Екатеринбург |
|
03 июля 2024 г. |
Дело N А76-13503/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Кравцовой Е.А., Ященок Т.П.
при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л. рассмотрел в судебном заседании путем использования системы веб-конференции кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице обособленного подразделения дирекция социальной сферы Южно-Уральской железной дороги (далее - ОАО "РЖД", общество, страхователь) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.10.2023 по делу N А76-13503/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Борисенков А.В. (доверенность от 15.11.2023).
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Челябинской области (далее - отделение, фонд, страховщик) обратилось в обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к ОАО "РЖД" о взыскании излишне перечисленной суммы пособия по временной нетрудоспособности в размере 32 020 руб. 03 коп.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Петров Алексей Сергеевич (далее - Петров А.С., застрахованное лицо).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 04.10.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, настаивая на необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что не знал и не мог знать о наличии инвалидности у застрахованного лица, в связи с чем считает недоказанным факт сокрытия этих сведений от фонда и как следствие отсутствие в его поведении признаков противоправности и вины, а также не установлено причинно-следственной связи между действиями ОАО "РЖД" и расходами фонда. Ответчик настаивает на отсутствии оснований для привлечения себя к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков.
В отзыве на кассационную жалобу фонд просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, жалобу общества без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, обществом в фонд представлены электронные реестры для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованного лица по листкам нетрудоспособности N 3683132273, 361436158872, 368361446151, 368362398674, 368363414165 в период с 15.03.2021 по 02.09.2021.
На основании предоставленных обществом данных фондом назначено и выплачено пособие по временной нетрудоспособности платежными поручениями N 1695580 от 04.06.2021, N 541424 от 17.06.2021, N 674496 от 19.07.2021, N 47603 от 25.08.2021, N 841571 от 11.10.2021, в том числе за период с 16.07.2021 по 02.09.2021 в сумме 32 020 руб. 03 коп.
По результатам проведения контроля за полнотой и достоверностью предоставленных обществом сведений фондом установлено, что застрахованному лицу установлена инвалидность с 13.11.2014, однако представленные обществом электронные реестры для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности не содержали в поле "Условие исчисления 1" указания на коды 45 и 49 (имеет инвалидность).
В результате представления обществом недостоверных сведений, фондом излишне выплачено пособие по временной нетрудоспособности в сумме 32 020 руб. 03 коп.
С целью соблюдения претензионного порядка урегулирования спора перед обращением в арбитражный суд истцом ответчику, посредством почтовой связи, направлена претензия с предложением о добровольном перечислении денежных средств, которая оставлена адресатом без удовлетворения. После чего фонд обратился в суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия состава правонарушения в действиях общества.
Удовлетворяя заявленные требования и возлагая на общество обязанность возместить фонду причиненные убытки в виде излишне выплаченного застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности, суд первой инстанции исходил из того, что в силу часть 2 статьи 15.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) ответственность за недостоверность представленных страховщику сведений, повлекшая выплату застрахованному лицу излишних сумм страхового обеспечения, возложена на страхователя независимо от характера и причин недостоверности (недостаточности) данных сведений.
Кроме это суд счел необходимым применить правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированные в определениях от 08.06.2015 N 304-КГ15-5176, от 16.06.2021 N 306-ЭС21-8631, согласно которым наличие у страховщика обязанности по контролю за достоверностью представленных сведений не освобождает страхователя от ответственности за представление недостоверных документов или непредставление документов, влияющих на право получения застрахованным лицом пособия и определение его размера, в том числе от обязанности возместить страховщику излишне выплаченные им денежные средства.
Принимая во внимание указанные разъяснения и руководствуясь положениями статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что неосведомленность страхователя о наличии у работника инвалидности не освобождает его от последствий необоснованного начисления и выплаты страховщиком пособия по временной нетрудоспособности работающему у него инвалиду.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда без изменения, поддержал выводы суда первой инстанции.
Между тем, судами не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 6 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Закона N 255-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) застрахованному лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году.
Особенности назначения и выплаты в 2021 году отдельных видов страхового обеспечения установлены Положением об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2375 (далее - Положение N 2375).
В соответствии с пунктом 2 Положения N 2375 при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае их отсутствия у страхователя.
На основании пункта 3 Положения N 2375 страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты пособия, представляет в территориальный орган фонда по месту регистрации поступившие к нему документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты страховщиком соответствующих видов пособия, в том числе сведения о застрахованном лице, а также опись представленных заявлений документов (сведений), составленную по форме, утверждаемой фондом.
Если застрахованное лицо имеет инвалидность, то при заполнении работодателем листка нетрудоспособности в строке "Условия исчисления" указывается код 45; если продолжительность заболевания лиц, имеющих инвалидность, превышает 4 месяца подряд, указывается код 49, а если превышает 5 месяцев в календарном году - код 50. При отсутствии у получателя пособия по временной нетрудоспособности группы инвалидности в данной графе код не проставляется (пункт 3.17 Порядка заполнения реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, утвержденного приказом Фонда социального страхования от 04.02.2021 N 26).
Аналогичное требование содержалось в пункте 3.17 Приказа Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.11.2017 N 579, действующего с 29.01.2018 до 01.05.2021.
В соответствии с пунктом 10 Положения N 2375 после получения документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособия. При поступлении в территориальный орган Фонда заявления, предусмотренного абзацем вторым пункта 8 настоящего Положения, территориальный орган Фонда в указанный срок принимает решение о возмещении расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых на соответствующие цели бюджету Фонда, и в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения перечисляет средства на расчетный счет страхователя.
В случае выявления территориальным органом Фонда нарушения установленного порядка выдачи, продления и оформления медицинской организацией или страхователем листка нетрудоспособности территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней со дня получения листка нетрудоспособности направляет (вручает) страхователю, а в случае, указанном в пункте 7 настоящего Положения, - застрахованному лицу (его уполномоченному представителю) в установленном порядке извещение с указанием перечня необходимых исправлений и листок нетрудоспособности для внесения в него соответствующих исправлений. Форма извещения утверждается Фондом.
В силу пункта 11 Положения N 2375 выплата пособия производится территориальным органом Фонда непосредственно застрахованному лицу способом, указанным в сведениях о застрахованном лице либо в реестре сведений (путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица или через организацию федеральной почтовой связи, иную организацию), в течение 10 календарных дней со дня получения документов (сведений) либо реестра сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения.
В случае если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм страхового обеспечения, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ).
Согласно пункту 19 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2375, расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, страхователь несет ответственность в виде возмещения излишне понесенных страховщиком расходов на выплату в пользу застрахованного лица сумм страхового обеспечения, рассчитанного на основании представленных страхователем сведений, если страхователем осуществляется сокрытие либо представление недостоверных сведений, влияющих на основание и размер выплаты соответствующего пособия.
По смыслу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ суммы излишне выплаченных пособий квалифицируются как убытки, понесенные страховщиком (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 N 304-КГ15-5176).
На основании статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации для возникновения обязанности по возмещению убытков в действиях причинителя вреда должен быть установлен полный состав гражданского правонарушения, состоящий из таких элементов, как наличие вреда, причиненного потерпевшему, противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственная связь между причиненным вредом и противоправным поведением причинителя вреда, вина причинителя вреда. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий влечет отказ в возмещении убытков.
В ситуации когда страховщик, осуществляя последующую проверку полноты и достоверности представленных страхователем сведений, приходит к выводу об излишней выплате пособия застрахованному лицу по причине недостоверности указанных сведений, то территориальный орган страховщика направляет страхователю требование о возмещении убытков, и в случае его неисполнения обращается за взысканием излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в суд.
При вынесении обжалуемых судебных актов суды установили и приняли во внимание то, что назначая и выплачивая застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности за пределами ограничительного периода, установленного частью 3 статьи 6 Закона N 255-ФЗ, фонд опирался на сведения, представленные обществом в подтверждение факта наступления нетрудоспособности Петрова А.С., которые, между тем, являлись неполными и недостоверными, поскольку в них отсутствовала информация об установлении указанному застрахованному лицу группы инвалидности.
Между тем, из пункта 10 Положения N 2375 следует, что представление страхователем документов, подтверждающих факт наступления страхового случая, не является безусловным основанием для выплаты застрахованному лицу сумм страхового обеспечения.
В соответствии с частью 16 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата страхового обеспечения осуществляются страховщиком на основании сведений и документов, представляемых страхователем, сведений, имеющихся в распоряжении страховщика, а также сведений и документов, запрашиваемых страховщиком у государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Согласно правовым позициям, отраженным в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 267-О, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2019 N 305-ЭС19-9969, от 28.02.2020 N 309-ЭС19-21200, нормативно предусмотренные полномочия контролирующего органа носят публично-правовой характер, что не позволяет контролирующему органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, имеющих значение для правильного установления относящихся к контролируемой сфере отношений обстоятельств, в частности обстоятельств, которые могли быть установлены при добросовестном исполнении своих обязанностей должностными лицами публичного органа и содействии страхователя в их установлении.
На основании подпунктов 4, 5 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщик обязан обеспечить контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование, контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам. Контроль за полнотой и достоверностью сведений, представляемых страхователем для назначения и выплаты соответствующего вида пособия застрахованному лицу, осуществляют территориальные органы страховщика в установленном порядке (пункт 20 Положения N 2375).
Таким образом, фонд, как территориальный орган страховщика, наделенный публичными функциями и обязанный не допускать факты необоснованного расходования средств, после получения от страхователя сведений обязан провести анализ представленных документов и исключить выплату пособия при отсутствии оснований для его выплаты.
При этом страхователь, в отличие от страховщика, действующим законодательством не наделен правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12, от 26.11.2013 N 9383/13, определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.04.2021 N 310-ЭС21-32491.)
В рассматриваемом случае суды, вопреки названным нормам и разъяснениям, вину за излишнюю выплату пособия застрахованному лицу в полном объеме возложили на общество, по сути, освободив фонд от публично-правовой обязанности осуществления контроля за обоснованностью и правильностью расходования средств страхового обеспечения.
Руководствуясь положениями статьи 15 и 15.1 Закона N 255-ФЗ и, безусловно требуя от общества правильно заполнить соответствующие сведения о застрахованном лице в листке нетрудоспособности, выданном этому лицу и отразить соответствующие сведения при направлении реестра в отделение, суды при этом ошибочно не учли, что страхователь, будучи работодателем застрахованного лица, не обладает правовыми средствами, позволяющими истребовать иные сведения, помимо тех, что работник представляет добровольно, поскольку медицинские организации и иные уполномоченные органы не вправе разглашать персональные данные физического лица, а работник, в свою очередь, вправе умолчать личную информацию (статья 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьи 65, 86 Трудового кодекса Российской Федерации), в то время как у фонда, напротив, имеется возможность получить информацию о состоянии здоровья застрахованного лица, а также обязанность проверить обоснованность начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности в момент принятия соответствующего решения.
В данном деле суды не установили обстоятельств, достоверно указывающих на то, что сведения об инвалидности Петрова А.С. имелись в распоряжении страхователя, либо должны были быть ему известны на момент подачи электронных реестров, а равно обстоятельств исключающих способность получения этих сведений самим страховщиком при назначении пособия указанному застрахованному лицу.
Между тем, названные обстоятельства имеют основополагающее значение для установления вины общества в причинении отделению убытков и причинно-следственной связи между представлением им недостоверных сведений и фактом излишней выплаты страховщиком пособия.
Недоказанность этих обстоятельств, необходимых для привлечения общества к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков, исключает правомерность удовлетворения иска.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятые при неправильном применении норм процессуального права, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела Арбитражному суду Челябинской области необходимо устранить указанные нарушения, исследовать в совокупности представленные в материалы дела доказательства, дать оценку доводам общества, и установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, в результате принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.10.2023 по делу N А76-13503/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2023 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании подпунктов 4, 5 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщик обязан обеспечить контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование, контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам. Контроль за полнотой и достоверностью сведений, представляемых страхователем для назначения и выплаты соответствующего вида пособия застрахованному лицу, осуществляют территориальные органы страховщика в установленном порядке (пункт 20 Положения N 2375).
Таким образом, фонд, как территориальный орган страховщика, наделенный публичными функциями и обязанный не допускать факты необоснованного расходования средств, после получения от страхователя сведений обязан провести анализ представленных документов и исключить выплату пособия при отсутствии оснований для его выплаты.
При этом страхователь, в отличие от страховщика, действующим законодательством не наделен правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12, от 26.11.2013 N 9383/13, определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.04.2021 N 310-ЭС21-32491.)"
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 3 июля 2024 г. N Ф09-690/24 по делу N А76-13503/2023