г. Пермь |
|
22 апреля 2024 г. |
Дело N А60-40843/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 апреля 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гребенкиной Н.А.,
судей Бородулиной М.В., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черногузовой А.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Администрации Березовского городского округа,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 02 февраля 2024 года
по делу N А60-40843/2023
по иску общества с ограниченной ответственностью "Лосиное жилищно-коммунальное хозяйство" (ИНН 6604015032, ОГРН 1056600163102)
к администрации Березовского городского округа (ИНН 6604003608, ОГРН 1026600669094)
о взыскании задолженности за оказание услуг по начислению и сбору платежей,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лосиное жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - ООО "Лосиное ЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о взыскании с администрации Березовского городского округа (далее - администрация) 33 712 руб. задолженности за оказание услуг по начислению и сбору платежей за период с июня по декабрь 2020 года (с учетом уточнения иска, принятого судом первой инстанции к рассмотрению на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.02.2024 исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскан долг в сумме 33 712 руб., а также 2 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Ответчик с принятым по делу решением не согласился, обратился с апелляционной жалобой, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что обязанность по начислению платы за найм жилого помещения и обеспечение перечисления средств от оплаты за наем жилых помещений от граждан, проживающих в муниципальном жилищном фонде Березовского городского округа на расчетный счет администрации Березовского городского округа, являющейся главным администратором дохода, возложена на истца в силу постановления администрации Березовского городского округа от 01.02.2016 N 46, незаконность и недействительность которого в установленном порядке не оспаривались.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. В апелляционной жалобе ответчик заявил о проведении заседания суда апелляционной инстанции без участия своего представителя. Ходатайство рассмотрено судом в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и удовлетворено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Лосиное ЖКХ" в период с июня по декабрь 2020 года осуществляло начисление, выставление платежных документов, в том числе, в ГИС ЖКХ, доставку платежных документов потребителю, сбор, учет платежей, перечисление заказчику средств полученных за наем от нанимателей жилых помещений.
По расчету истца задолженность ответчика за оказанные истцом услуги по 127 лицевым счетам составляет 33 712 руб. (с учетом уточнения иска).
В соответствии с постановлением администрации Березовского городского округа от 01.02.2016 N 46 "Об утверждении порядка учета и использования средств от платы за наем жилых помещений, поступившей от граждан, проживающих в муниципальном жилищном фонде Березовского городского округа по договорам социального найма или найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, в том числе договорам найма специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда, найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, жилищного фонда коммерческого использования" истец производил начисление, сбор, перечисление денежных средств за найм жилых помещений.
Истцом произведен расчет на 127 лицевых счетов исходя из следующего:
Услуга "Расчетный центр" 2 800 руб./мес.
Печать конвертируемых квитанций 8 руб./шт. - 1 016 руб.
Доставка квитанций до офиса УК - от 500 до 1 000 руб.
Итого: 4 816 руб. в месяц, срок услуг июнь - декабрь 2020 года.
4 816 х 7 = 33 712 руб.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве, судом первой инстанции рассмотрены и отклонены как несостоятельные. Исходя из толкования норм Жилищного кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что в обязанности управляющей компании не входит сбор платы за пользование жилым помещением (платы за наем), в связи с чем требование истца признано заявленным правомерно и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы ответчика, оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции признает апелляционную жалобу ответчика частично обоснованной и подлежащей удовлетворению, а обжалуемое решение - подлежащим изменению в порядке пунктов 1, 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.
Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации (часть 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений и запретов на передачу функции по сбору платы за пользование жилым помещением иным лицам и организациям.
В соответствии с постановлением администрации Березовского городского округа от 01.02.2016 N 46 "Об утверждении порядка учета и использования средств от платы за наем жилых помещений, поступившей от граждан, проживающих в муниципальном жилищном фонде Березовского городского округа по договорам социального найма или найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, в том числе договорам найма специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда, найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, жилищного фонда коммерческого использования", внесение нанимателями платы за наем жилого помещения осуществляется на основании квитанции, направляемой организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами и (или) начисление платы за жилищно-коммунальные услуги собственникам/пользователям помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Березовского городского округа.
Пунктами 3.1 и 3.2 вышеуказанного постановления установлено, что организации, осуществляющие управление многоквартирными домами на территории Березовского городского округа, производят начисление платы за найм жилого помещения и обеспечивают перечисление средств от оплаты за наем жилых помещений от граждан, проживающих в муниципальном жилищном фонде Березовского городского округа на расчетный счет администрации Березовского городского округа, являющейся главным администратором дохода.
Таким образом, обязанность по начислению и сбору за наем жилых помещений исполняется организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами и (или) начисление платы за жилищно-коммунальные услуги собственникам/пользователям помещений в многоквартирных домах на территории Березовского городского округа, в порядке, установленным законодательством.
В соответствии со статьей 7 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Вышеуказанное постановление от 01.02.2016 N 46 действовало на территории Березовского городского округа до 01.01.2021, исполнялось всеми управляющими организациями, в установленном судебном порядке не обжаловалось.
Решение о передаче полномочий по сбору платы за соцнайм управляющим организациям было принято муниципалитетом для удобства населения Березовского городского округа, с целью оптимизации платежей по принципу "единого окна".
Соответственно, организация, оказавшая муниципалитету услугу по начислению и сбору платы за найм с нанимателей жилых помещений, вправе рассчитывать на оплату соответствующей услуги.
Вместе с тем, из представленной истцом квитанции об оплате услуг усматривается, что платеж за социальный найм производился по единой квитанции совместно с платежами за содержание и ремонт жилого помещения и платой за коммунальные услуги. Каких-либо дополнительных затрат на изготовление отдельной квитанции по социальному найму и ее доставку до потребителей ООО "Лосиное ЖКХ" не производилось. Доказательств несения каких-либо дополнительных затрат истцом суду не предоставлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Само начисление проводилось по простой установленной формуле: площадь жилого помещения, которая является фактически неизменной, умноженная на тариф, который за указанный период также являлся неизменным.
В остальной части относительно определения истцом стоимости услуги "Расчетный центр" - 2 800 руб./мес., основанном на коммерческом предложении иной организации, обоснование расчета начислений, положенное в основу исковых требований, ответчиком, со своей стороны, не опровергнуто, иная стоимость соответствующей услуги заинтересованной стороной в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не доказана.
Таким образом, правомерно предъявленной и подлежащей возмещению за счет ответчика признается плата за услугу "Расчетный центр", установленная истцом в размере 2 800 руб./мес.
Иск подлежит удовлетворению частично в сумме 19 600 руб. из расчета 2 800 руб. х 7 месяцев (июнь - декабрь 2020 года).
С учетом изложенного, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска в оставшейся части взыскания задолженности по оплате услуг по печати конвертируемых квитанций из расчета 8 руб./шт. на сумму 1 016 руб. и доставке квитанций до офиса УК в размере от 500 руб. до 1 000 руб.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит частичному изменению в порядке пунктов 1, 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционную жалобу ответчика апелляционный суд признает подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение иска подлежат отнесению на ответчика пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Поскольку в силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины за подачу настоящей апелляционной жалобы не предусмотрена; ответчик в силу статьи 333.27 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден, подлинных документов, подтверждающих ее уплату, не представлено, вопрос о возвращении государственной пошлины из федерального бюджета судом апелляционной инстанции не рассматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 февраля 2024 года по делу N А60-40843/2023 изменить, резолютивную часть решение изложить в следующей редакции:
"1. Исковые требования удовлетворить частично.
2. Взыскать с Администрации Березовского городского округа (ИНН 6604003608, ОГРН 1026600669094) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лосиное жилищно-коммунальное хозяйство" (ИНН 6604015032, ОГРН 1056600163102) 19 600 руб. 00 коп. долг, а также 1 162 руб. 79 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.А. Гребенкина |
Судьи |
М.В. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-40843/2023
Истец: ООО "ЛОСИНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ БЕРЕЗОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА