Екатеринбург |
|
15 июля 2024 г. |
Дело N А47-18262/2023 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области (далее - Фонд, страховщик, истец, заявитель) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2024 по делу А47-18262/2023 Арбитражного суда Оренбургской области.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без извещения сторон.
Фонд обратился в арбитражный суд к муниципальному бюджетному учреждению "Группа обеспечения градостроительной, хозяйственной и транспортной деятельности Администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области" (далее - учреждение "Группа обеспечения градостроительной, хозяйственной и транспортной деятельности", страхователь, ответчик, учреждение) с исковым заявлением о взыскании убытков в размере 32 568 руб. 06 коп.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Лапухин Владимир Федорович (далее - Лапухин В.Ф.)
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 30.01.2024 (мотивированное решение изготовлено 21.11.2023) по делу N N А47- 18262/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, предусмотренного главой 29 АПК РФ, заявленные требования удовлетворены частично, с учреждения "Группа обеспечения градостроительной, хозяйственной и транспортной деятельности" в пользу Фонда взысканы убытки в размере 31 599 руб. 41 коп. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2024 решение суда от 30.01.2024 по делу N А47-18262/2023 изменено, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Фонд просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права.
По мнению кассатора, непредставление отчета по форме СЗВ-М за декабрь 2019 года и своевременное представление отчета по форме СЗВ-М за последующие отчетные периоды в отношении Лапухина В.Ф. свидетельствует не об отсутствии перерыва в его трудовой деятельности, а о возобновлении им работы с января 2020 года. Своевременное предоставление страхователем отчетности по форме СЗВ-М за дальнейшие отчетные периоды, начиная с января 2020 года, не влечет за собой перерасчет в сторону уменьшения размера пенсии со следующего месяца после получения отчетности. Такой перерасчет осуществляется только в случае несвоевременного представления страхователем сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ). Отчет по форме СЗВ-М за декабрь 2019 года был представлен страхователем 09.11.2022, в связи с чем размер пенсии был пересчитан в сторону уменьшения с 01.01.2023.
Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2. АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 288.2. АПК РФ вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Лапухин В.Ф. состоит на учете в Фонде как получатель страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ, Закон о страховых пенсиях) и в спорный период состоял в трудовых отношениях с учреждением.
В срок, установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, 04.01.2020 страхователем представлен отчет по форме СЗВ-М с типом "исходный" за декабрь 2019 года, в перечне застрахованных лиц которого Лапухин В.Ф. отсутствует, в связи с чем с 01.01.2020 произведен перерасчет его пенсии с учетом корректировки размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента и индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии на установленный статьями 7, 8 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее - Закон N 350-ФЗ) коэффициент.
Страхователем 09.11.2022 представлен отчет по форме СЗВ-М за декабрь 2019 года с типом "дополняющий", согласно которому Лапухин В.Ф. состоит в перечне застрахованных лиц.
Данное обстоятельство, по мнению Фонда, повлекло за собой необоснованность выплаты пенсии в большем размере, пересчитанной с учетом корректировки размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента и индексации фиксированной выплаты к пенсии на коэффициент, установленный статьями 7, 8 Закона N 350-ФЗ.
Размер пенсии Лапухина В.Ф. пересчитан в сторону уменьшения и с 01.01.2023 пенсия выплачивается ему без учета повышающего размер пенсии коэффициента.
За период с 01.01.2020 по 31.12.2022 Лапухину В.Ф. излишне выплачена пенсия в размере 32 568 руб. 06 коп.
Истец, полагая, что недостоверное представление страхователем сведений по форме СЗВ-М повлекло излишнюю выплату сумм страховой пенсии названному лицу направил в адрес ответчика претензию с требованием возвратить излишне выплаченную сумму, которая является его убытками.
Ввиду неисполнения страхователем указанного страховщик обратился в суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в связи с предоставлением 09.11.2022 страхователем отчета по форме СЗВ-М за декабрь 2019 года с типом "дополняющий" за период с 01.03.2020 по 31.12.2022 образовалась переплата пенсии в размере 32 568 руб. 06 коп., вместе с тем истец имел возможность произвести перерасчет пенсии Лапухину В.Ф с декабря 2022 года, соответственно с декабря 2022 года применение повышающего коэффициента на основании исходной отчетности по форме СЗВ-М за декабрь 2019 года связано с бездействием самого истца, не принявшего соответствующего решения об отмене повышающего коэффициента.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что причиной излишнего расходования средств истца послужили не виновное бездействие ответчика, а неосуществление истцом своевременного мониторинга сведений о застрахованных лицах.
Выводы суда апелляционной инстанции являются законными и обоснованными в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской ФедерацииN (далее - Закон N 167-ФЗ), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 данного закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 обозначенного закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы, суммы страховой пенсии выплачиваются в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ с учетом индексации и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Согласно части 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
В случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 данного закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности (часть 8 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу части 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (статья 28 Закона N 400-ФЗ).
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28).
Из смысла статьи 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной). В отсутствие хотя бы одного из указанных условий обязанность лица возместить причиненный вред не возникает.
Как следует из материалов дела, учреждением заключен трудовой договор от 30.12.2019 с Лапухиным В.Ф. Фактически работник приступил к исполнению своих обязанностей 01.01.2020, первое начисление заработной платы работнику согласно расчетно-платежной ведомости проведено в январе 2020 года.
Вместе с тем сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2019 года в отношении данного работника представлены ответчиком с нарушением установленного законом срока.
Однако сведения по форме СЗВ-М за период с 01.01.2020 по 31.12.2022 предоставлялись своевременно в Фонд на ежемесячной основе в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Таким образом, у страховщика отсутствовали основания считать Лапухина В.Ф. неработающим пенсионером и осуществлять ему выплату страховой пенсии в повышенном размере.
Как обоснованно отметил суд апелляционной инстанции, сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются основным источником информации о статусе застрахованных лиц, но не могут служить достаточным основанием для индексации пенсии при наличии сомнений у Фонда в их достоверности.
Фонд в силу положений статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ в период принятия решения об индексации пенсии мог осуществить проверку и уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы и (или) иной деятельности на основании совокупности сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных страхователем, а не ограничиваться отчетностью СЗВ-М за спорный период.
Не предоставив информации о дате принятого решения об индексации пенсии Лапухину В.Ф., истец не опроверг того, что имел возможность принять новое решение о прекращении индексации пенсии застрахованному лицу сразу после получения сведений СЗВ-М за январь 2020 года или за следующий отчетный период
В любом случае в целях устранения неопределенности относительно статуса застрахованного лица Фонд имел право направить уведомление страхователю о предоставлении дополнительных сведений (пояснений), либо проверить состояние индивидуального лицевого счета Лапухина В.Ф. на предмет поступления от ответчика страховых взносов.
Соответственно, имея достаточные основания полагать, что трудовая деятельность застрахованного лица в 2020 году (по декабрь 2022 года) являлась непрерывной, страховщик, тем не менее, не воспользовался указанными сведениями, тем самым необоснованно назначил и выплачивал ему повышенную пенсию.
Поскольку законом предусмотрена обязанность заявителя ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерам трудовой деятельности при принятии решения об индексации пенсии, апелляционный суд пришел к верному выводу о том, что причиной излишнего расходования средств фонда послужили не виновное бездействие ответчика, а неосуществления страховщиком своевременного мониторинга сведений о застрахованных лицах.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда и принял новое решение об отказе в иске.
Доводы кассационной жалобы выводы суда апелляционной инстанции не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств.
Существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, судом кассационной инстанции при рассмотрении данной кассационной жалобы не установлено (часть 3 статьи 288.2 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены оспариваемого судебного акта, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2024 по делу N А47-18262/2023 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, учреждением заключен трудовой договор от 30.12.2019 с Лапухиным В.Ф. Фактически работник приступил к исполнению своих обязанностей 01.01.2020, первое начисление заработной платы работнику согласно расчетно-платежной ведомости проведено в январе 2020 года.
Вместе с тем сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2019 года в отношении данного работника представлены ответчиком с нарушением установленного законом срока.
Однако сведения по форме СЗВ-М за период с 01.01.2020 по 31.12.2022 предоставлялись своевременно в Фонд на ежемесячной основе в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
...
Фонд в силу положений статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ в период принятия решения об индексации пенсии мог осуществить проверку и уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы и (или) иной деятельности на основании совокупности сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных страхователем, а не ограничиваться отчетностью СЗВ-М за спорный период."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 июля 2024 г. N Ф09-3651/24 по делу N А47-18262/2023