Екатеринбург |
|
10 июля 2024 г. |
Дело N А07-34377/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Краснобаевой И.А.,
судей Татариновой И.А., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола помощником судьи Мякишевой В.В., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан кассационную жалобу общества с ограниченной ответственности "Служба Мониторинга-Уфа" (далее - общество "СМ-Уфа") на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.03.2024 по делу N А07-34377/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан (далее - ГУ МЧС России по РБ) - Идиятуллина Индира Нуровна (доверенность от 16.11.2023 N Д/З-169-397).
ГУ МЧС России по РБ обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению "Лицей N 60" имени Михаила Алексеевича Ферина городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - учреждение "Лицей N 60") о взыскании затрат, связанных с проверкой ложных вызовов в размере 415 руб. 97 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены общество "СМ-Уфа", общество с ограниченной ответственностью "СБ-Сервис".
В ходе рассмотрения дела ГУ МЧС России по РБ заявило ходатайство об отказе от иска в полном объеме и прекращении производства по делу.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.03.2024 (резолютивная часть определения от 06.03.2024) принят отказ истца от иска, производство по делу прекращено.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, третье лицо - общество "Служба Мониторинга - Уфа" обратилось с апелляционной жалобой.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2024 определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Служба Мониторинга - Уфа" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель считает, что характер спора не экономический, дело неподведомственно арбитражному суду. По мнению заявителя, судом первой инстанции отказ ГУ МЧС России по РБ от иска, в связи с добровольным удовлетворением его требований учреждением "Лицей N 60", на предмет наличия противоречий закону или нарушений прав других лиц, в том числе путем оценки доводов и возражений сторон, не был проверен и исследован.
В отзыве на кассационную жалобу ГУ МЧС России по РБ просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В возражениях на отзыв общество "Служба Мониторинга - Уфа" настаивает на том, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, просит рассмотреть кассационную жалобу в свое отсутствие.
Ходатайство судом округа рассмотрено и удовлетворено в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истцом заявлено об отказе от иска в полном объеме и прекращении производства по делу. Заявление подписано представителем ГУ МЧС России по РБ Ракаевой А.В., действующей по доверенности от 10.03.2023 N 4 с правом отказа от исковых требований.
При принятии отказа от иска суд первой инстанции исходил из того, что отказ от исковых требований не противоречит закону и не нарушает права третьих лиц, ввиду чего принят арбитражным судом первой инстанции в соответствии с пунктом 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, производство по делу прекращено (пункт 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
На основании части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично. Суд не принимает отказ от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц (часть 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом. Поскольку отказ от иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, заявлен уполномоченным на совершение данного процессуального действия лицом, данный отказ принят арбитражным судом первой инстанции в соответствии с частью 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а производство по делу - прекращено.
В соответствии со статьей 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами на представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.
Из материалов дела следует, что до разрешения спора по существу ГУ МЧС России по РБ заявлено ходатайство об отказе от иска и прекращении производства по делу.
Удовлетворяя ходатайство об отказе истца от исковых требований, и прекращая производство по настоящему делу, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что отказ ГУ МЧС России по РБ от иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствуют материалам дела и законодательству.
Ссылки заявителя жалобы на нарушение его прав отказом истца от иска, и, как следствие, незаконность прекращения производства по настоящему дела, признана судом апелляционной инстанции несостоятельной в связи со следующим.
Отказ от иска является безусловным правом истца.
Право истца отказаться от исковых требований вытекает из конституционно значимого принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2011 N 10-П, пункт 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2014 N 50 "О примирении сторон в арбитражном процессе").
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Соответственно, в соответствии с действующими процессуальными нормами отказ от иска относится к распорядительным правам истца, обусловленным его материальными притязаниями, является проявлением принципов равенства сторон и состязательности судопроизводства в арбитражном суде и в первую очередь влечет процессуальные последствия для самого истца в виде прекращения производства по заявленному им требованию и невозможности повторного обращения с иском. В случае прекращения производства по делу суд не рассматривает вопросы по существу и не устанавливает обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора по существу.
Частью 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определены пределы контроля суда при распоряжении истцом своими правами на отказ от иска, тем самым обеспечены разумный баланс между диспозитивностью и императивностью в арбитражном процессе, соблюдение законности, защита прав и законных интересов других лиц.
Воспрепятствование свободному распоряжению истцом своими процессуальными правами должно происходить только в исключительных случаях.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу, что прекращение производства по делу без исследования позиции общества "Служба Мониторинга - Уфа" относительно предмета спора не нарушает интересы последнего, поскольку не лишает его права на подачу самостоятельного иска либо реализации права на судебную защиту при предъявлении к нему требований, вытекающих из спорных правоотношений.
Довод заявителя жалобы о том, что со стороны ГУ МЧС России по РБ имеет место злоупотребление правом, не принят судом апелляционной инстанции во внимание.
В соответствии с презумпцией добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений, а также общего принципа доказывания в арбитражном процессе, лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что контрагент употребил свое право исключительно во вред другому лицу.
Вместе с тем таких доказательств не представлено, при этом указание на злоупотребление правом со стороны истца само по себе не свидетельствуют о злоупотреблении правом, реализация истцом права на отказ от иска в случае добровольного удовлетворения ответчиком исковых требований таковым не является.
Ссылка заявителя о нарушении судом первой инстанции правил подведомственности, обоснованно отклонена судом апелляционной инстанции с учетом норм части 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод общества "Служба Мониторинга - Уфа" о том, что ГУ МЧС России по РБ не является надлежащим истцом по данному делу, поскольку ущерб причин федеральному бюджету, а ГУ МЧС России, отклонен судом апелляционной инстанции в связи с тем, что ГУ МЧС России в пределах своей компетенции осуществляет функции и бюджетные полномочия администратора доходов бюджета, распорядителя и получателя средств федерального бюджета (подпункт 11 пункта 12 Приказа МЧС России от 27.03.2020 N 217).
Поскольку отказ от иска является правом истца, а оснований, предусмотренных статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для его непринятия, не установлено, суд первой инстанции правомерно принял отказ от иска и прекратил производство по делу в соответствии со статьей 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений судом норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов по существу спора, как и влекущих безусловную отмену судебных актов (части 3, 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые определение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.03.2024 по делу N А07-34377/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственности "Служба Мониторинга-Уфа" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Краснобаева |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Право истца отказаться от исковых требований вытекает из конституционно значимого принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2011 N 10-П, пункт 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2014 N 50 "О примирении сторон в арбитражном процессе").
...
Довод общества "Служба Мониторинга - Уфа" о том, что ГУ МЧС России по РБ не является надлежащим истцом по данному делу, поскольку ущерб причин федеральному бюджету, а ГУ МЧС России, отклонен судом апелляционной инстанции в связи с тем, что ГУ МЧС России в пределах своей компетенции осуществляет функции и бюджетные полномочия администратора доходов бюджета, распорядителя и получателя средств федерального бюджета (подпункт 11 пункта 12 Приказа МЧС России от 27.03.2020 N 217)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 июля 2024 г. N Ф09-4350/24 по делу N А07-34377/2023