г. Челябинск |
|
07 февраля 2024 г. |
Дело N А76-8621/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Калашника С.Е.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Биленко К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.11.2023 по делу N А76-8621/2023.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "СкладСервис 74" - Хизбуллин О.Д. (доверенность от 10.01.2024, диплом, паспорт);
Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области - Захарова Н.В. (доверенность от 01.09.2024, диплом, служебное удостоверение), Дрыга А.А. (доверенность от 09.01.2024, диплом, служебное удостоверение), Пимштейн Н.В. (доверенность от 09.01.2024, диплом, служебное удостоверение);
муниципального унитарного предприятия "Челябинские коммунальные тепловые сети" - Полымских О.С. (доверенность от 10.01.2024, диплом, паспорт).
Представители от иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Общество с ограниченной ответственностью "СкладСервис 74" (далее - заявитель, ООО "СкладСервис 74", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство), в котором просит:
- признать незаконным, не соответствующим нормативным правовым актам действие ответчика, выразившееся в отказе в рассмотрении заявления на установление тарифа на тепловую энергию, поставляемую ООО "СкладСервис 74" потребителям и другим теплоснабжающим организациям Челябинского городского округа на период регулирования 2023 г.,
- признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не рассмотрении документов, направленных для установления тарифа,
- обязать ответчика принять документы, рассмотреть их и установить тариф на тепловую энергию, поставляемую ООО "СкладСервис 74" потребителям и другим теплоснабжающим организациям Челябинского городского округа на период регулирования 2023 г.,
- взыскать с Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области судебные расходы.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие "Челябинские коммунальные тепловые сети" (далее - МУП "ЧКТС"), Администрация города Челябинска, ГУФСИН России по Челябинской области, ГУВД по Челябинской области, МБУЗ Городская клиническая больница N 5, МБУДО ЦВР, ЗАО "Каскад-Челябинск", МОУ средняя образовательная школа N 28, ИП Гончаров, ИП Сухарев (далее - третьи лица).
Решением суда от 08.11.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Министерство ссылается на отсутствие правовых оснований для открытия на основании заявления ООО "СкладСервис 74" от 30.11.2022 N 240/сс74 дела по установлению тарифа на тепловую энергию.
К дате судебного заседания со стороны ООО "СкладСервис 74" в материалы дела поступил отзыв, согласно которому сторона ссылается на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта. Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители Министерства и МУП "ЧКТС" поддержали доводы жалобы в полном объеме.
Представитель общества "СкладСервис74" в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "СкладСервис 74" является теплоснабжающей организацией, вырабатывает тепловую энергию в локальной газовой котельной и осуществляет её поставку до потребителей по своим тепловым сетям в районе 079 по схеме теплоснабжения г. Челябинска.
Обществом заключены договоры теплоснабжения на 2023 год с ГУФСИН России по Челябинской области, ГУВД по Челябинской области, МБУЗ Городская клиническая больница N 5, МБУДО ЦВР, ЗАО "Каскад-Челябинск", МОУ средняя образовательная школа N 28, ИП Гончаров, ИП Сухарев.
ООО "СкладСервис 74" обратилось к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области с заявлением об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую обществом на территории зоны теплоснабжения N 03 Челябинского городского округа на период регулирования 2023 год (от 30.11.2022 N 240СС74).
Министерством в письме от 15.12.2022 N 02/5585 в рассмотрении заявления на установление тарифа на тепловую энергию, поставляемую ООО "СкладСервис 74" потребителям и другим теплоснабжающим организациям Челябинского городского округа на период регулирования 2023, отказано. Согласно Схеме теплоснабжения Челябинского городского округа на период до 2041 года, утвержденной приказом Минэнерго России от 17.10.2022 N 1138 (актуализация на 2023 год), ООО "СкладСервис 74" не является единой теплоснабжающей организацией в зонах теплоснабжения Челябинского городского округа, Приказом Минэнерго от 17.10.2022 N 1138, единой теплоснабжающей организацией в зоне теплоснабжения N 03 признано МУП "ЧКТС".
Полагая, что действия Министерства по отказу в установлении тарифа на тепловую энергию являются незаконными, ООО "СкладСервис 74" обратилось в суд с заявлением.
По результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов сторон, суд пришел к выводу о том, что общество "СкладСервис74" является регулируемой организацией, в отношении которой органом регулирования подлежит установлению тариф на тепловую энергию по ее заявлению, поданному в установленном порядке, в связи с чем заявленные требования удовлетворены.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) в системе теплоснабжения:
1) определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения;
2) лицо, владеющее на праве собственности источниками тепловой энергии, имеет право заключать долгосрочные договоры теплоснабжения с потребителями;
3) лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, имеет право заключать договоры теплоснабжения с потребителями в случаях, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу п. 8 указанной статьи Закона о теплоснабжении оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В ч. 3 ст. 8 Закона о теплоснабжении определено, что подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Согласно положениям ч. 2 ст. 8 Закона о теплоснабжении перечень подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, услуг в сфере теплоснабжения определяются соглашением сторон и регулированию не подлежат.
В соответствии с ч. 2 ст. 23.8 Закона о теплоснабжении в ценовых зонах теплоснабжения потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель только у единой теплоснабжающей организации, в зоне деятельности которой они находятся, по договору теплоснабжения, за исключением приобретения тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в соответствии с частями 2.1 - 2.3 статьи 8 данного Федерального закона.
На основании ч. 2.1 ст. 8 указанного Закона соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей:
1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
3) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.
При этом как указано в п. 2.2 ст. 8 Закона о теплоснабжении с 1 января 2018 года цены, указанные в части 2.1 настоящей статьи, не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, за исключением случаев:
1) реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей;
2) производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее десяти гигакалорий в час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее пятидесяти тысяч гигакалорий за 2017 год.
Как установлено судом первой инстанции, согласно Схеме теплоснабжения Челябинского городского округа на период до 2041 года, утвержденной приказом Минэнерго России от 17.10.2022 N 1138 (актуализация на 2023 год), ООО "СкладСервис 74" не является единой теплоснабжающей организацией в зонах теплоснабжения Челябинского городского округа. Статус единой теплоснабжающей организацией в зонах теплоснабжения N 03, 079 присвоен МУП "ЧКТС".
Исходя из приведенных норм, заключение единой теплоснабжающей организацией договора поставки тепловой энергии с потребителями является обязательным, осуществляемый данной организацией вид деятельности является регулируемым путем установления тарифов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" утверждены Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования, Правила N 1075).
Поскольку ООО "СкладСервис 74" утратило статус теплоснабжающей организации, однако продолжает осуществлять регулируемый вид деятельности - производство тепловой энергии, оказание услуг по передаче тепловой энергии, в отношении указанных видов деятельности организации установлены тариф на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии, тариф на услуги по передаче тепловой энергии.
Заявка ООО "СкладСервис 74" на установление тарифа на тепловую энергию не предусматривает поставку тепловой энергии населению и другим теплоснабжающим организациям. В качестве потребителей тепловой энергии заявителя рассматриваются ГУФСИН России по Челябинской области, ГУВД по Челябинской области, МБУЗ Городская клиническая больница N 5, МБУДО ЦВР, ЗАО "Каскад-Челябинск", МОУ средняя образовательная школа N28, ИП Гончаров, ИП Сухарев.
Вместе с тем договоры с указанными потребителями могут быть заключены в силу положений ст. 8, ч. 2 ст. 15 Закона о теплоснабжении по договорным ценам, которые регулированию не подлежат. В ином случае будет образована конкуренция тарифов, установленных в различном размере для единой теплоснабжающей организации, которая обязана заключить договор по установленному для нее тарифу, и ООО "СкладСервис 74". Вместе с тем заявитель регулируемую деятельность не осуществляет, в связи с чем законодательное регулирование допускает реализацию тепловой энергии по цене, не выше установленного для единой теплоснабжающей организации тарифа.
Таким образом, выводы суда о незаконности отказа в рассмотрении заявления на установление тарифа на тепловую энергию, поставляемую ООО "СкладСервис 74", основаны на неверном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорное правоотношение. Законность оспариваемого ненормативного акта и бездействия регулирующего органа ответчиком обоснована.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении требований заявителя следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.11.2023 по делу N А76-8621/2023 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Складсервис 74" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.Е. Калашник |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-8621/2023
Истец: ООО "СкладСервис 74"
Ответчик: Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА, ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ, ГУВД по Челябинской области, ЗАО "Каскад Челябинск", ИП ГОНЧАРОВ, ИП СУХАРЕВ, МБУДО "ЦВР" г. Челябинска, МБУЗ "Городская клиническая больница N5", МОУ СОШ N28, МУП "ЧЕЛЯБИНСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"