Екатеринбург |
|
27 апреля 2024 г. |
Дело N А76-16181/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С. О.,
судей Поротниковой Е.А., Черкезова Е.О.
при ведении протокола помощником судьи Палкиной А.В. рассмотрел в судебном заседании путем использования системы веб-конференции кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Примафарм" (далее - общество "Примафарм", общество) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.10.2023 по делу N А76-16181/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" принял участие представитель общества "Примафарм" - Соловьев А.А. (доверенность от 11.05.2023 N ДН-400, паспорт, диплом).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 27.02.2023 N 074/06/106-439/2023 по делу N71-ж/2023.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное казенное учреждение "Центр организации закупок по Челябинской области" (далее - ГКУ "Центр организации закупок по Челябинской области"), Министерство здравоохранения Челябинской области (далее - Министерство), акционерное общество "ТЭК-Торг" (далее - общество "ТЭК-Торг").
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 16.10.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального и материального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель кассационной жалобы настаивает на том, что заявка на участие в аукционе полностью соответствовала всем установленным требованиям и содержала необходимый комплект документов.
Полагает, что судами необоснованно не учтены положения Соглашения о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза, заключенного в городе Москве 23.12.2014.
Обращает внимание суда округа на то, что общество на дату окончания срока подачи заявок 14.02.2023 имело право предлагать к поставке лекарственный препарат ТН Мерифатин, РУ N ЛП-004363, произведенный в течение 180 календарных дней с даты приведения регистрационного досье в соответствие с требованиями ЕАЭС, в том числе предлагать и к поставке в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ)
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 06.02.2023 ГКУ "Центр организации закупок по Челябинской области" на официальном сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС) в сфере закупок www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0869200000223000370 о проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения - Метформина для отдельных групп населения и лиц, страдающих отдельными заболеваниями, проживающих на территории Челябинской области, согласно постановлению Правительства Челябинской области от 26.12.2007 N 272-П с начальной (максимальной) ценой контракта (далее - НМЦК) - 2 343 432 руб. 00 коп. Заказчиком по указанному аукциону выступало Министерство.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 15.02.2023 победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки 4, с предложением о цене контракта 1 019 391 руб. 34 коп.
В Управление 24.11.2022 поступила жалоба общества "Примафарм" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона.
В обоснование доводов жалобы указано на то, что при подведении итогов закупки аукционной комиссией не применены условия подпункта 1.4 пункта 1 приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ Минфина N 126н), что привело к неверному определению победителя.
На дату рассмотрения жалобы в Управление, контракт не заключен.
Не усмотрев нарушений, Управлением принято решение, в котором доводы жалобы общества "Примафарм" на действия заказчика признаны необоснованными.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, общество "Примафарм" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о законности оспариваемого решения, его соответствии действующему законодательству и отсутствия процессуальных нарушений при рассмотрении дела.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
Выводы судов являются правильными, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, определенной пунктом 1 статьи 1 данного Закона.
Статьей 99 Закона о контрактной системе установлены требования к контролю в сфере закупок. В соответствии с положениями данной статьи контроль в сфере закупок осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения в том числе внеплановых проверок в отношении субъектов контроля (подпункт "а" пункта 1 части 3).
Контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в том числе по полученному обращению участника закупки с жалобой на действия (бездействие) уполномоченного органа.
Рассмотрение жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение (пункт 1 части 15).
Согласно пункту 10 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно части 1 статьи 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, не допускается.
В силу части 4 статьи 14 Закона о закупках федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Во исполнение статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято Постановление от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1289), приказ Минфина России N 126н.
Согласно перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р, лекарственный препарат "МНН Метформин" включен в указанный перечень.
Пунктом 1 Постановления N 1289 установлено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза или Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно: содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза и (или) Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика; не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
В соответствии с пунктом 1 (1) Постановления N 1289, в случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 настоящего постановления, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом согласно пункту 1 (2) Постановления N 1289 подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1 (1) настоящего постановления, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза" (далее - Правила N 77), или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации от 14.06.2013 N 916 (далее - Правила N 916), в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
Подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 1289 предусмотрено, что подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов, в частности, заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
Исходя из указанных положений суды пришли к верному выводу о том, что условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, применяются при наличии хотя бы одной заявки, содержащей все предусмотренные пунктом 1 (2) Постановления N 1289 документы, подтверждающие соответствие лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям пункта 1 (1) данного Постановления.
Условия заключения контракта в случае отклонения заявок в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 установлены пунктом 1.4 Приказа N 126 н.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 15.02.2023 заявка участника с N 3 отклонена аукционной комиссией на основании Постановления N 1289, поскольку заявка участника закупки содержит предложение о поставке препарата, происходящего из иностранного государства - Германия при том, что на данную закупку подано не менее двух заявок участников, предлагающих товар, страной происхождения которых являются государства - Члены Евразийского экономического союза.
В составе заявки на участие в закупке обществом "Примафарм" на предложенный к поставке товар - лекарственный препарат "Мерифатин" производителя общества с ограниченной ответственностью "Фармсинтез-Тюмень", Россия, предоставлены следующие документы: - регистрационное удостоверение ЛП-004363 от 05.07.2017; - регистрационное удостоверение ЛП-N (000591) - (РГ-КЦ) от 21.02.2022; - сертификат о происхождении товара (форма СТ-1) N 2042001887, действителен до 25.10.2023; - сертификат о происхождении товара (форма СТ-1) N 1042001433, действителен до 26.10.2023; - заключение о соответствии производителя (иностранного производителя) лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики N СМР-0068- 000652/21 от 25.05.2021, - документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (СП-ООО 1846/11/2022) от 09.11.2022, - выписка из реестра лицензий по состоянию на 12:46 31.05.2022.
При этом согласно данным, размещенным в Государственном реестре лекарственных средств (ГРЛС) в регистрационном досье на лекарственный препарат "Мерифатин" производитель общество "Фармсинтез-Тюмень" (регистрационное удостоверение ЛП-N (000591НРГ-RU) от 21.02.2022) фармацевтическая субстанция препарата производится в Индии, в Китае и в России (г. Братск).
В связи с чем, судами верно указано на невозможность сделать однозначный вывод о том, что все стадии производства, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляется на территориях государств - членов ЕАЭС.
Кроме того, суды, руководствуясь положениями пунктов 1-3 статьи 28, пунктов 1, 3 статьи 29 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ), пункта 180 Правил регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 78, правомерно учли, что срок действия регистрационного удостоверения ЛП004363 от 05.07.2017 истек 05.07.2022, в связи с чем данное регистрационное удостоверение не могло быть учтено комиссией по осуществлению закупок при подведении итогов аукциона.
При этом, вопреки доводам кассационной жалобы, судами справедливо заключено, что возможность обращения лекарственного препарата на территории Российской Федерации в период проведения процедуры подтверждения государственной регистрации не приравнивается к наличию у данного лекарственного препарата действующего регистрационного удостоверения.
Отклоняя доводы общества о необходимости применения в данном случае Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 78 "О Правилах регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения", суды верно исходили из того, что из извещения к электронному аукциону однозначно следует необходимость предоставления действующего регистрационного удостоверения.
Кроме того, как верно указали суды, возможность обращения лекарственных препаратов до истечения срока годности не отменяет порядок осуществления закупок, установленный Законом о контрактной системе, с учетом требований подпункта "м" пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 61-ФЗ.
Учитывая изложенное, исследовав и установив, что обществом не подтвержден, факт осуществления всех стадий производства лекарственного препарата, предложенного к поставке, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, на территориях государств - членов ЕАЭС, суды пришли к обоснованному выводу о том, что основания для применения пункта 1.4 Приказа N 126н у закупочной комиссии по осуществлению закупок отсутствовали, и победителем аукциона правомерно признан участник, предложивший к поставке лекарственный препарат российского производства с наименьшей ценой контракта.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение правомерно признано судами законным, обоснованным и не нарушающим права и законные интересы общества "Примафарм".
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не имеется.
Доводы общества "Примафарм", вновь приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка. Иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.10.2023 по делу N А76-16181/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Примафарм" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В составе заявки на участие в закупке обществом "Примафарм" на предложенный к поставке товар - лекарственный препарат "Мерифатин" производителя общества с ограниченной ответственностью "Фармсинтез-Тюмень", Россия, предоставлены следующие документы: - регистрационное удостоверение ЛП-004363 от 05.07.2017; - регистрационное удостоверение ЛП-N (000591) - (РГ-КЦ) от 21.02.2022; - сертификат о происхождении товара (форма СТ-1) N 2042001887, действителен до 25.10.2023; - сертификат о происхождении товара (форма СТ-1) N 1042001433, действителен до 26.10.2023; - заключение о соответствии производителя (иностранного производителя) лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики N СМР-0068- 000652/21 от 25.05.2021, - документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (СП-ООО 1846/11/2022) от 09.11.2022, - выписка из реестра лицензий по состоянию на 12:46 31.05.2022.
При этом согласно данным, размещенным в Государственном реестре лекарственных средств (ГРЛС) в регистрационном досье на лекарственный препарат "Мерифатин" производитель общество "Фармсинтез-Тюмень" (регистрационное удостоверение ЛП-N (000591НРГ-RU) от 21.02.2022) фармацевтическая субстанция препарата производится в Индии, в Китае и в России (г. Братск).
В связи с чем, судами верно указано на невозможность сделать однозначный вывод о том, что все стадии производства, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляется на территориях государств - членов ЕАЭС.
Кроме того, суды, руководствуясь положениями пунктов 1-3 статьи 28, пунктов 1, 3 статьи 29 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ), пункта 180 Правил регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 78, правомерно учли, что срок действия регистрационного удостоверения ЛП004363 от 05.07.2017 истек 05.07.2022, в связи с чем данное регистрационное удостоверение не могло быть учтено комиссией по осуществлению закупок при подведении итогов аукциона.
При этом, вопреки доводам кассационной жалобы, судами справедливо заключено, что возможность обращения лекарственного препарата на территории Российской Федерации в период проведения процедуры подтверждения государственной регистрации не приравнивается к наличию у данного лекарственного препарата действующего регистрационного удостоверения.
Отклоняя доводы общества о необходимости применения в данном случае Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 78 "О Правилах регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения", суды верно исходили из того, что из извещения к электронному аукциону однозначно следует необходимость предоставления действующего регистрационного удостоверения.
Кроме того, как верно указали суды, возможность обращения лекарственных препаратов до истечения срока годности не отменяет порядок осуществления закупок, установленный Законом о контрактной системе, с учетом требований подпункта "м" пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 61-ФЗ.
Учитывая изложенное, исследовав и установив, что обществом не подтвержден, факт осуществления всех стадий производства лекарственного препарата, предложенного к поставке, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, на территориях государств - членов ЕАЭС, суды пришли к обоснованному выводу о том, что основания для применения пункта 1.4 Приказа N 126н у закупочной комиссии по осуществлению закупок отсутствовали, и победителем аукциона правомерно признан участник, предложивший к поставке лекарственный препарат российского производства с наименьшей ценой контракта."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 апреля 2024 г. N Ф09-1860/24 по делу N А76-16181/2023