или уполномоченным им лицом.
В соответствии с пунктом 4.6 раздела 4 Приказа N 496 приложением в Актам являются документы, предусмотренные пунктом 2.2 Перечня, на основании которых в Акты вносится документированная информация.
Таким образом, подготовленная подрядчиком лесоустроительная документация в рамках государственного контракта является первичными документами, составленными в процессе проведения лесоустройства, которая является основанием для внесения соответствующей документированной информации в государственный лесной реестр с соблюдением установленного для этого порядка.
Актом N 3 от 17.05.2019 о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (до издания Рослесхозом оспариваемого приказа) главным специалистом отдела государственного лесного реестра и использования лесов министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области Пиянзиной B.C. в государственный лесной реестр внесена документированная информация на основании лесоустроительной документации, в том числе по Оренбургскому лесничеству, подготовленная общесвом с ограниченной ответственностью "Геоземстрой" в рамках гарантийных обязательств по государственному контракту от 06.05.2016 N 007/16.
Приказ Рослесхоза N 825 готовился федеральным исполнительным органом государственной власти по материалам проведенного лесоустройства, после внесения министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области документированной информации в государственный лесной реестр.
Согласно статье 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса Оренбургской области, расположенные на землях лесного фонда, и леса, расположенные на землях иных категорий, являются защитными лесами, что закреплено в разделе 17 Лесного плана Оренбургской области, утверждённого указом Губернатора Оренбургской области от 29.12.2018 N 773-ук "Об утверждении Лесного плана Оренбургской области".
Защитные леса являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении них установлены особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
На основании изложенного довод общества о том, что леса Оренбургского участкового лесничества не относится к защитным лесам, признан апелляционным судом необоснованным.
Министерством в Рослесхоз направлено обращение от 24.05.2023 N ВГ-12-15/13041 с указанием на противоречие приказа актуальным материалам лесоустройства Оренбургского лесничества, таксационному описанию и ведомостям поквартальных итогов площадей и запасов Оренбургского участкового лесничества ПСУ "Оренбургское лесничество"; лесохозяйственному регламенту Оренбургского лесничества, утверждённому приказом Министерства от 25.11.2020 N 558.
В целях внесения изменений в приложение N 1 к приказу, в соответствии с письмом Рослесхоза от 26.06.2023 N АП-03-27/14842, Министерством направлена информация о перечне лесных кварталов в разрезе участковых лесничеств, входящих в границы Акбулакского, Илекского, Кроаснохолмского, Оренбургского, Соль-Илецкого, Сорочинского и Чернореченского лесничеств Оренбургской области (исходящий номер от 21.08.2023 N ВГ-12-15/21715).
Помимо материалов лесоустройства, содержащих сведения о вхождении квартала 56 в границы Оренбургского лесничества, данных государственного лесного реестра, ведение которого на территории Оренбургской области осуществляется Министерством, таким подтверждением также является приказ Рослесхоза от 01.10.2018 N 806 "Об установлении границ Оренбургского лесничества в Оренбургской области", подготовленный на основании результатов работ, выполненных ФГБУ "Рослесинфорг" по государственному заданию от 03.02.2017.
Таким образом, усматривается наличие технической ошибки в приложении N 1 к приказу Рослесхоза N 825, для устранения которой направлены в Рослесхоз соответствующие материалы.
Доводы общества о том, что в протоколах лесоустроительных совещаний видов отсутствуют особо защитные участки лесов, установленные в приказе Рослесхоза N 825, признаны судами несостоятельными.
Так, в Лесоустроительных инструкциях 2011 и 2018 годов отсутствует указание на то, что рекомендованные к выделению виды особо защитные участки утверждаются на лесоустроительных совещаниях.
Как следует из письма Рослесхоза от 10.02.2017 N АВ-03-27/1663, предлагаемые к выделению виды особо защитные участки (протокол второго лесоустроительного совещания) не предусмотрены лесоустроительной инструкцией - особо охраняемые природные территории (памятники природы областного значения), генетические резерваты, плюсовые деревья.
Отсутствие в протоколе видов особо защитных участков лесов при наличии оснований для их выделения (соответствие нормативам и признакам для их выделения) противоречит общественно-значимым целям, которые выполняют особо защитные участки лесов - сохранение экологических функций защитных лесов.
Нормативы и признаки выделения особо защитных участков лесов установлены лесоустроительными инструкциями.
Участники лесоустроительного совещания должны руководствоваться нормами действующего законодательства, и не вправе принимать решения, основанные на внутреннем убеждении об отсутствии необходимости выделения некоторых видов особо защитных участков лесов, не смотря на соответствие участков признакам и нормативам для выделения особо защитных участков лесов.
Ссылки заявителя жалобы на судебную практику в обоснование своей позиции не свидетельствуют о нарушении судами единообразия в толковании и применении норм материального права, с учетом конкретных фактических обстоятельств настоящего спора, установленных при рассмотрении дела.
Суды, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые действия Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, выразившихся в направлении предложений в адрес Рослесхоза от 23.09.2010 N 736, от 25.01.2019 N 39/255-исх, от 06.02.2019 N 39/421-исх, от 13.02.2019 N 39/494-исх, от 13.02.2019 N 39/495-исх, и приказа Рослесхоза N 825, соответствуют требованиям нормативных правовых актов, и являются законными.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований у судов не имелось.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм права применительно к установленным судами обстоятельствам, выводы судов не опровергают и подлежат отклонению по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.09.2023 по делу N А47-15444/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дубки" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Помимо материалов лесоустройства, содержащих сведения о вхождении квартала 56 в границы Оренбургского лесничества, данных государственного лесного реестра, ведение которого на территории Оренбургской области осуществляется Министерством, таким подтверждением также является приказ Рослесхоза от 01.10.2018 N 806 "Об установлении границ Оренбургского лесничества в Оренбургской области", подготовленный на основании результатов работ, выполненных ФГБУ "Рослесинфорг" по государственному заданию от 03.02.2017.
Таким образом, усматривается наличие технической ошибки в приложении N 1 к приказу Рослесхоза N 825, для устранения которой направлены в Рослесхоз соответствующие материалы.
Доводы общества о том, что в протоколах лесоустроительных совещаний видов отсутствуют особо защитные участки лесов, установленные в приказе Рослесхоза N 825, признаны судами несостоятельными.
...
Суды, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые действия Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, выразившихся в направлении предложений в адрес Рослесхоза от 23.09.2010 N 736, от 25.01.2019 N 39/255-исх, от 06.02.2019 N 39/421-исх, от 13.02.2019 N 39/494-исх, от 13.02.2019 N 39/495-исх, и приказа Рослесхоза N 825, соответствуют требованиям нормативных правовых актов, и являются законными."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 3 апреля 2024 г. N Ф09-1307/24 по делу N А47-15444/2022