Екатеринбург |
|
24 июля 2024 г. |
Дело N А50-7081/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Мындря Д. И.,
судей Черемных Л. Н., Абозновой О. В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тороповым Н.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АААВТО" (далее - общество "АААВТО") на решение Арбитражного суда Пермского края от 25.10.2023 по делу N А50-7081/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "АААВТО" - Якимова О.А. (доверенность от 01.03.2023);
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю - Панюшина И.А. (доверенность от 12.03.2024).
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу "АААВТО" о понуждении заключить государственный контракт.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное казенное учреждение "Организатор пассажирских перевозок Пермского края" (далее - учреждение), Министерство здравоохранения Пермского края, Министерство транспорта Пермского края, общество с ограниченной ответственностью "АВ-Комфорт".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.10.2023, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023, иск удовлетворен.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество "АААВТО" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Обществом "АААВТО" были поданы дополнения к кассационной жалобе, в которых поддержаны и раскрыты доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Как указывает податель жалобы, спорный контракт, предложенный истцом к заключению на 2023 год, уже не будет исполнен, а следовательно, не подлежат исполнению и обжалуемые судебные акты. Ответчик указывает, что обжалование судебных актов по настоящему делу обусловлено намерением внести определенность в правоотношения с истцом на будущие периоды.
Податель жалобы ссылается на то, что предложенный истцом к заключению государственный контракт является договором об организации обеспечения проезда граждан, имеющих льготы, такой контракт не является договором, заключение которого возможно в порядке Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Ответчик отмечает, что даже в случае регулирования заключения спорного контракта Законом N 44-ФЗ положения последнего нарушены, соответствующая закупка была включена истцом в план-график несвоевременно.
Общество "АААВТО" указывает, что в действующих нормативных правовых актах отсутствуют указания на вид транспортной организации и вид договора, обязательные для заключения предложенного истцом контракта. По мнению ответчика, истцом не подтверждено, что общество "АААВТО" является единственным лицом, способным перевозить граждан, имеющих льготы, по соответствующим маршрутам.
Податель жалобы отмечает, что действующим государственным контрактом не предусмотрено право общества "АААВТО" обменивать направления на билет для граждан, имеющих льготы. Положения предложенного к заключению и действующего контрактов противоречат друг другу и влекут возможность привлечения исполнителя к ответственности.
Фонд представил отзыв на кассационную жалобу, в котором, сославшись на несостоятельность позиции заявителя кассационной жалобы, просит оставить его требования без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судами установлено, что общество "АААВТО" на основании контракта от 27.09.2021 N 64-ОПП-21 (далее - контракт N 64-ОПП-21) является перевозчиком, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам Пермского края: г. Пермь - п. Гайны (маршрут N 782, с остановкой, в том числе, в с. Юрла), г. Пермь - с. Коса (маршрут N 736, с остановкой, в том числе, в с. Юрла), п. Кама - г. Пермь (маршрут N 708), с. Кочево - г. Пермь (маршрут N 746, с остановкой, в том числе, в с. Юрла), г. Кудымкар - г. Пермь (маршрут N 670), г. Пермь - Майкор (маршрут N 679), г. Пермь - п. Пожва (маршрут N 609), г. Пермь - п. Сива (маршрут N 665), г. Пермь - с. Юсьва (маршрут N 713).
Фондом в адрес общества "АААВТО" были направлены письма с предложением заключить государственный контракт на оказание услуг по перевозке (предоставлению проезда) на междугородном автомобильном транспорте общего пользования гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также сопровождающим их лицам, в 2023 году (далее - контракт на 2023 год).
Предметом данного контракта является оказание исполнителем (общество "АААВТО") услуг перевозки (предоставление проезда) на междугородном автомобильном транспорте общего пользования гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также сопровождающим их лицам, в 2023 году по маршрутам, указанным в спецификации, на основании направлений на приобретение проездных документов, выданных заказчиком (фондом).
Указанным контрактом предусмотрена компенсация заказчиком расходов исполнителя по проезду указанных лиц в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Общество "АААВТО" от заключения контракта на 2023 год отказалось, ссылаясь на то, что им уже заключен контракт от 27.09.2021 N 64-ОПП-21 (далее - контракт N 64-ОПП-21) с учреждением (организатор пассажирских перевозок), действующий до 31.07.2027 (пункт 11.1), не предполагающий заключение дополнительного контракта и принятие дополнительных обязательств, в том числе с нарушением установленного порядка.
Общество "АААВТО" также указало на отсутствие обязанности заключать государственный контракт с фондом в связи с возможностью реализации схемы по обеспечению перевозок граждан, имеющих право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, с помощью учреждения.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что предложенный к заключению контракт на 2023 год является договором на оказание услуг по перевозке. Суд признал, что положения действующих нормативных правовых актов в конкретных условиях не предполагают выбора иного (альтернативного) варианта исполнения возложенной на фонд обязанности по обеспечению гражданам возможности добираться до места лечения и обратно.
Суд апелляционной инстанции, рассматривавший дело в соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поддержал позицию суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав пояснения лица, обеспечившего явку в судебное заседание, проверив в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, Арбитражный суд Уральского округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты (пункт 1 статьи 445 ГК РФ).
Как разъяснено в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь ГК РФ либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 421, абзац первый пункта 1 статьи 445 ГК РФ).
Публичным признается договор, который заключается лицом, обязанным по характеру деятельности продавать товары, выполнять работы, оказывать услуги в отношении каждого, кто к нему обратится, например договоры в сфере розничной торговли, перевозки транспортом общего пользования, оказания услуг связи, энергоснабжения, медицинского, гостиничного обслуживания (пункт 1 статьи 426 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Государственный контракт, муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд (пункт 8 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 14 Закона N 220-ФЗ).
Предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт (далее - подрядчик), работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком (пункт 3 статьи 14 Закона N 220-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон N 178-ФЗ) в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается, в том числе, следующая социальная услуга: бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Приказом Минтруда Российской Федерации N 929н, Минздрава Российской Федерации N 1345н от 21.12.2020, Правилами финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864 (далее - Правила N 864), принятыми во исполнение Закона N 178-ФЗ, на территории Пермского края отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю обеспечивает граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, и сопровождающих их лиц бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе на междугородном автомобильном транспорте общего пользования.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 11 Правил N 864 средства на проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации), в том числе междугородным автомобильным транспортом общего пользования.
Согласно пункту 22 Правил N 864 Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации или его территориальные органы осуществляют финансовое обеспечение расходов по оплате проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с договорами с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и другими транспортными организациями.
При осуществлении правового регулирования такого вида предпринимательской деятельности, как оказание услуг по перевозке пассажиров, общим принципом регулирования правоотношений в названной сфере является необходимость соблюдения баланса между интересами пассажиров как экономически более слабой стороны в этих правоотношениях, которым должна быть обеспечена равнодоступность предлагаемых услуг, и интересами перевозчиков, эффективное функционирование которых предполагает возмещение им затрат на оказание таких услуг.
Пункт 5 статьи 790 ГК РФ, закрепляющий возмещение транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета расходов, понесенных в связи с установлением на основании закона или иного правового акта льгот и преимуществ по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, направлен на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов; при этом все элементы правового механизма, обеспечивающего возмещение потерь в доходах перевозчика, в том числе порядок их возмещения, определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.09.2022 N 2101-О).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Из материалов настоящего дела следует и судами установлено, что обществом "АААВТО" (организатор пассажирских перевозок) и учреждением заключен государственный контракт N 64-ОПП-21, предметом которого является организация регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам Пермского края по регулируемым тарифам (пункт 1.1 контракта N 64-ОПП-21).
Судами установлено, что предметом представленного истцом к заключению контракта на 2023 год является оказание исполнителем (общество "АААВТО") услуг перевозки (предоставление проезда) на междугородном автомобильном транспорте общего пользования гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также сопровождающим их лицам, в 2023 году по маршрутам, указанным в спецификации, на основании направлений на приобретение проездных документов, выданных заказчиком (фондом).
Указанным контрактом предусмотрена компенсация заказчиком расходов исполнителя по проезду указанных лиц в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 1838/13 по делу N А43-15951/2011, с учетом правовых оснований, технологических особенностей перевозочного процесса и его направленности на обслуживание населения в целом, перевозки льготных и не пользующихся льготами категорий пассажиров могут производиться транспортными средствами только одновременно.
Из материалов дела следует, что целью заключения контракта на 2023 год фактически являлось определение порядка реализации обязанности по перевозке льготных категорий пассажиров, а также необходимость урегулирования порядка компенсации перевозчику затрат (расходов) на осуществление перевозок, которые являются социально-значимыми и необходимыми для населения услугами, подлежащими оказанию в рамках утвержденных регулярных маршрутов и по установленным тарифам.
Следует согласиться с доводами ответчика о том, что контракт на 2023 год не является публичным договором перевозки, сторонами которого являются перевозчик и пассажир (пункт 2 статьи 789 ГК РФ).
По существу указанный контракт представляет собой соглашение об организации проезда граждан, имеющих льготы, и о размере и порядке компенсации расходов перевозчика, вызванных осуществлением указанной деятельности.
Порядок заключения и условия такого контракта подлежат определению с учетом существа регулируемых им правоотношений.
Как следует из материалов настоящего дела и пояснений сторон, в том числе из доводов кассационной жалобы, срок действия спорного контракта на 2023 год (с 09.01.2023 по 29.12.2023) истек. Данный контракт сторонами исполнен не был. В настоящее время рассматривается спор о заключении аналогичного контракта на 2024 год.
При таких обстоятельствах настоящего дела, которые свидетельствуют об отсутствии в данном случае реального нарушения прав истца в рамках предмета спора, а также принимая во внимание возможность и необходимость учета заслуживающих внимания доводов ответчика, касающихся оснований, порядка заключения, условий рассматриваемого вида контрактов и необходимости соблюдения закона и прав всех участников соответствующих правоотношений, при рассмотрении иных дел, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 25.10.2023 по делу N А50-7081/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АААВТО" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.И. Мындря |
Судьи |
Л.Н. Черемных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
...
Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 1838/13 по делу N А43-15951/2011, с учетом правовых оснований, технологических особенностей перевозочного процесса и его направленности на обслуживание населения в целом, перевозки льготных и не пользующихся льготами категорий пассажиров могут производиться транспортными средствами только одновременно.
...
Следует согласиться с доводами ответчика о том, что контракт на 2023 год не является публичным договором перевозки, сторонами которого являются перевозчик и пассажир (пункт 2 статьи 789 ГК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 июля 2024 г. N Ф09-205/24 по делу N А50-7081/2023