Екатеринбург |
|
12 апреля 2024 г. |
Дело N А50-25847/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Сухановой Н.Н., Поротниковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухаметжановой Д.Е. рассмотрел в судебном заседании, проведенном в режиме веб-конференции (онлайн-заседание), кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (далее - фонд, истец) на решение Арбитражного суда Пермского края от 10.07.2023 по делу N А50-25847/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2023 по тому же делу.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 19.03.2024 рассмотрение кассационной жалобы откладывалось.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании 11.04.2024 в режиме веб-конференции принял участие представитель Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Городская клиническая больница N 2 имени Федора Христофоровича Граля" (далее - больница, учреждение, ответчик) - Крутских Д.И. (доверенность от 19.03.2024).
От фонда в Арбитражный суд Уральского округа поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя. Рассмотрев заявленное ходатайство, суд удовлетворил его на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Фонд обратился в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к учреждению о взыскании денежных средств, использованных не по целевому использованию, в размере 5 103 486 руб. 86 коп., штрафа в размере 510 348 руб. 69 коп., пени в размере 159 909 руб. 26 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Пермского края (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 10.07.2023, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2023, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе фонд просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Фонд настаивает на том, что спорные денежные средства являются премией работников больницы за оказание медицинской помощи пациентам, у которых была обнаружена новая коронавирусная инфекция (COVID-19). По мнению истца, при соблюдении условий, предусмотренных Правилами предоставления в 2020 году иных межбюджетцых трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 415, учреждение имело право на получение денежных средств не за счет средств обязательного медицинского страхования, а за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации с момента, когда больницей были выявлены случаи COVID-19.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами, фондом проведена плановая проверка использования средств, полученных больницей на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) за период с 01.01.2019 по 31.12.2020, по итогам которой составлен акт от 02.09.2021 N 89, больнице направлена претензия от 11.11.2021 N 07/7820 с требованием вернуть в бюджет фонда денежные средства, использованные не по целевому назначению в сумме 5 103 486 руб. 86 коп. и уплатить штраф в сумме 510 348 руб. 69 коп.
Основанием для вывода о нецелевом использовании денежных средств в указанной сумме послужили следующие обстоятельства.
На основании приказа министерства от 13.05.2020 N СЭД-34-01-05-3, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 N 484 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19" больнице были выделены денежные средства в сумме 6 550 687 руб. 50 коп. в качестве выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, а также за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Ответчиком заключено соглашение от 14.05.2020 о предоставлении учреждению из бюджета Пермского края субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на сумму 6 550 687 руб. 50 коп., которая перечислена больнице платежным поручением от 14.05.2020 N 232992 на лицевой счет (субсидии на иные цели).
Приказом главного врача больницы от 15.05.2020 N 306 "Об осуществлении стимулирующих выплат" за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам начислены выплаты стимулирующего характера за апрель 2020 года и страховые взносы в общей сумме 5 103 486 руб. 86 коп., которые 15.05.2020 перечислены на лицевые счета работников ответчика.
Впоследствии приказом главного врача от 28.05.2020 вышеуказанный приказ от 15.05.2020 N 306 "Об осуществлении стимулирующих выплат" отменен в связи с ошибочным применением постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 N 484 и расторжением вышеуказанного соглашения с министерством.
Кассовые выбытия по спорным операциям на сумму 5 103 486 руб. 86 коп. были скорректированы и 16.06.2020 на основании письма в управление казначейского исполнения бюджета N 917 расходы по стимулирующим выплатам работникам за выполнение особо важного задания в сумме 5 103 486 руб. 86 коп. были перенесены на лицевой счет ОМС.
Приказом министерства от 22.06.2020 N СЭД-34-01-05-112 "О внесении изменений в распределение средств медицинским организациям, подведомственным Министерству здравоохранения Пермского края, необходимых для осуществления выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иными работникам, утвержденное приказом министерства от 13.05.2020 N СИ-34-01-05-3" денежные средства, ранее выделенные больнице, были исключены; 26.06.2020
средства субсидии с лицевого счета (субсидии на иные цели) в сумме 6 550 687 руб. 25 коп. были возвращены.
По мнению фонда, выплаченные денежные средства следует квалифицировать как выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая короновирусная инфекция. В связи с изложенным, истец полагает, что денежные средства подлежали выплате за счет средств федерального бюджета, а не за счет средств ОМС.
Неисполнение ответчиком в добровольном порядке требований истца обусловило обращение фонда в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что выплаты стимулирующего характера осуществлены в пределах фонда оплаты труда в связи с увеличением трудовой нагрузки на медицинских работников, вызванной распространением COVID-19, соответственно спорная выплата является премией, предусмотренной локальными актами больницы, входит в состав тарифа на оплату медицинской помощи по программе ОМС и подлежит компенсации за счет средств ОМС.
Суд округа находит выводы судов правильными, соответствующими конкретным фактическим обстоятельствам рассматриваемого спора и основанными на верном применении норм права, регулирующих спорные правоотношения.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и договоров на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом.
Частями 1 и 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе, расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты.
Согласно пункту 193 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н, в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги).
В тарифном соглашении по ОМС на территории Пермского края на 2020 год, являющимся Приложением N 4 к протоколу Комиссии по разработке территориальной программы ОМС Пермского края от 30.12.2019 N 13, также предусмотрено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы медицинской организации на заработную плату, начисления на оплату труда.
В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплате).
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации система оплаты труда, включая систему премирования, устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии пунктом 5.3. Положения о системе оплаты труда работников государственных бюджетных, казенных и автономных учреждений Пермского края, подведомственных Министерству здравоохранения Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 31.12.2015 N 1190-п "Об оплате труда работников государственных бюджетных, казенных и автономных учреждений Пермского края, подведомственных Министерству здравоохранения Пермского края" (далее - Положение N 1190-п) в государственных учреждениях могут устанавливаться выплаты стимулирующего характера, в том числе надбавка за интенсивный труд, выплаты за высокие результаты и качество выполняемых работ, оказываемых услуг и т.д.
Согласно пунктам 5.2, 5.9 Положения N 1190-п решение о введении выплат стимулирующего характера и условиях их осуществления принимаются учреждениями самостоятельно в пределах фонда оплаты труда; премия за выполнение особо важных и срочных работ выплачивается работникам в течение периода проведения данного вида работ в пределах фонда оплаты труда учреждения.
В соответствии с пунктом 5.3 Положения об оплате труда работников Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Городская клиническая больница N 2 имени Федора Христофоровича Граля", утвержденного приказом от 20.06.2016 N 423 (далее - Положение об оплате труда), премиальная выплата за выполнение особо важных и срочных работ предусмотрена в качестве выплаты стимулирующего характера.
Из материалов дела следует, что на основании пункта 5.3 Положения об оплате труда, в соответствии с приказом главного врача учреждения от 28.05.2020 N 324 работникам больницы осуществлена выплата премии за выполнение особо важного задания за счет средств ОМС. Как усматривается из служебной записки от 13.05.2020, выплата стимулирующих была вызвана уменьшением общего числа медицинских работников и возросшим объемом оказываемой медицинской помощи.
Факт того, что спорные выплаты стимулирующего характера являются составной частью заработной платы, фондом не оспаривается.
Предметом настоящего спора является характер произведенных больницей выплат: по мнению фонда, денежные средства относятся к "ковидным" выплатам (по обслуживанию пациентов, больных Covid-19), которые в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 N 484, от 02.04.2020 N415 подлежат выплате за счет средств федерального бюджета (бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации), а не за счет средств ОМС (бюджета Пермского края).
Доводы фонда были рассмотрены судами и мотивированно отклонены.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе приказ министерства от 22.06.2020 N СЭД-34-01-05- 112, приказ главного врача учреждения от 28.05.2020 N 324, служебную записку, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что премии были выплачены в связи с тяжелыми условиями труда, возникшими вследствие увеличения нагрузки из-за распространения Covid-19, а не в связи с выполнением особо важных работ медицинскому персоналу не перепрофилированных отделений, непосредственно участвующих в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, COVID- 19.
То обстоятельство, что премии медицинским работникам выплачивались в период пандемии, само по себе не свидетельствует о произведении "ковидных" выплат, предусмотренных постановлениями Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 N 484, от 02.04.2020 N415.
Надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что выплаты производились в связи с оказанием медицинской помощи больным Covid-19, фондом в материалы дела не представлено и судами наличие таковых не выявлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, придя на основании совокупной оценки доказательств к выводу о том, что выплата премий за сложные условия работы производилась в обычном порядке, суды первой и апелляционной инстанций верно указали, что спорные выплаты являются расходами учреждения на заработную плату сотрудников, предусмотренную действующей системой оплаты труда, и включены в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, предусмотренную частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, территориальной программой ОМС, соответственно, вопреки доводам фонда, могли быть осуществлены за счет средств ОМС.
Каких-либо признаков злоупотребления правами (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации) судами не установлено.
Доводы фонда не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, сводятся по существу к переоценке установленных судами обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 10.07.2023 по делу N А50-25847/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что выплаты производились в связи с оказанием медицинской помощи больным Covid-19, фондом в материалы дела не представлено и судами наличие таковых не выявлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, придя на основании совокупной оценки доказательств к выводу о том, что выплата премий за сложные условия работы производилась в обычном порядке, суды первой и апелляционной инстанций верно указали, что спорные выплаты являются расходами учреждения на заработную плату сотрудников, предусмотренную действующей системой оплаты труда, и включены в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, предусмотренную частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, территориальной программой ОМС, соответственно, вопреки доводам фонда, могли быть осуществлены за счет средств ОМС.
Каких-либо признаков злоупотребления правами (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации) судами не установлено."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12 апреля 2024 г. N Ф09-9784/23 по делу N А50-25847/2022