Екатеринбург |
|
14 мая 2024 г. |
Дело N А76-8621/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Жаворонкова Д. В. Ивановой С. О.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кондратьевой К.А. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СкладСервис 74" (далее - общество "СкладСервис 74", общество, заявитель) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024 по делу N А76-8621/2023 Арбитражного суда Челябинской области.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области, приняли участие представители:
общества "СкладСервис 74" - Хизбуллин О.Д. (паспорт, доверенность от 10.01.2024, диплом);
Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - министерство, заинтересованное лицо) - Захарова Н.В. (служебное удостоверение, доверенность от 09.01.2024, диплом), Пимштейн Н.В. (служебное удостоверение, доверенность от 09.01.2024, диплом).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "СкладСервис 74" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к министерству
- о признании незаконным действий, выразившихся в отказе в рассмотрении заявления на установление тарифа на тепловую энергию, поставляемую обществом "СкладСервис 74" потребителям и другим теплоснабжающим организациям Челябинского городского округа на период регулирования 2023 г.,
- о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении документов, направленных для установления тарифа,
- об обязании принять документы, рассмотреть их и установить тариф на тепловую энергию, поставляемую общетвом "СкладСервис 74" потребителям и другим теплоснабжающим организациям Челябинского городского округа на период регулирования 2023 г.,
- о взыскании судебных расходов, понесены в связи с рассмотрением настоящего заявления.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие "Челябинские коммунальные тепловые сети" (далее - МУП "ЧКТС"), Администрация города Челябинска, ГУФСИН России по Челябинской области, ГУВД по Челябинской области, МБУЗ Городская клиническая больница N 5, МБУДО Центр внешкольной работы, ЗАО "Каскад-Челябинск", МБОУ СОШ N 28 г. Челябинска, ИП Гончаров, ИП Сухарев (далее - третьи лица).
Решением суда от 08.11.2023 (судья Худякова В.В.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024 (судьи Калашник С. Е., Арямов А. А., Плаксина Н. Г.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество "СкладСервис 74", выражая несогласие с постановлением апелляционного суда, просит указанный судебный акт отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя жалобы, апелляционный суд неверно истолковал и применил положения Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что в связи с утратой обществом статуса единой теплоснабжающей организации (далее - ЕТО) оно не имеет право осуществлять поставку тепловой энергии потребителям и не имеет права на установление соответствующего тарифа. Общество также не соглашается с выводом суда о нерегулируемом характере своей деятельности и возможности заключить с потребителями договоры о теплоснабжении по свободным ценам.
Министерство и МУП "ЧКТС" представили отзывы на кассационную жалобу, в котором просили оставить постановление апелляционного суда без изменения, жалобу заявителя без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд округа оснований для его отмены не усматривает.
Как следует из материалов дела, общество является теплоснабжающей организацией, вырабатывает тепловую энергию в локальной газовой котельной и осуществляет её поставку до потребителей по своим тепловым сетям в районе 079 по схеме теплоснабжения г. Челябинска, имея соответствующие договоры теплоснабжения.
в связи с актуализацией схемы теплоснабжения и утратой обществом статуса ЕТО последнее продолжив осуществлять производство тепловой энергии, оказывать услуги по передаче тепловой энергии, обратилось к министерству с заявлением об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую обществом на территории зоны теплоснабжения N 03 Челябинского городского округа на период регулирования 2023 год.
В письме от 15.12.2022 N 02/5585 министерство сообщило заявителю о своем отказе в рассмотрении заявления на установление тарифа на тепловую энергию, поставляемую им потребителям и другим теплоснабжающим организациям Челябинского городского округа на период регулирования 2023, поскольку общество не является ЕТО.
Несогласие общества с действиями, бездействием и решением министерства послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, исходил из того, что, несмотря на утрату статуса ЕТО, общество, продолжая осуществлять производство тепловой энергии и её поставку в адрес своих потребителей - третьих лиц, имеет право на установление соответствующего тарифа.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, решение суда отменил, посчитав, что после присвоения статуса ЕТО МУП "ЧКТС" деятельность общества по производству и передаче тепловой энергии своим потребителям, среди которых отсутствует население и приравненные к ним категории, перестала быть регулируемой, в связи с чем цены на тепловую энергию, отпускаемую заявителем третьим лицам с этого момента должны определяться соглашением сторон.
В своих выводах суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона о теплоснабжении в системе теплоснабжения:
1) определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения;
2) лицо, владеющее на праве собственности источниками тепловой энергии, имеет право заключать долгосрочные договоры теплоснабжения с потребителями;
3) лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, имеет право заключать договоры теплоснабжения с потребителями в случаях, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 8 указанной статьи Закона о теплоснабжении оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В части 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении определено, что подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Перечень подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, услуг в сфере теплоснабжения определяются соглашением сторон и регулированию не подлежат (часть 2 указанной статьи).
В соответствии с частью 2 статьи 23.8 Закона о теплоснабжении в ценовых зонах теплоснабжения потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель только у единой теплоснабжающей организации, в зоне деятельности которой они находятся, по договору теплоснабжения, за исключением приобретения тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в соответствии с частями 2.1 - 2.3 статьи 8 данного Федерального закона.
На основании части 2.1 статьи 8 указанного Закона соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей:
1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
3) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.
При этом как указано в пункте 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении с 1 января 2018 года цены, указанные в части 2.1 настоящей статьи, не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, за исключением случаев:
1) реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей;
2) производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее десяти гигакалорий в час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее пятидесяти тысяч гигакалорий за 2017 год.
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, общество утратило в зонах теплоснабжения Челябинского городского округа статус ЕТО, деятельность которой безусловно является регулируемой путем установления тарифов. Между тем общество не прекратило договорных отношений со своими потребителями - организациями и индивидуальными предпринимателями (третьими лицами) и продолжило поставлять в их адрес тепловую энергию, производимую на собственных локальных котельных, и оказывать услуги по передаче этой энергии.
В отношении указанных видов деятельности заявителю установлены тариф на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии и тариф на услуги по передаче тепловой энергии.
В связи с изложенным, принимая во внимание, что среди потребителей общества отсутствует население и приравненные к нему категории, суд апелляционной инстанции исходя из буквального толкования положений статьи 8, части 2 статьи 15 Закона о теплоснабжении, пришел к верному выводу о том, что цена на теплоноситель, поставляемый заявителем по договорам с третьими лицами, должна определяться соглашением сторон, а не тарифом, в пределах цены реализации тепловой энергии, установленной регулирующим органом для ЕТО.
Как справедливо отметил апелляционный суд, в ином случае, при одновременном установлении различных тарифов на теплоноситель для ЕТО, в лице которой выступает МУП "ЧКТС", и для общества "СкладСервис 74", осуществляющих свою деятельность в одних зонах теплоснабжения, будет образована конкуренция тарифов, что неизбежно приведет к созданию для потребителей дискриминационных условий оплаты одинакового ресурса.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно заключил, что заявление общества об установлении тарифов на тепловую энергию не подлежало рассмотрению и не могло быть удовлетворено, в связи с чем законно и обоснованно отказал в удовлетворении требований.
Ошибочное толкование обществом норм действующего законодательства в части порядка ценообразования тепловой энергии для лиц, не обладающих статусом ЕТО, не свидетельствует о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права и не может служить основанием для отмены обжалуемого постановления.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба общества "СкладСервис 74" удовлетворению не подлежит.
Поскольку при подаче кассационной жалобы заявителем уплачена государственная пошлина в большем размере, чем это предусмотрено подпунктами 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024 по делу N А76-8621/2023 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СкладСервис 74" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СкладСервис 74" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 28.02.2024 N 48.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании части 2.1 статьи 8 указанного Закона соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей:
1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
3) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.
При этом как указано в пункте 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении с 1 января 2018 года цены, указанные в части 2.1 настоящей статьи, не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, за исключением случаев:
...
В отношении указанных видов деятельности заявителю установлены тариф на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии и тариф на услуги по передаче тепловой энергии.
В связи с изложенным, принимая во внимание, что среди потребителей общества отсутствует население и приравненные к нему категории, суд апелляционной инстанции исходя из буквального толкования положений статьи 8, части 2 статьи 15 Закона о теплоснабжении, пришел к верному выводу о том, что цена на теплоноситель, поставляемый заявителем по договорам с третьими лицами, должна определяться соглашением сторон, а не тарифом, в пределах цены реализации тепловой энергии, установленной регулирующим органом для ЕТО."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 мая 2024 г. N Ф09-1863/24 по делу N А76-8621/2023