г. Казань |
|
17 июня 2014 г. |
Дело N А65-22885/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Гатауллиной Л.Р., Логинова О.В.,
при участии представителей:
ответчика - Уразаевой Л.И., доверенность от 16.06.2014,
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Инвестиционная компания", г. Казань,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2014 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Захарова Е.И., Семушкин В.С.)
по делу N А65-22885/2013
по заявлению закрытого акционерного общества "Инвестиционная компания", г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республики Татарстан, г. Елабуга, с участием третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Инвестиционная компания" (далее - общество, ЗАО "Инвестиционная компания") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Татарстан (далее - инспекция, налоговый орган), с учетом уточнения, о признании незаконным решения от 28.07.2013 N 1060/183.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.11.2013 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2014 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.11.2013 отменено, принят новый судебный акт.
В удовлетворении требований ЗАО "Инвестиционная компания" о признании незаконным решения инспекции от 28.07.2013 N 1060/183 отказано.
ЗАО "Инвестиционная компания", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Татарстан по данному делу.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителя инспекции, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом 30.01.2013 налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год. По результатам которой составлен акт от 21.05.2013 N 1091 и 28.06.2013 принято решение N 1060/183 о привлечении к налоговой ответственности, которым обществу доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 1 164 683 руб., пени в размере 27 323,79 руб., также общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в размере 145 050 руб.
Основанием для начисления вышеуказанной суммы налога явился установленный в ходе камеральной налоговой проверки факт занижения обществом налоговой базы вследствие исчисления суммы налога на земельные участки с кадастровыми номерами 16:18:140401:1696, 16:18:140401:1697 исходя из рыночной стоимости в размере 41 216 000 руб. и 7 134 000 руб., в то время как кадастровая стоимость данных участков установлена в размере 110 171 440 руб. и 15 824 068 руб. соответственно.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан от 20.08.2013 N 2.14-0-18/018260@ решение инспекции утверждено.
Посчитав решение инспекции незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования и признавая недействительным решение налогового органа, исходил из наличия вступившего в законную силу решения суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка, при котором налоговый орган не вправе был производить доначисление земельного налога за 2012 год, исходя из рыночной стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Судом апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции правомерно не приняты по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 391 НК РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом в силу правил пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.10.2012 по делу N А65-19629/2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2012 и которое вступило в законную силу 20.12.2012, установлена кадастровая стоимость для земельных участков с кадастровым номером 16:18:140401:1696 в размере 41 216 000 руб. и с кадастровым номером 16:18:140401:1697 в размере 7 134 000 руб.
Из сообщения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республики Татарстан от 14.01.2013 N 212-05 следует, решение суда по делу N А65-19629/2012 органом кадастрового учета исполнено.
Исходя из положений статьи 396 НК РФ, обязанность по исчислению и уплате земельного налога по новой кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 16:18:140401:1696, 16:18:140401:1697, установленной решением первой инстанции по делу N А65-19629/2012 вступившим в законную силу 20.12.2012, возникает с января 2013 года.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 01.01.2013.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК РФ и пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
По данным ФГУ "Земельная кадастровая палата" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:18:140401:1696 на 2012 год составляет 110 171 440 руб. и с кадастровым номером 16:18:140401:1697 на 2012 год составляет 15 824 068 руб.
При таких обстоятельствах налоговый орган обосновано произвел доначисление земельного налога за 2012 год из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно указал на ошибочность выводов суда первой инстанции о том, что при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка, налоговый орган не вправе был производить доначисление земельного налога за 2012 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением Кабинета Министров N 1102 от 24.12.2010, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных ЗАО "Инвестиционная компания" требований.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судом апелляционной инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2014 по делу N А65-22885/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
...
Исходя из положений статьи 396 НК РФ, обязанность по исчислению и уплате земельного налога по новой кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 16:18:140401:1696, 16:18:140401:1697, установленной решением первой инстанции по делу N А65-19629/2012 вступившим в законную силу 20.12.2012, возникает с января 2013 года.
...
До указанной даты, в силу статьи 391 НК РФ и пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан"."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 июня 2014 г. N Ф06-12105/13 по делу N А65-22885/2013