г. Челябинск |
|
18 марта 2024 г. |
Дело N А07-15644/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Калашника С.Е., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Трест жилищного хозяйства" и Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.12.2023 по делу N А07-15644/2022.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Трест жилищного хозяйства" - Бердин Д.В. (доверенность N 01 от 09.01.2024, диплом).
Товарищество собственников жилья "Алмаз" (далее - заявитель, товарищество, ТСЖ "Алмаз") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - ГК РБ по жилищному и строительному надзору, комитет) о признании незаконным приказа от 25.04.2022 N 655 о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан и об об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем внесения изменения в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, исключив многоквартирный дом N 120 "в" по ул. Гоголя в г. Стерлитамак из реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, как дом, управляемый обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Трест жилищного хозяйства" (далее - ООО "УК "Трест жилищного хозяйства").
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "УК "Трест жилищного хозяйства" (далее также - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.12.2023 (резолютивная часть решения объявлена 18.12.2023) требования заявителя удовлетворены, приказ Комитета от 25.04.2022 N 655 признан незаконным, на комитет возложена обязанность устранить допущенное нарушение законных прав и интересов заявителя путем внесения изменения в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, исключив многоквартирный дом N 120 "в" по улице Гоголя в городе Стерлитамак из реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, как дом, управляемый ООО "УК "Трест жилищного хозяйства", также судом с комитета в пользу заявителя взыскано 3000 руб. в возмещение судебных расходов по оплате госпошлины (с учетом определения об исправлении опечаток от 16.01.2024).
Не согласившись с решением суда, ООО "УК "Трест жилищного хозяйства" и ГК РБ по жилищному и строительному надзору обжаловали его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе третье лицо приводит следующие доводы: основанием для признания оспоренного приказа незаконным послужили выводы суда первой инстанции о том, что право на заключение договора с управляющей организацией было только у ТСЖ "Алмаз" (так как ранее был выбран такой способ управления) и о нарушении порядка внесения изменений в реестр лицензий; однако, впоследствии собственниками помещений многоквартирного дома было принято решение о выборе иного способа управления - управление управляющей организацией, и при принятии такого решения никаких действий со стороны ТСЖ не предполагается; решение о включении в реестр лицензий могло быть принято после проведения комитетом проверки, однако, суд предопределил результат такой проверки, обязав комитет внести изменения в реестр лицензий; комитет не мг и не должен был рассматривать поступивший от заявителя протокол об отмене ранее принятых собранием решений как основание для проведения проверки; в настоящее время последним действующим протоколом является протокол, подтверждающий выбор собственниками помещений многоквартирного дома в пользу ООО "УК "Трест жилищного хозяйства", и даже если комитетом допущены формальные нарушения при вынесении оспоренного приказа, фактически права заявителя таким приказом нарушены не были.
ГК РБ по жилищному и строительному надзору в своей апелляционной жалобе ссылается на законность и обоснованность оспоренного приказа. Приводит следующие доводы: общее собрание собственников помещений многоквартирного дома приняло решение об изменении способа управления многоквартирным домом на управление управляющей организацией (пункт 5 протокола от 08.02.2022); вывод суда о том, что именно ТСЖ "Алмаз" должно было обратиться с заявлением в комитет является необоснованным, поскольку положения указанной судом нормы части 8 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) применяются лишь в случае, когда способом управления многоквартирным домом является товарищество собственников жилья, привлекающее управляющую организацию к управлению домом на договорной основе; нормативные требования, регулирующие порядок рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий, комитетом соблюдены; письмом от 25.03.2022 комитет запросил у ТСЖ "Алмаз" сведения о прекращении управления многоквартирным домом, а отражение в этом письма в качестве адресата иного лица (ООО "Жилкомзакачик") явилось следствием технической ошибки; поступивший в комитет 07.04.2022 (в период рассмотрения обращения ООО "УК "Трест жилищного хозяйства") от физического лица протокол общего собрания от 25.03.2022 был возвращен письмом комитета от 08.04.2022, а последующее представление этого протокола 18.05.2022 состоялось за пределами трехмесячного срока, кроме того, этот протокол не содержал повестку, аналогичную протоколу от 08.02.2022 (в нем не ставился вопрос о выборе способа управления многоквартирным домом, а содержалось решение об отмене решения общего собрания, оформленного протоколом от 08.02.2022), а потому поступление этого протокола не являлось основанием для проведения проверки; 09.12.2022 в комитет поступил протокол общего собрания собственников помещения от 02.11.2022 в котором отменено решение общего собрания, оформленное протоколом от 25.03.2022 и подтверждено решение, зафиксированное в протоколе от 08.02.2022, и этот протокол представлен в материалы судебного дела; в полномочия комитета входит только проверка документов на наличие признаков ничтожности и отсутствует право давать оценку легитимности решения собрания собственников помещений; на момент рассмотрения дела в суде протокол собрания собственников помещений от 08.02.2022 в судебном порядке не оспаривался и при отсутствии доказательств его ничтожности у комитета отсутствовали основания для отказа во внесении на основании этого протокола изменений в реестр лицензий; спорный приказ вынесен комитетом в рамках реализации функций по ведению реестра лицензий, которые осуществляются в соответствии с Порядком и сроками внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр) и не регулируются положениями Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), на которые сослался суд первой инстанции.
В судебном заседании представитель третьего лица доводы апелляционных жалоб поддержал.
Представители заявителя и Комитета, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционные жалобы рассмотрены без их участия.
В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу заявитель против удовлетворения апелляционных жалоб возражает. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, полагает необходимым руководствоваться следующим.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Алмаз" зарегистрировано в качестве юридического лица 24.04.2003 за основным государственным регистрационным номером 1030203427627 и на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 120 "в" по ул. Гоголя в г. Стерлитамак, оформленного протоколом от 19.01.2016, осуществляло управление указанным многоквартирным домом (в соответствии с пунктом 5 протокола собранием собственников помещений принято решение о выборе способа управления домом ТСЖ "Алмаз").
10.03.2022 ООО "УК Трест жилищного хозяйства" обратилось в ГК РФ по жилищному и строительному надзору с заявлением о включении многоквартирного дома по адресу: Республики Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Гоголя, д.120"в", в реестр лицензий Республики Башкортостан, как находящийся в управлении третьего лица. К заявлению приложен протокол внеочередного общего собрания собственников помещений от 08.02.2022.
По итогам рассмотрения указанного обращения комитетом издан Приказ от 25.04.2022 N 655, которым внесены изменения в реестр лицензий Республики Башкортостан по многоквартирному жилому дому по адресу: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Гоголя, дом 120"в", деятельность по управлению которым в связи с заключением договора управления стало осуществлять ООО "УК "Трест жилищного хозяйства".
Не согласившись с этим приказом и полагая свои права нарушенными, ТСЖ "Алмаз" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался выводом о несоответствии оспоренного приказа комитета закону.
Требования заявителя носят характер оспаривания принятого комитетом ненормативного правового акта - приказа от 25.04.2022 N 655 о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан в связи с заключением договора управления многоквартирным домом N 120"в" по ул. Гоголя в г. Стерлитамаке с ООО "УК "Трест жилищного хозяйства".
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии (часть 1.3 статьи 161, часть 1 статьи ЖК РФ).
В силу пункта 8.5 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 7 статьи 162 ЖК РФ установлено, что управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Частями 1 и 2 статьи 195 ЖК РФ предусмотрено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации. Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Статьей 198 ЖК РФ предусмотрено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 1). В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2). Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3). При выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи (часть 4).
На территории Республики Башкортостан ведение реестра выданных лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, внесение изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан, исключение сведений о многоквартирном доме или многоквартирных домах из реестра лицензий Республики Башкортостан в соответствии с законодательством осуществляется ГК РБ по жилищному и строительному надзору (пункт 4.11 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденного постановлением Правительства республики Башкортостан от 24.12.2014 N 616).
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства России, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1038, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, в сфере строительства, градостроительства, а также функций по предоставлению субсидий из федерального бюджета, бюджетам субъектов Российской Федерации, разработке и согласованию федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ, осуществлению функций государственного заказчика.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Порядком N 938/пр (в редакции, действующей с 10.04.2018) предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5-5.4 статьи 198 ЖК РФ или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр (пункт 2). Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов (пункт 4). В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 5). По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка (пункт 6). По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7). Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 Порядка (пункт 8). Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г"-"е" пункта 5 Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка. Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения (пункт 9). Основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления является в числе прочего поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя или сведений о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (подпункт "в" пункта 10). При приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора: а) в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов; б) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого заявителя, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих заявителей; в) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка (пункт 15).
Согласно статьи 44 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится выбор способа управления многоквартирным домом (пункт 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ).
Управление многоквартирным домом по решению собрания собственников помещений многоквартирного дома может осуществляться в том числе товариществом собственников жилья или управляющей организацией.
В случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия этого решения товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 8 статьи 145 ЖК РФ).
Как указано выше, собранием собственников помещений многоквартирного дома N 120"в" по ул. Гоголя в г. Стерлитамаке принято решение, оформленное протоколом от 19.01.2016, о выборе способа управления домом ТСЖ "Алмаз". Соответствующие сведения были внесены в реестр лицензий Республики Башкортостан.
10.03.2022 ООО "УК "Трест жилищного хозяйства" обратилось в ГК РФ по жилищному и строительному надзору с заявлением о включении многоквартирного дома по адресу: Республики Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Гоголя, д.120"в", в реестр лицензий Республики Башкортостан, как находящийся в управлении третьего лица. К заявлению приложен протокол внеочередного общего собрания собственников помещений от 08.02.2022, в с пунктах 4, 5 и 6 которого зафиксировано решение о расторжении договора управления с ТСЖ "Алмаз" и о выборе способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией ООО "УК Трест жилищного хозяйства".
В соответствии с заключением от 25.04.2022 N 0515/460 по итогам проверки заявлений и документов о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан, заявление ООО "УК "Трест жилищного хозяйства" и приложенные к нему документы соответствуют пункту 5 Порядка N 938/пр.
По результатам рассмотрения указанного обращения комитетом издан оспоренный приказ, которым внесены изменения в реестр лицензий Республики Башкортостан по многоквартирному жилому дому по адресу: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Гоголя, дом 120"в", деятельность по управлению которым в связи с заключением договора управления стало осуществлять ООО "УК "Трест жилищного хозяйства".
Суд первой инстанции, указав на наличие возможности изменения способа управления многоквартирным домом с управления товариществом собственников жилья на управление управляющей организацией, со ссылкой на положения части 8 статьи 135 ЖК РФ пришел к выводу о том, что при таком изменении способа управления многоквартирным домом соответствующее решение собственников помещений представляется в орган государственного надзора именно товариществом собственников жилья, а не управляющей организацией (что имело место в настоящем случае). Также, суд отметил, что при непоступлении в комитет заявления ТСЖ "Алмаз" об изменении способа управления многоквартирным домом на управление управляющей организацией - ООО "УК Трест жилищного хозяйства", комитет должен был приостановить рассмотрение заявления ООО "УК "Трест жилищного хозяйства", чего сделано не было (вместо приостановления рассмотрения заявления комитет письмом от 25.03.2022 N 6984 предложил ТСЖ "Алмаз" представить сведения о прекращении управления многоквартирным домом ООО "Жилкомзаказчик", то есть, лицом, не имеющим отношения к управлению этим домом).
В силу части 8 статьи 135 ЖК РФ в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия этого решения товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Комитет в своей апелляционной жалобе полагает, что указанное нормативное положение применимо лишь в случае реализации товариществом собственников жилья предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 137 ЖК РФ права на заключение договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией. Однако, позиция комитета в указанной части представляется основанной на неверном толковании закона, поскольку в силу прямого указания в части 8 статьи 135 ЖК РФ представление в орган государственного жилищного надзора решения общего собрания товариществом собственников жилья осуществляется именно в случае принятия общим собранием собственников помещений решения об изменении способа управления многоквартирным домом.
В настоящем случае товарищество собственников жилья в комитет протокол от 08.02.2022 не представляло.
Кроме того, судом установлено, что в связи с многочисленными нарушениями процедуры и порядка проведения общего собрания 08.02.2022 года (на котором было принято решение о смене способа управления с ТСЖ "Алмаз" на ООО "УК "Трест жилищного хозяйства") собственники спорного многоквартирного дома инициировали и провели внеочередное общее собрание собственников, решение которого оформлено протоколом общего собрания собственников от 25.03.2022. В соответствии с пунктом 4 данного протокола, собранием принято решение отменить решение общего собрания собственников от 08.02.2022 о смене способа управления и выборе в качестве управляющей организации ООО "УК "Трест жилищного хозяйства". Копия указанного протокола направлена в адрес комитета дважды (входящие даты от 07.04.2022 и от 18.05.2022).
Решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 28.09.2022 по делу N 2-5615/2022, возбужденному по иску ООО "УК "Трест жилищного хозяйства" о признании ничтожным решения собственников помещений многоквартирного дома N 120"в" по ул. Гоголя в г. Стерлитамак, оформленного протоколом общего собрания от 25.03.2022 N 1, в удовлетворении заявленных требований отказано. Указанное решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома признано законным. Апелляционным определением Верховного суда Республики и Башкортостан от 18.01.2023, это решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан оставлено без изменения.
То есть, в период рассмотрения заявления ООО "УК "Трест жилищного хозяйства" о внесении изменений в реестр лицензий в адрес комитета в течение трех месяцев подряд поступили два протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичному вопросу повестки дня (по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом), что являлось предусмотренным подпунктом "в" пункта 10 Порядка N 938/пр основанием для приостановления проверки заявления ООО "УК "Трест жилищного хозяйства" и проведения в порядке лицензионного контроля внеплановой проверки в соответствии с частью 1.1 статьи 46 ЖК РФ и подпунктом "в" пункта 15 Порядка N 938/пр.
Поскольку такая внеплановая проверка в настоящем случае комитетом не проведена, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о преждевременности внесения изменений в реестр лицензий на основании заявления ООО "УК "Трест жилищного хозяйства".
Комитет указывает на то обстоятельство, что копия протокола от 25.03.2022, поступившая от физического лица 07.04.2022 была комитетом возвращена письмом от 08.04.2022 N 8415 со ссылкой на необходимость направления этой копии в управляющую организацию, а второй раз копия протокола от 25.03.2022 представлена за пределами трехмесячного срока (18.05.2023), в связи с чем основанием для проведения проверки не являлась.
Между тем, возврат комитетом копии протокола от 25.03.2022, поступившей 07.04.2022 (то есть в период рассмотрения заявления третьего лица о внесении изменений в реестр лицензий и до момента издания оспоренного приказа от 25.04.2022) не соответствовал целям лицензионного контроля. Кроме того, такой возврат не исключает самого факта поступления в комитет протокола от 25.03.2022, что в силу приведенных выше нормативных требований является достаточным основанием для проведения в порядке лицензионного контроля внеплановой проверки.
Как верно отметил суд первой инстанции, ненадлежащее исполнение комитетом своих обязанностей при наличии спорной ситуации относительно волеизъявления собственников помещений в спорном доме, привело к нарушению права заявителя на осуществление управления многоквартирным домом.
При таких обстоятельствах следует согласиться с выводом суда первой инстанции о несоответствии оспариваемого приказа комитета требованиям действующего законодательства и о нарушении им прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, а потому заявленные требования о признании такого приказа незаконным удовлетворены судом первой инстанции при наличии достаточных оснований.
То обстоятельство, что 09.12.2022 в комитет поступил новый протокол общего собрания собственников помещений спорного многоквартирного дома от 02.11.2022, содержащий решение об отмене решения общего собрания, зафиксированного в протоколе от 25.03.2022 и о подтверждении решения, зафиксированного в протоколе от 08.02.2022 (на что ссылаются податели апелляционных жалоб) не имеет значения для разрешения вопроса о законности оспоренного приказа комитета, изданного 25.04.2022.
В силу частей 4, 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В этой связи, исходя из фактических обстоятельств спор суд первой инстанции также правомерно удовлетворил требование заявителя об обязании комитета устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем внесения изменения в реестр лицензий, исключив многоквартирный дом N 120 "в" по ул. Гоголя в г. Стерлитамак из реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, как дом, управляемый ООО "УК "Трест жилищного хозяйства".
При этом довод апелляционной жалобы третьего лица о фактическом предопределении решением суда в этой части результата подлежащей проведению внеплановой проверки, не может быть принят во внимание. Указанным выше внесением изменений в реестр лицензий по существу реестр приводится в состояние, имевшее место до вынесения комитетом оспоренного незаконного приказа, и комитет не ограничивается в праве на проведение соответствующей внеплановой проверки в том числе с учетом протокола общего собрания собственников помещений от 02.11.2022.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
В этой связи суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.12.2023 по делу N А07-15644/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Трест жилищного хозяйства" и Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
С.Е. Калашник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-15644/2022
Истец: ТСЖ "АЛМАЗ"
Ответчик: ГК РБ по жилищному и строительному надзору
Третье лицо: ООО УК Трест жилищного хозяйства