Екатеринбург |
|
10 июля 2024 г. |
Дело N А60-40843/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего АбозновойО. В.,
судей Черемных Л. Н., Сафроновой А. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Березовского городского округа (далее - Администрация) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.02.2024 по делу N А60-40843/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании принял участие представитель Администрации - Костоусова О.В. (доверенность от 21.03.2024).
Общество с ограниченной ответственностью "Лосиное жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о взыскании с Администрации 33 712 руб. задолженности за оказание услуг по начислению и сбору платежей за период с июня по декабрь 2020 г. (с учетом уточнения иска, принятого судом первой инстанции к рассмотрению на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.02.2024 исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскано 33 712 руб. долга, а также 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2024 решение суда изменено. Резолютивная часть изложена в следующей редакции: "1. Исковые требования удовлетворить частично. 2. Взыскать с Администрации Березовского городского округа (ИНН 6604003608, ОГРН 1026600669094) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лосиное жилищно-коммунальное хозяйство" (ИНН 6604015032, ОГРН 1056600163102) 19 600 руб. 00 коп. долг, а также 1162 руб. 79 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.".
В кассационной жалобе Администрация просит указанные судебные акты отменить в части взыскания с Администрации платы за услугу "Расчетный центр" в размере 19 600 руб. и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что обязанность по начислению платы за наем жилого помещения и обеспечение перечисления средств от оплаты за наем жилых помещений от граждан, проживающих в муниципальном жилищном фонде Березовского городского округа на расчетный счет администрации Березовского городского округа, являющейся главным администратором дохода, возложена на истца в силу постановления администрации Березовского городского округа от 01.02.2016 N 46, незаконность и недействительность которого в установленном порядке не оспаривались.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, Общество в период с июня по декабрь 2020 г. осуществляло начисление, выставление платежных документов, в том числе, в ГИС ЖКХ, доставку платежных документов потребителю, сбор, учет платежей, перечисление заказчику средств полученных за наем от нанимателей жилых помещений.
По расчету истца задолженность ответчика за оказанные истцом услуги по 127 лицевым счетам составила 33 712 руб. (с учетом уточнения иска).
В соответствии с постановлением администрации Березовского городского округа от 01.02.2016 N 46 "Об утверждении порядка учета и использования средств от платы за наем жилых помещений, поступившей от граждан, проживающих в муниципальном жилищном фонде Березовского городского округа по договорам социального найма или найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, в том числе договорам найма специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда, найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, жилищного фонда коммерческого использования" истец производил начисление, сбор, перечисление денежных средств за наем жилых помещений.
Истцом произведен расчет на 127 лицевых счетов исходя из следующего: Услуга "Расчетный центр" 2 800 руб./мес.; Печать конвертируемых квитанций 8 руб./шт. - 1 016 руб.; Доставка квитанций до офиса УК - от 500 до 1 000 руб.; Итого: 4 816 руб. в месяц, срок услуг июнь - декабрь 2020 года. 4816 х 7 = 33 712 руб.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме, исходя из того, что в обязанности управляющей компании не входит сбор платы за пользование жилым помещением (платы за наем).
Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции изменил, обоснованно исходя из следующего.
Согласно части 3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.
Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации (часть 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений и запретов на передачу функции по сбору платы за пользование жилым помещением иным лицам и организациям.
Согласно постановлению администрации Березовского городского округа от 01.02.2016 N 46 "Об утверждении порядка учета и использования средств от платы за наем жилых помещений, поступившей от граждан, проживающих в муниципальном жилищном фонде Березовского городского округа по договорам социального найма или найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, в том числе договорам найма специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда, найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, жилищного фонда коммерческого использования" внесение нанимателями платы за наем жилого помещения осуществляется на основании квитанции, направляемой организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами и (или) начисление платы за жилищно-коммунальные услуги собственникам/пользователям помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Березовского городского округа.
В пунктах 3.1 и 3.2 названного постановления установлено, что организации, осуществляющие управление многоквартирными домами на территории Березовского городского округа, производят начисление платы за наем жилого помещения и обеспечивают перечисление средств от оплаты за наем жилых помещений от граждан, проживающих в муниципальном жилищном фонде Березовского городского округа на расчетный счет администрации Березовского городского округа, являющейся главным администратором дохода.
Таким образом, обязанность по начислению и сбору за наем жилых помещений исполняется организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами и (или) начисление платы за жилищно-коммунальные услуги собственникам/пользователям помещений в многоквартирных домах на территории Березовского городского округа, в порядке, установленным законодательством.
Согласно статье 7 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Как установил апелляционный суд, постановление от 01.02.2016 N 46 действовало на территории Березовского городского округа до 01.01.2021, исполнялось всеми управляющими организациями, в установленном судебном порядке не обжаловалось.
Решение о передаче полномочий по сбору платы за соцнайм управляющим организациям было принято муниципалитетом для удобства населения Березовского городского округа, с целью оптимизации платежей по принципу "единого окна".
Таким образом, организация, оказавшая муниципалитету услугу по начислению и сбору платы за наем с нанимателей жилых помещений, вправе рассчитывать на оплату соответствующей услуги.
Между тем, как установил апелляционный суд, из представленной истцом квитанции об оплате услуг усматривается, что платеж за социальный наем производился по единой квитанции совместно с платежами за содержание и ремонт жилого помещения и платой за коммунальные услуги. Каких-либо дополнительных затрат на изготовление отдельной квитанции по социальному найму и ее доставку до потребителей Обществом не производилось. Доказательств несения каких-либо дополнительных затрат истцом не предоставлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом, как верно отметил апелляционный суд, само начисление проводилось по простой установленной формуле: площадь жилого помещения, которая является фактически неизменной, умноженная на тариф, который за указанный период также являлся неизменным.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции верно отметил, что в остальной части относительно определения истцом стоимости услуги "Расчетный центр" - 2800 руб./мес., основанном на коммерческом предложении иной организации, обоснование расчета начислений, положенное в основу исковых требований, ответчиком не опровергнуто, иная стоимость соответствующей услуги заинтересованной стороной в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказана.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции верно признал правомерно предъявленной и подлежащей возмещению за счет ответчика плату за услугу "Расчетный центр", установленную истцом в размере 2800 руб./мес.
При таких обстоятельствах исковые требования правомерно удовлетворены частично в сумме 19 600 руб. из расчета 2800 руб. х 7 месяцев (июнь - декабрь 2020 г.).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции правильно указал на отсутствие оснований для удовлетворения иска в оставшейся части взыскания задолженности по оплате услуг по печати конвертируемых квитанций из расчета 8 руб./шт. на сумму 1016 руб. и доставке квитанций до офиса управляющей компании в размере от 500 руб. до 1000 руб.
Решение суда первой инстанции правильно изменено в части в порядке пунктов 1, 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебные расходы по государственной пошлине за рассмотрение иска распределены в соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются с учетом выводов, содержащихся в настоящем постановлении. Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены постановления апелляционного суда (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2024 по делу N А60-40843/2023 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Березовского городского округа - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Абознова |
Судьи |
Л.Н. Черемных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений и запретов на передачу функции по сбору платы за пользование жилым помещением иным лицам и организациям.
...
Согласно статье 7 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 июля 2024 г. N Ф09-4189/24 по делу N А60-40843/2023