Екатеринбург |
|
25 апреля 2024 г. |
Дело N А71-12038/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Кравцовой Е.А. Гавриленко О.Л.
при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л., с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.11.2023 по делу N А71-12038/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Спецпромсервис" (далее - заявитель, ООО "Спецпромсервис", общество, страхователь) - Сметанин А.М. (доверенность от 15.03.2024);
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - Фонд) - Скворцов А.В. (доверенность от 16.01.2024).
ООО "Спецпромсервис" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Фонду о признании недействительным уведомления от 26.04.2023 о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год, о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в пересмотре страхового тарифа по страховым взносам, обязании устранить допущенное нарушение.
Решением суда первой инстанции от 14.11.2023 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2024 решение суда оставлено в силе.
В кассационной жалобе Фонд указывает на то, что у него отсутствует обязанность устанавливать фактически осуществляемый страхователем вид экономической деятельности с наиболее высоким классом профессионального риска; Фонд при определении страхового тарифа действовал в соответствии с Правилами и нарушение в его действиях отсутствует. Также заявитель жалобы полагает, что на неверном толковании п. 5 Порядка N 55 основаны выводы судов о том, что страхователь, не подтвердивший в установленный срок документы для подтверждения, указанные в п. 3 Порядка N 55, и после установления Фондом размера страхового тарифа, не может быть лишен возможности предоставить документы.
В представленном отзыве ООО "Спецпромсервис" просит судебные акты оставить без изменения.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, 17.05.2023 ООО "Спецпромсервис" посредством системы СБИС направило в Отделение заявление N 1801_056175 о подтверждении основного вида экономической деятельности, согласно которому основным видом за 2022 год просит считать "Обработка металлических изделий механическая" код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее ОКВЭД) - 25.62.
Согласно приложенной к заявлению N 1801_056175 справке-подтверждению основного вида экономической деятельности доход общества по коду ОКВЭД 25.62 "Обработка металлических изделий механическая" в 2022 году составил 105667 тыс. руб., что составило 98% в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Вместе с тем, в связи с отсутствием заявления страхователя о подтверждении основного вида экономической деятельности по состоянию на 15 апреля текущего года на основании того, что страхователь, осуществляющий деятельность по нескольким видам экономической деятельности не подтвердил основной вид экономической деятельности, Отделением в адрес общества направлено Уведомление о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно которому определен 28 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу в размере 6,1%.
В связи с тем, что для страхователя ООО "Спецпромсервис" основной вид экономической деятельности по состоянию на 15 апреля текущего года не подтвержден, страховой тариф определен в размере 6,1%, заявление N 1801_056175 о подтверждении основного вида экономической деятельности, поданное обществом 17.05.2023 отменено.
Не согласившись с уведомлением Отделения, общество направило в его адрес письмо N 48 от 23.05.2023 с просьбой учесть уважительность причин нарушения срока подачи документов в связи с болезнью ответственного лица и пересмотреть установленный тариф с учетом фактического вида деятельности заявителя, на что страхователю направлен отказ, изложенный в письме Отделения от 31.05.2023 N 17-27/25905.
Полагая, что Уведомление о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 26.04.2023 является незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суды исходили из того, что оснований для установления обществу, подтвердившему основной вид осуществляемой деятельности, тарифа в размере 6,1% у отделения не имелось.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска. Правила отнесения видов деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила N 713).
Пункт 8 Правил N 713 предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 713 приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 утвержден Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (далее - Порядок N 55).
В силу пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
Пунктом 3 Порядка N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства). Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
Согласно пункту 13 Правил N 713, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Соответствующая правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926, от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 10.07.2003 г. N 291-О, от 15.07.2003 г. N 311-О, от 22.01.2004 г. N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом. Отказ фонда может быть обжалован в суд; бремя доказывания в суде обоснованности заявленного тарифа, в силу части 1 статьи 65 АПК РФ, лежит на заинтересованном лице - на страхователе. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Как установлено судами при исследовании материалов дела, 17.05.2023, то есть с нарушением срока, определенного пунктом 3 Порядка N 55, ООО "Спецпромсервис" посредством системы электронного документооборота СБИС направило в Отделение заявление N 1801_056175 о подтверждении основного вида экономической деятельности, согласно которому основным видом экономической деятельности общества за 2022 год просит считать "Обработка металлических изделий механическая", код по ОКВЭД 25.62. Указанный вид деятельности отнесен к 12 классу профессионального риска с размером страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 1,3%.
Заявление N 1801_056175 о подтверждении основного вида экономической деятельности отменено в связи с истечением срока подачи заявлений ПОВД, о чем свидетельствует уведомление об изменении статуса запроса на ПОВЭД.
В связи с неполучением в срок до 17 апреля 2023 года (поскольку 15 апреля 2023 года - суббота) Отделением Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике вынесено и направлено в адрес страхователя Уведомление о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно которому в отношении ООО "Спецпромсервис" определен 28 класс профессионального риска по ОКВЭД 28.30 "Производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства", что соответствует страховому тарифу в размере 6,1% к суммам выплат и иных вознаграждений.
Согласно представленному в материалы дела листу записи ЕГРЮЛ 24.10.2022 вид экономической деятельности общества "Обработка металлических изделий механическая" ОКВЭД 25.62 исключен из реестра в качестве дополнительного вида деятельности общества и внесен в реестр в качестве основного.
Вместе с тем, согласно представленным обществом документам основным видом деятельности страхователя в 2022 году являлось "Обработка металлических изделий механическая", код по ОКВЭД 25.62. Доля доходов общества, полученная от осуществления указанного вида деятельности, составила 100%.
Согласно приложенной к заявлению N 1801_056175 справке подтверждению основного вида экономической деятельности доход общества по коду ОКВЭД 25.62 "Обработка металлических изделий механическая" в 2022 году составил 105667 тыс. руб., что составило 98% в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг., в то время, как доход по виду экономической деятельности 33.12 "Ремонт машин и оборудования" составил 2037 тыс. руб., что составило лишь 2% в общем объеме. Иных видов экономической деятельности в справке-подтверждении не указано.
Данные обстоятельства Фондом не опровергнуты.
Доказательства того, что в 2022 году в сравнении с иными годами характер и специфика осуществляемой обществом деятельности изменилась, как и доказательства того, что в 2022 году основным видом деятельности заявителя является указанный в уведомлении от 26.04.2023 вид деятельности "Производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства" не представлены (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ). При установлении размера страхового тарифа данные обстоятельства отделением Фонда не исследовались.
Между тем суды обоснованно исходили из того, что истечение указанного в пункте 3 Порядка N 55 срока не лишает страхователя права на применение к нему страхового тарифа в соответствие с заявленным, хоть и позднее установленного срока, основным видом экономической деятельности.
Учитывая вышеприведенную правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969, принимая во внимание, что общество 17.05.2023 представило в отделение Фонда документы, подтверждающие основной вид экономической деятельности по коду ОКВЭД 25.62, заинтересованное лицо обязано было рассмотреть их по существу и вынести соответствующее решение, несмотря на пропуск заявителем срока представления названных документов.
Учитывая, что общество подтвердило осуществление основного вида деятельности "Обработка металлических изделий механическая" (код по ОКВЭД 25.62.), предусматривающего страховой тариф в размере 1,3%, правовых оснований для установления обществу страхового тарифа в размере 6,1% у отделения Фонда не имелось.
Остальные приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении судами норм материального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.11.2023 по делу N А71-12038/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательства того, что в 2022 году в сравнении с иными годами характер и специфика осуществляемой обществом деятельности изменилась, как и доказательства того, что в 2022 году основным видом деятельности заявителя является указанный в уведомлении от 26.04.2023 вид деятельности "Производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства" не представлены (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ). При установлении размера страхового тарифа данные обстоятельства отделением Фонда не исследовались.
Между тем суды обоснованно исходили из того, что истечение указанного в пункте 3 Порядка N 55 срока не лишает страхователя права на применение к нему страхового тарифа в соответствие с заявленным, хоть и позднее установленного срока, основным видом экономической деятельности.
Учитывая вышеприведенную правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969, принимая во внимание, что общество 17.05.2023 представило в отделение Фонда документы, подтверждающие основной вид экономической деятельности по коду ОКВЭД 25.62, заинтересованное лицо обязано было рассмотреть их по существу и вынести соответствующее решение, несмотря на пропуск заявителем срока представления названных документов."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 апреля 2024 г. N Ф09-2040/24 по делу N А71-12038/2023