Екатеринбург |
|
27 августа 2024 г. |
Дело N А07-25747/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2024 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С. О.,
судей Поротниковой Е.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Монолит-Уфа" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.03.2024 по делу N А07-25747/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Комитет) о признании недействительным предписания от 02.06.2023 N 11.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.03.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального, процессуального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Комитет по собственной инициативе принял решение о проведении внеплановой проверки в отношении общества, поскольку в обращении гражданина отсутствовало указание на ненадлежащее содержание общего имущества обществом.
В обоснование доводов кассационной жалобы общество ссылается на то, что судами не проверены доводы относительно законности и исполнимости оспариваемого предписания, оно не содержит каких-либо требований к заявителю, не является понятным и конкретизированным; настаивает, что Комитет не указал, какие действия следует предпринять обществу для устранения выявленных нарушений.
Кроме того, полагает необходимым отметить, что судами не проверены доводы общества в части проверки фотоматериалов, которые появились только во время судебного разбирательства, ранее отсутствовали в материалах проверки, из них невозможно установить, приложением, к какому процессуальному документу Комитета они являются, какие помещения на них запечатлены, не указана дата их изготовления.
Проверив законность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество управляет многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Уфа, улица Комарова, дом 8 (далее - МКД), начиная с 01.01.2023 на основании лицензии от 24.02.2022 N 002000783 и Приказа Госкомитета от 27.12.2022 N 2652 "О внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан".
На рассмотрение Комитета поступила жалоба гражданина, проживающего в МКД от 13.04.2023.
В связи с поступившим обращением 01.06.2023 Комитетом принято решение о проведении инспекционного визита в отношении деятельности общества, по результатам контрольного мероприятия составлен протокол осмотра от 02.06.2023 и акт инспекционного визита от 02.06.2023, которым зафиксированы следы протечек на верхних этажах, в квартире заявителя (квартира 18), наличие сквозных отверстий между фундаментом и отмосткой; ненадлежащее состояние инженерных коммуникаций в подвальном помещении; разрушение перед каждым подъездом МКД N 8 по улице Комарова напольного покрытия входных групп.
На основании акта вынесено предписание от 02.06.2023 N 11, в котором отражены выявленные нарушения подпункта а), б), г) пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491); пункта 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2023 N 290 (далее - Перечень N 290); части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), с требованием их устранения.
Общество, полагая, что предписание от 02.06.2023 N 11 является незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы заявителя, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из отсутствия оснований для признания предписания недействительным.
Выводы судов являются верными, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и нормам права на основании следующего.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем).
Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 1.2 статьи 161 ЖК РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь вышеуказанными нормами права, установив, что факт выявленных нарушений обществом требований к содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, подтверждается материалами дела, учитывая, что оспариваемое предписание выдано Комитетом в пределах предоставленных полномочий и при наличии достаточных фактических оснований, принимая во внимание, что предписание направлено на устранение допущенных управляющей организацией нарушений требований законодательства в жилищной сфере, является реально исполнимым способами, не противоречащими положениям действующего законодательства, предоставляет непосредственно нарушителю право выбора способа устранения имеющихся нарушений, суды обоснованно не установили оснований для признания его недействительным.
Отклоняя доводы общества о том, что фотоматериалы появились только во время судебного разбирательства, ранее отсутствовали в материалах проверки, из них невозможно установить, приложением к какому процессуальному документу административного органа они являются, какие помещения на них запечатлены, не указана дата их изготовления, судом апелляционной инстанции правомерно учтено, что протокол осмотра от 02.06.2023 содержит сведения о проведении в ходе осмотра фотосъемки, к протоколу приложены соответствующие фотоматериалы, заверенные должностным лицом, проводившим осмотр, на которых содержится отметка о дате и месте осуществления фотосъемки, данные фотографии и зафиксированные на них недостатки полностью согласуются с содержанием протокола осмотра, акта инспекционного визита и предписания.
Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что у Комитета отсутствовали достаточные основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, суды, исходя из положений части 1 статьи 57, части 1 статьи 64, статьи 70, статьи 87, пункта 1 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", абзаца 7 подпункта "а" п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", учитывая, что в теме поступившего в Комитет обращения гражданина указано, что подается жалоба на должностных лиц УК "Теплый дом", на данный момент УК "Монолит-Уфа", в тексте жалобы приведены доводы о некачественном выполнении управляющей компанией обязательств по содержанию и обслуживанию жилого дома по адресу: город Уфа улица Комарова, дом 8, вследствие чего имеются многочисленные факты затопления квартир, и др., пришли к верному выводу о том, что у Комитета имелись достаточные основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий в виде инспекционного визита в отношении общества.
Оснований для переоценки указанных выводов судом округа не установлено.
Иные доводы комитета, приведенные в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств. Между тем оценка имеющейся по делу доказательственной базы и установление на ее основании фактических обстоятельств дела - прерогатива судов первой и апелляционной инстанций и в рамках рассматриваемого дела суды осуществили данные процессуальные действия в соответствии с нормами действующего процессуального законодательства (статьи 64, 65, 71 АПК РФ).
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены, их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.03.2024 по делу N А07-25747/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Монолит-Уфа" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил кассационную жалобу управляющей компании, подтвердив законность предписания государственного комитета о необходимости устранения нарушений в содержании общего имущества многоквартирного дома. Суды первой и апелляционной инстанций установили наличие оснований для проверки и подтвердили факты ненадлежащего содержания, что обосновывало действия надзорного органа.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 августа 2024 г. N Ф09-4628/24 по делу N А07-25747/2023