г. Екатеринбург |
|
16 мая 2024 г. |
Дело N А60-36956/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Перемышлева И.В.,
судей Гайдука А.А., Васильченко Н.С.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение, ответчик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.11.2023 по делу N А60-36956/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, извещенные надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищным фондом "Хорошая" (далее - общество "УК ЖФ "Хорошая", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к учреждению о взыскании задолженности по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (МКД), расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Аксакова, д. 22, за период с 01.08.2021 по 31.05.2023 в сумме 443 203 руб. 26 коп., неустойки в сумме 2493 руб. 06 коп., начисленной за период с 27.10.2021 по 27.02.2022.
При недостаточности денежных средств у учреждения истец просит произвести взыскание с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) за счет средств соответствующего бюджета в порядке субсидиарной ответственности.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 03.10.2023 на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.11.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2024 решение оставлено без изменения.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неполное исследование обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, просит названные решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении иска.
По мнению заявителя кассационной жалобы, ответчик не является пользователем спорных объектов и не занимается их обслуживанием. Лимиты бюджетных обязательств на виды деятельности, не предусмотренные Уставом, до учреждения не доводятся.
Оспаривая выводы судов, податель жалобы настаивает на том, что учреждение в рассматриваемом случае является ненадлежащим ответчиком по требованиям, заявленным истом.
В отзыве на кассационную жалобу Минобороны России просит в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, МКД, расположенный по адресу: г. Оренбург, ул. Аксакова, д. 22, находится в управлении общества "УК ЖФ "Хорошая" в соответствии с договором управления МКД от 01.10.2018 (далее - договор), заключенным с собственниками помещений, по условиям которого собственник поручает, а управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД по вышеуказанному адресу, предоставлять коммунальные услуги собственнику помещения и другим лицам, проживающим в помещении (квартире), а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления МКД деятельность (пункт 2.1 договора).
Согласно пункту 4.2 договора размер платы в месяц определяется стоимостью услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД, установленной приложением N 3 к договору, исходя из расчета 17 руб. 86 коп. за 1 кв. м общей площади помещения согласно структуре тарифа.
Учреждение осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации. Имущество учреждения формируется, в частности, за счет имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления или предоставленного ему в безвозмездное пользование.
На первом этаже и в подвале указанного МКД расположены нежилые помещения общей площадью 817,1 кв. м, принадлежащие ответчику на праве оперативного управления.
В период с 01.08.2021 по 31.05.2023 общество "УК ЖФ "Хорошая" надлежащим образом оказало услуги по содержанию и ремонту общего имущества МКД, между тем ответчик оказанные услуги не оплатил, в связи с чем образовалась задолженность в сумме 443 203 руб. 26 коп.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, общество "УК ЖФ "Хорошая" с соблюдением претензионного порядка обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности факта оказания истцом спорных услуг и отсутствия со стороны ответчика доказательств их оплаты.
Ввиду удовлетворения основного требования суды также удовлетворили требование о взыскании неустойки, оснований для уменьшения размера которой, не установили.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общего имущества в МКД. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в МКД, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно статьям 153, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию, текущему ремонту общего имущества в МКД и взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Таким образом, по смыслу статей 36, 39, 154, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 28, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, жилищное законодательство возлагает на собственника помещения в МКД бремя несения расходов на содержание как принадлежащего ему помещения, так и общего имущества.
В силу пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с данным Кодексом (статьи 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Таким образом, в силу статей 210, 249, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации обладатели права оперативного управления с момента его возникновения должны содержать переданное им имущество, что обусловливает их обязанность участвовать в расходах на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание жилых (нежилых) помещений.
Исходя из смысла названных статей Гражданского кодекса Российской Федерации и правовой позиции, изложенной в абзаце втором пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества. На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования части 3 статьи 30, частей 1, 2, 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации по содержанию общего имущества в МКД и внесению платы за коммунальные услуги.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, согласно которой статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Как указали суды, поскольку учреждению на праве оперативного управления в спорный период принадлежали спорное жилые помещения, то законом на него возложена обязанность по оплате коммунальных услуг, услуг по содержанию и ремонту общего имущества.
Истолковав вышеуказанные нормы применительно к рассматриваемому спору, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая подтвержденный материалами дела факт принадлежности жилых помещений учреждению на праве оперативного управления, принимая во внимание отсутствие доказательств внесения платы за услуги по содержанию общего имущества МКД, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что требования истца о взыскании задолженности являются правомерными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая, что ответчиком допущена просрочка исполнения денежного обязательства, суды обоснованно удовлетворили требования истца о взыскании неустойки, начисленной на основании части 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации за период с 27.10.2021 по 27.02.2022 в сумме 2493 руб. 06 коп.
Кроме того, руководствуясь положениями статей 123.21, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", а также в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", суды пришли к выводу о том, что по обязательствам ответчика субсидиарную ответственность несет Российская Федерация, а в суде от ее имени выступает Минобороны России как главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили требование истца о привлечении Минобороны России к субсидиарной ответственности в случае неисполнения ответчиком решения по настоящему делу.
Довод учреждения о том, что лимиты бюджетных обязательств на виды деятельности, не предусмотренные Уставом, до него не доводятся, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку названное обстоятельство само по себе не может служить основанием для освобождения ответчика от оплаты переданного в принадлежащее ему помещение коммунального ресурса. В данном случае обязанность по содержанию жилых помещений несет обладатель права оперативного управления в силу закона. Отсутствие у управления бюджетного финансирования, а равно его недостаточность, не освобождают от обязанности по оплате оказанных услуг.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не свидетельствуют о нарушении ими норм права, и фактически направлены на переоценку выводов судов, в связи с этим судом кассационной инстанции отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.11.2023 по делу N А60-36956/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Перемышлев |
Судьи |
А.А. Гайдук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд удовлетворил иск о взыскании задолженности за услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, установив, что ответчик, обладая правом оперативного управления, обязан оплачивать данные услуги. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения, кассационная жалоба отклонена.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 мая 2024 г. N Ф09-1509/24 по делу N А60-36956/2023