Екатеринбург |
|
16 июля 2024 г. |
Дело N А07-740/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Суспициной Л.А., Татариновой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Чепурнова Игоря Александровича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.11.2023 по делу N А07-740/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство) обратилось в Советский районный суд города Уфы Республики Башкортостан с исковым заявлением к Чепурнову Игорю Александровичу о взыскании неустойки по договору аренды лесного участка N 0061-2022-02 от 17.02.2022 за рубку лесных насаждений без подачи лесной декларации в размере 123 736 руб. 65 коп.
Определением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 08.12.2022 по делу N 2-5970/2022 гражданское дело по иску Министерства к индивидуальному предпринимателю Чепурнову И.А. о взыскании неустойки передано на рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Решением суда от 30.11.2023 исковые требования Министерства удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2024 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе индивидуальный предприниматель Чепурнов И.А. просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. По его мнению, является необоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что подача лесной декларации ответчиком имела место лишь после составления акта осмотра земельного участка лесного фонда от 10.08.2022. Так, в материалы дела истцом представлена копия лесной декларации N 1 от 28.07.2022, направленной ответчиком в адрес истца 28.07.2022, при этом отказ истца в ее принятии, либо информация об ее официальном рассмотрении истцом, в материалах настоящего дела отсутствует. При этом факт обращения ответчика в адрес истца предшествует факту составления представленного истцом акта осмотра участка лесного фонда. Заявитель также не согласен с выводом суда о том, что факт нарушения ответчиком условий договора аренды лесного участка доказан актом осмотра земельного участка лесного фонда от 10.08.2022, отмечает, что при составлении акта ответчик либо его законный представитель не присутствовали, акт осмотра земельного участка в адрес ответчика не направлялся, а также не был приложен истцом к копии искового заявления, направленной в адрес ответчика. Кроме того, акт осмотра земельного участка не содержит информации об адресе осматриваемого земельного участка либо его кадастровом номере, информации об осуществлении осмотра земельного участка, принадлежащего непосредственно ответчику, а также не содержит сведений о проведении измерений и об измерительных приборах и иных технических устройствах, которыми производились замеры и фиксация предполагаемых истцом площади участка и объема древесины. Представленные в материалы настоящего дела материалы проверки Отдела Министерства внутренних дел России по Благовещенскому району Республики Башкортостан не являются надлежащим доказательством по делу и не подтверждают факт осуществления именно ответчиком на арендованном земельном участке вырубки лесных насаждений до подачи лесной декларации. Кроме того, заявитель указывает, что 15.08.2022 ответчиком была подана лесная декларация (заявление N 258045), рассмотрев которую истцом был предоставлен отказ (письмо от 29.08.2022) в ее принятии, данный отказ является незаконным, прямо противоречит пункту 8 статьи 4 Федерального закона от 04.02.2021 N 3-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений". Заявитель жалобы также обращает внимание на то, что договор аренды лесного участка является фактически договором присоединения, условия договора определены на основании типового договора аренды лесного участка, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.202 N 542, и предусматривающего включение в договор подпунктов "г" и "д" пункта 4.2, в соответствии с которым арендатор несет ответственность за рубку лесных насаждений, предусмотренную проектом освоения лесов, и использование лесного участка без подачи лесной декларации. В этой связи у ответчика отсутствовала фактическая возможность изменения либо исключения данных условий договора аренды лесного участка. Заявитель жалобы также отмечает, что при осуществлении расчета размера неустойки истом в нарушении требований подпункта "г" пункта 4.2 договора аренды лесного участка использованы не объем лесных ресурсов (количество), а материалы лесоустройства 2014 года исходя из площади, предполагаемой истцом.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 02.02.2022 N 40-р между Министерством (арендодатель) и предпринимателем Чепурновым И.А. (арендатор) заключен договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов N 0061-2022-02, по условиям которого арендодатель предоставил арендатору во временное пользование лесной участок, площадью 2,2409 га, местоположение: Республика Башкортостан, Благовещенский район, Уфимское лесничество, Благовещенское участковое лесничество, квартал N 168 части выделов N 15, 19, кадастровый номер 02:15:072102:701, категория защитности: защитные леса, вид разрешенного использования: для размещения объектов промышлености, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения.
Согласно пункту 1.3 договора арендатору передается лесной участок для строительства, реконструкции и эксплуатации линейного объекта "Железнодорожная ветка".
Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан в установленном законом порядке.
По условиям подпункта "д" пункта 3.4 договора арендатор обязан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, подавать лесную декларацию.
Согласно Приказу Минприроды России от 29.04.2021 N 303 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута, публичного сервитута, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, в электронной форме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, способами, определенными лесным законодательством. Подается лесная декларация не менее чем за 6 рабочих дней до начала предполагаемого срока использования лесов.
Предпринимателем Чепурновым И.А. в Министерство поданы лесные декларации от 15.08.2022, 05.09.2022, 19.09.2022 и 04.10.2022.
В связи с нарушением порядке подачи, недостоверностью сведений, указанных в лесных декларациях и несоответствием лесных деклараций форме и требованиям, установленным к их содержанию, Министерством приняты решения об отказе в приеме лесных деклараций (извещения от 29.08.2022, 19.09.2022, 27.09.2022 и 12.10.2022 соответственно).
Лесная декларация от 07.10.2022 подана в соответствии с требованиями, установленными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.04.2021 N 303 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме", принята Министерством 12.10.2022 (извещение N 00-033411).
Между тем, 27.07.2022 при проведении Уфимским межрайонным территориальным отделом федерального государственного лесного и пожарного надзора, контрольно-надзорного мероприятия N 155 в кв. 168 части выделов 15 и 19 Благовещенского участкового лесничества выявлена расчистка лесного участка, площадью 0,175 га от древесной растительности с применением экскаватора, путем корчевки и наталкивания деревьев на стену леса.
Участковым лесничим по Уфимскому лесничеству Мубиновым И.Ф. совместно с начальником отдела по Уфимскому лесничеству ГКУ РБ "Управление лесничествами" Ишигуловым А.С., заместителем начальника отдела по Уфимскому лесничеству ГКУ РБ "Управление лесничествами" Сиразутдиновым И.Г. 10.08.2022 осуществлен осмотр земельного участка лесного фонда, о чем составлен акт осмотра земельного участка лесного фонда от 10.08.2022.
Согласно акту осмотра без подачи лесной декларации было вырублено 24,4 куб. м, древесины породы липа, клен. Стоимость древесины согласно ставкам платы, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицы площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", составила 4 149,466 руб.
Согласно пункту "г" раздела 4 пункта 4.2 договора аренды за рубку лесных насаждений, предусмотренную проектом освоения лесов, без подачи лесной декларации предусмотрена неустойка в размере 25-кратной стоимости заготовленной древесины, определенной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Согласно подпункту "д" пункта 4.2 договора аренды за использование лесного участка без подачи лесной декларации арендатор уплачивает арендодателю неустойку в размере 20 000 руб. (для физического лица или индивидуального предпринимателя) или 70 000 руб. (для юридического лица).
Размер неустойки по состоянию на 26.09.2022 составил 123 736 руб. 65 коп. (4 149,466 х 25 = 103 736,65 руб. + 20 000 руб.).
Направленная Министерством в адрес предпринимателя претензия N 36 от 26.09.2022 оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для подачи настоящего иска.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из доказанности истцом факта нарушения ответчиком обязательств по использованию лесного участка без лесной декларации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 329 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов обеспечения обязательств является неустойка.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу положений статьи 331 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 4.2 договора аренды за рубку лесных насаждений, предусмотренную проектом освоения лесов, без подачи лесной декларации предусмотрена неустойка в размере 25-кратной стоимости заготовленной древесины, определенной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Согласно подпункту "д" пункта 4.2 договора аренды за использование лесного участка без подачи лесной декларации арендатор уплачивает арендодателю неустойку в размере 20 000 руб. (для физического лица или индивидуального предпринимателя) или 70 000 руб. (для юридического лица).
Согласно пункту 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
В части 2 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесная декларация ежегодно подается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 2 приказа Минприроды России от 29.04.2021 N 303 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" определено, что лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута, публичного сервитута, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, в электронной форме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, способами, определенными лесным законодательством.
Лесная декларация подается не менее чем за 6 рабочих дней до начала предполагаемого срока использования лесов.
Для лиц, использующих леса, расположенные на землях обороны и безопасности, срок подачи лесной декларации устанавливается не менее чем за 10 рабочих дней до начала предполагаемого срока использования таких лесов.
Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов и может быть продлен в случаях, установленных правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, установленными в соответствии с частью 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе акт осмотра земельного участка лесного фонда от 10.08.2022, которым подтвержден факт вырубка леса без декларации, что ответчиком документально не опровергнуто (статьи 9,65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), проверив расчет неустойки и признав его правильным, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Довод заявителя жалобы о недоказанности истцом факта нарушения ответчиком условий договора аренды судом апелляционной инстанции рассмотрен и отклонен с учетом того, что актом осмотра земельного участка лесного фонда от 10.08.2022 установлена вырубка леса без декларации, в ходе осмотра участка производилась фотосъемка, на снимках отражена дата осмотра и координаты лесного участка. Лесной контроль произведен сотрудниками государственной организации, осуществляющей управление лесными ресурсами на территории Республике Башкортостан, в порядке, установленном Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1098, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1099. Действия лиц, осуществляющих лесной контроль, ответчиком обжалованы не были.
Вопреки доводам заявителя жалобы, при организации и проведении в рамках государственного надзора в сфере оборота древесины контрольных (надзорных) мероприятий в форме внеплановых выездных проверок предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о начале проведения такой проверки не требуется (часть 5 статьи 96.2 Лесного кодекса Российской Федерации).
Довод предпринимателя о том, что отказы истца в приеме лесных деклараций от 29.08.2022 N б/н, от 19.09.2022 N 00-025078, от 27.09.2022 N 00-028634, от 12.10.2022 N 00-031666 являются незаконными, судом апелляционной инстанции правильно не приняты во внимание, поскольку подача предпринимателем лесных деклараций имела место уже после составления акта осмотра земельного участка лесного фонда от 10.08.2022.
Ссылка заявителя жалобы на копию лесной декларации N 1 от 28.07.2022, направленной ответчиком в адрес истца 28.07.2022, то есть до составления акта от 10.08.2022, судом кассационной инстанции отклоняется с учетом того, что нарушение ответчиком обязательств по использованию лесного участка было обнаружено еще до подачи декларации 27.07.2022 при проведении контрольно-надзорного мероприятия уполномоченным органом. Кроме того, лесная декларация подается не менее чем за 6 рабочих дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Однако согласно данной декларации она подана 28.07.2022, а период использования указан - с 01.07.2022, что не может быть признано законным.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.11.2023 по делу N А07-740/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Чепурнова Игоря Александровича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
Л.А. Суспицина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя жалобы о недоказанности истцом факта нарушения ответчиком условий договора аренды судом апелляционной инстанции рассмотрен и отклонен с учетом того, что актом осмотра земельного участка лесного фонда от 10.08.2022 установлена вырубка леса без декларации, в ходе осмотра участка производилась фотосъемка, на снимках отражена дата осмотра и координаты лесного участка. Лесной контроль произведен сотрудниками государственной организации, осуществляющей управление лесными ресурсами на территории Республике Башкортостан, в порядке, установленном Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1098, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1099. Действия лиц, осуществляющих лесной контроль, ответчиком обжалованы не были.
Вопреки доводам заявителя жалобы, при организации и проведении в рамках государственного надзора в сфере оборота древесины контрольных (надзорных) мероприятий в форме внеплановых выездных проверок предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о начале проведения такой проверки не требуется (часть 5 статьи 96.2 Лесного кодекса Российской Федерации).
...
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 июля 2024 г. N Ф09-2392/24 по делу N А07-740/2023