Екатеринбург |
|
05 июля 2024 г. |
Дело N А07-15644/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Черкезова Е.О., Поротниковой Е.А.,
при ведении протокола помощником судьи Анкудиновой И.А., рассмотрел в судебном заседании с использованием системы веб-конференции кассационную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Госкомитет, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.12.2023 по делу N А07-15644/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования системы веб-конференции принял участие представитель Госкомитета - Байзигитова З.А. (доверенность от 09.01.2024 N 6, паспорт, диплом).
Товарищество собственников жилья "Алмаз" (далее - товарищество, ТСЖ "Алмаз") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным приказа Госкомитета от 25.04.2022 N 655 о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан и об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов товарищества путем внесения изменения в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, исключив многоквартирный дом N 120в по ул. Гоголя в г. Стерлитамак из реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, как дом, управляемый обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Трест жилищного хозяйства" (далее - управляющая компания, ООО "УК "ТЖХ").
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "УК "ТЖХ".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.12.2023 (с учетом определения об исправлении опечаток от 16.01.2024) заявленные требования удовлетворены, приказ Госкомитета от 25.04.2022 N 655 признан незаконным, на Госкомитет возложена обязанность устранить допущенное нарушение законных прав и интересов товарищества путем внесения изменения в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, исключив многоквартирный дом N 120в по улице Гоголя в г. Стерлитамак из реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, как дом, управляемый ООО "УК "ТЖХ".
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2024 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Госкомитет просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В жалобе заявитель указывает на принятие общим собранием собственников помещений многоквартирного дома решения об изменении способа управления многоквартирным домом управляющей организацией в соответствии с пунктом 5 протокола от 08.02.2022. Соответственно, поскольку собственниками помещений принято решение об управлении домом управляющей организацией и договор управления заключается между собственниками помещений и управляющей организацией, Госкомитет считает, что часть 1 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в рассматриваемом случае не применим, в связи с изменением способа управления многоквартирным домом. Госкомитет выражает несогласие с выводом судов, что именно товарищество должно было обратиться в Госкомитет с заявлением об изменении способа управления на управление многоквартирным домом ООО "УК "ТЖХ". Указывает на применение пункта 1 части 1 статьи 137 ЖК РФ только в том случае, когда способом управления многоквартирным домом является товарищество собственников жилья, однако, в рассматриваемом случае собственники решили изменить способ управления домом управляющей организацией, следовательно, заявление подается в соответствии с установленным порядком. Полагая неправомерным вывод судов о том, что в период рассмотрения заявления ООО УК "ТЖХ" о внесении изменений в реестр лицензий в адрес Госкомитета в течении трех месяцев поступили два протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, по аналогичному вопросу повестки дня, заявитель указывает, что поступивший в Госкомитет 07.04.2022 (в период рассмотрения обращения ООО "УК "ТЖХ") от физического лица протокол общего собрания от 25.03.2022 возвращен письмом комитета от 08.04.2022 в связи с несоответствием его требованиям, а последующее представление этого протокола 18.05.2022 состоялось за пределами трехмесячного срока, кроме того, этот протокол не содержал повестку, аналогичную протоколу от 08.02.2022 (в нем не ставился вопрос о выборе способа управления многоквартирным домом, а содержалось решение об отмене решения общего собрания, оформленного протоколом от 08.02.2022), а потому поступление этого протокола не являлось основанием для проведения проверки.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Алмаз" зарегистрировано в качестве юридического лица 24.04.2003, которое на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 120в по ул. Гоголя в г. Стерлитамак, оформленного протоколом от 19.01.2016, осуществляло управление указанным многоквартирным домом (в соответствии с пунктом 5 протокола собранием собственников помещений принято решение о выборе способа управления домом ТСЖ "Алмаз").
ООО "УК "ТЖХ" 10.03.2022 обратилось в Госкомитет с заявлением о включении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Гоголя, 120в, в реестр лицензий Республики Башкортостан, как находящийся в его управлении, приложив к заявлению протокол внеочередного общего собрания собственников помещений от 08.02.2022, по результатам рассмотрения которого Госкомитетом принят приказ от 25.04.2022 N 655 о внесении изменения в реестр лицензий Республики Башкортостан по указанному многоквартирному жилому дому, деятельность по управлению которым в связи с заключением договора управления осуществляет ООО "УК "ТЖХ".
Полагая, что указанный приказ не соответствуют нормам действующего законодательства, нарушают права и законные интересы, ТСЖ "Алмаз" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из незаконности оспариваемого ненормативного правового акта.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов суд кассационной инстанции не нашел оснований для их изменения или отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198, статьей 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статья 65 АПК РФ).
В части 1 статьи 192 ЖК РФ и пункте 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Согласно частям 1, 2 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации. Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельности по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра, установлены статьей 198 ЖК РФ.
В части 2 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
После получения указанных сведений орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
На территории Республики Башкортостан ведение реестра выданных лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, внесение изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан, исключение сведений о многоквартирном доме или многоквартирных домах из реестра лицензий Республики Башкортостан в соответствии с законодательством осуществляется Госкомитет (пункт 4.11 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденного постановлением Правительства республики Башкортостан от 24.12.2014 N 616).
В соответствии с пунктом 2 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора), в том числе, на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
Из приведенных норм следует, что содержание реестра лицензий субъекта Российской Федерации предполагает, что указанные в нем сведения, в том числе, о лицензиате, об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми он осуществляет, должны иметь достоверный и актуальный характер и обновляться своевременно при заключении, прекращении или расторжении договора управления многоквартирным домом. Изменение перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом обуславливает объективную необходимость внесения соответствующих изменений в реестр лицензий и указанную систему.
Согласно пунктам 1, 4 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся по решению органа государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр, к которому прилагаются документы, предусмотренные пунктом 3 данного Порядка, в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр, поименован в пункте 3 Порядка N 938/пр.
В пункте 5 Порядка N 938/пр предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 этого Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 данного Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве); е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
На основании пункта 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, предусмотренным в пункте 5 этого Порядка (пункт 8 Порядка N 938/пр).
В силу пункта 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г"- "е" пункта 5 данного Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 этого Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 указанного Порядка. Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения.
Основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления является, в частности, поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, предусмотренного в пункте 4 названного Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома (подпункт "б" пункт 10 Порядка N 938/пр).
Согласно пункта 15 Порядка N 938/пр при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, определенным в пункте 10 этого Порядка, орган государственного жилищного надзора в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов (подпункт "а"); в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока, установленного в пункте 4 данного Порядка, заявления от другого заявителя, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих заявителей (подпункт "б"); в) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 этого Порядка (подпункт "в").
На основании статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится выбор способа управления многоквартирным домом (пункт 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ).
Управление многоквартирным домом по решению собрания собственников помещений многоквартирного дома может осуществляться, в том числе товариществом собственников жилья или управляющей организацией.
В случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия этого решения товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 8 статьи 145 ЖК РФ).
В силу части 8 статьи 135 ЖК РФ в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия этого решения товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
С учетом изложенного довод заявителя о том, что данное нормативное положение применимо лишь в случае реализации товариществом собственников жилья предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 137 ЖК РФ права на заключение договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, правомерно не принят судом апелляционной инстанции как основанный на ошибочном толковании закона, поскольку в силу прямого указания в части 8 статьи 135 ЖК РФ представление в орган государственного жилищного надзора решения общего собрания товариществом собственников жилья осуществляется именно в случае принятия общим собранием собственников помещений решения об изменении способа управления многоквартирным домом.
Судами из материалов дела установлено, что собранием собственников помещений спорного многоквартирного дома принято решение, оформленное протоколом от 19.01.2016, о выборе способа управления домом ТСЖ "Алмаз", соответствующие сведения внесены в реестр лицензий Республики Башкортостан; товарищество собственников жилья в комитет протокол от 08.02.2022 не представляло.
ООО "УК "ТЖХ" 10.03.2022 обратилось в Госкомитет с заявлением о включении названного выше многоквартирного дома в реестр лицензий Республики Башкортостан, как находящийся в его управлении на основании протокола внеочередного общего собрания собственников помещений от 08.02.2022, в пунктах 4, 5 и 6 которого зафиксировано решение о расторжении договора управления с ТСЖ "Алмаз" и о выборе способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией.
В соответствии с заключением от 25.04.2022 N 0515/460 по результатам проверки заявлений и документов о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан, заявление ООО "УК "ТЖХ" и приложенные к нему документы признаны Госкомитетом соответствующими пункту 5 Порядка N 938/пр, что послужило основанием для принятия приказа от 25.04.2022 N 655 и внесения изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан по многоквартирному жилому дому, расположенному по адресу: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Гоголя, дом N 120в, деятельность по управлению которым в связи с заключением договора управления осуществляет ООО "УК "ТЖХ".
Кроме того, как следует из материалов дела, в связи с многочисленными нарушениями процедуры и порядка проведения общего собрания 08.02.2022 (на котором принято решение о смене способа управления с ТСЖ "Алмаз" на ООО "УК "ТЖХ") собственники спорного многоквартирного дома инициировали и провели внеочередное общее собрание собственников, решение которого оформлено протоколом общего собрания собственников от 25.03.2022, в соответствии с пунктом 4 которого собранием принято решение отменить решение общего собрания собственников от 08.02.2022 о смене способа управления и выборе в качестве управляющей организации ООО "УК "ТЖХ". Копия указанного протокола направлена в адрес комитета дважды (входящие даты от 07.04.2022 и от 18.05.2022). Решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 28.09.2022 по делу N 2-5615/2022, оставленным без изменения Апелляционным определением Верховного суда Республики Башкортостан от 18.01.2023, отказано в удовлетворении иска ООО "УК "ТЖХ" о признании ничтожным решения собственников помещений многоквартирного дома N 120в по ул. Гоголя в г. Стерлитамак, оформленного протоколом общего собрания от 25.03.2022 N 1, указанное решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома признано законным.
В силу части 1.1 статьи 46 ЖК РФ управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 этой статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе, с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.
В случае поступления сведений от иного лицензиата о заключении с ним договора управления в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом с ранее отраженным в реестре лицензии лицензиатом, в ситуации непредставления прежним лицензиатом соответствующих сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в установленные порядке и в сроки, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений только по результатам внеплановой проверки (пункт 3 статьи 198 ЖК РФ).
Исходя из системного толкования указанных норм и с учетом специальной компетенции Госкомитета как органа государственной власти, осуществляющего функции государственного жилищного надзора и лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, именно, на Госкомитет возложена обязанность по выявлению действительной воли собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, оценив установленные обстоятельства, суды пришли к правильному выводу о том, что, поскольку в период рассмотрения заявления ООО "УК "ТЖХ" о внесении изменений в реестр лицензий в адрес Госкомитета в течение трех месяцев подряд поступили два протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичному вопросу повестки дня (по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом), обоснованно признав наличие у надзорного органа обязанности приостановить рассмотрение ранее поданного заявления и провести внеплановую проверку в целях установления имеющих существенное значение обстоятельств, связанных с управлением спорным многоквартирным домом, выявления действительной воли собственников помещений, соответственно, решение о внесении изменений в реестр могло быть принято Госкомитетом только после проведения такой проверки.
Судами установлено также, что в нарушение положений подпункта "в" пункта 10 Порядка N 938/пр, части 1.1 статьи 46, части 3 статьи 198 ЖК РФ, рассмотрение заявления ООО "УК "ТЖХ" Госкомитетом не приостановлено, внеплановая проверка не проведена, сделав обоснованный вывод о преждевременности внесения Госкомитетом изменений в реестр лицензий на основании заявления ООО "УК "ТЖХ".
Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено и судами не установлено.
Отклоняя соответствующий довод заявителя, апелляционный суд верно указал, что возврат комитетом копии протокола от 25.03.2022, поступившей 07.04.2022 (то есть в период рассмотрения заявления управляющей компании о внесении изменений в реестр лицензий и до момента издания оспоренного приказа от 25.04.2022) не соответствовал целям лицензионного контроля. Кроме того, такой возврат не исключает самого факта поступления в комитет протокола от 25.03.2022, что в силу приведенных выше нормативных требований является достаточным основанием для проведения в порядке лицензионного контроля внеплановой проверки.
Содержание реестра лицензий субъекта Российской Федерации предполагает, что указанные в нем сведения, в том числе о лицензиате, об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми он осуществляет, должны иметь достоверный и актуальный характер и обновляться своевременно при заключении, прекращении или расторжении договора управления многоквартирным домом.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, с учетом оценки обстоятельств дела, доказательств, представленных в материалы дела, доводов и возражений сторон в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, суды сделали обоснованный вывод о несоответствии оспариваемого приказа положениям действующего законодательства и, как следствие, нарушения прав и законных интересов ТСЖ "Алмаз" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с этим правомерно удовлетворили заявленные товариществом требования.
При таких обстоятельствах доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Между тем их оценка - прерогатива судов первой и апелляционной инстанций и в рамках рассматриваемого дела суды осуществили данные процессуальные действия в соответствии с нормами действующего процессуального законодательства (статьи 64, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.12.2023 по делу N А07-15644/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае поступления сведений от иного лицензиата о заключении с ним договора управления в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом с ранее отраженным в реестре лицензии лицензиатом, в ситуации непредставления прежним лицензиатом соответствующих сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в установленные порядке и в сроки, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений только по результатам внеплановой проверки (пункт 3 статьи 198 ЖК РФ).
...
Судами установлено также, что в нарушение положений подпункта "в" пункта 10 Порядка N 938/пр, части 1.1 статьи 46, части 3 статьи 198 ЖК РФ, рассмотрение заявления ООО "УК "ТЖХ" Госкомитетом не приостановлено, внеплановая проверка не проведена, сделав обоснованный вывод о преждевременности внесения Госкомитетом изменений в реестр лицензий на основании заявления ООО "УК "ТЖХ"."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 июля 2024 г. N Ф09-2995/24 по делу N А07-15644/2022