г. Казань |
|
20 июня 2014 г. |
Дело N А65-25669/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Дорофеева С.И. (доверенность от 03.04.2014),
ответчика - Алешеву А.Р. (доверенность от 31.12.2013),
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Социальная карта", г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.12.2013 (судья Кириллов А.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Кувшинов В.Е., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-25669/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Социальная карта", г. Казань (ИНН 1657090404, ОГРН 1101690000940) о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу N 05-87/2013, с участием третьих лиц: ЗАО "Электронные системы", Ленинградская область, НП "Союз Камских Перевозчиков", г. Набережные Челны,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Социальная карта", г. Казань (далее - ОАО "Социальная карта", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС по РТ, антимонопольный орган, Управление) по делу N 05-87/2013.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.12.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Социальная карта" с принятыми по делу судебными актами не согласилось, просит их отменить и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом заявитель полагает, что судами при неполном выяснении всех существенных обстоятельств по делу неправильно применены нормы материального права, поскольку обязанность безвозмездного осуществления интеграции для перевозчиков приобретенного ими оборудования для организации автоматизированной системы учета оплаты проезда в городском пассажирском транспорте не предусмотрена действующим законодательством.
В отзыве на кассационную жалобу УФАС по РТ возражает против доводов общества и просит обжалованные им судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица по делу, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены либо изменения обжалованных судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, УФАС по РТ рассмотрено дело N 05-275/2012 по признакам нарушения ОАО "Социальная карта" и закрытым акционерным обществом "Электронные системы" (далее - ЗАО "ЭЛСИ") части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В ходе рассмотрения дела N 05-275/2012 антимонопольным органом выявлено, что в действиях ОАО "Социальная карта" имеются признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся во взимании с перевозчиков денежных средств за осуществление интеграции приобретенного ими оборудования для организации автоматизированной системы учета оплаты проезда в городском пассажирском транспорте (далее - АСОП ГПТ).
При этом Управлением установлено следующее.
Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.11.2011 N 2066 начата реализация проекта "Транспортная карта Республики Татарстан". В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.01.2012 N 44-р утвержден план-график мероприятий по реализации вышеуказанного проекта.
Согласно вышеуказанному плану-графику ответственным лицом за ряд мероприятий назначено ОАО "АК БАРС" БАНК.
В вышеуказанном плане-графике реализации проекта "Транспортная карта Республики Татарстан" также указаны обязанности оператора АСОП ГПТ, которые должны быть согласованы с ОАО "АК БАРС" БАНК, такие как:
- разработка проектов договоров о реализации проекта "Транспортная карта Республики Татарстан" (в срок до 20.01.2012);
- заключение договоров с перевозчиками (в срок до 01.02.2012);
- разработка и утверждение дизайна транспортной карты Республики Татарстан (в срок до 19.01.2012);
- заказ и поставка транспортных карт (в срок до 08.02.2012);
- поставка необходимого оборудования для оформления и использования транспортных карт, доработка программного обеспечения согласно заключенным договорам (в срок до 25.01.2012);
- проведение работ по монтажу оборудования, установке программного обеспечения, обучению персонала, созданию соответствующей инфраструктуры в городах (в срок до 01.02.2012);
- начало выдачи транспортных карт (в срок до 10.02.2012);
- подготовка информации о стоимости реализации автоматизированной системы в городах Республики Татарстан, определение источника финансирования, разработка плана-графика (в срок до 01.07.2012).
В целях выполнения мероприятий по реализации проекта "Транспортная карта Республики Татарстан" ОАО "АК БАРС" БАНК передало ОАО "Социальная карта" оборудование для организации автоматизированной системы учета оплаты проезда на городском пассажирском транспорте, которое было приобретено у ЗАО "ЭЛСИ" на основании договора от 23.12.2009 N 991111-01. В целях проведения совместных мероприятий по внедрению АСОП ГПТ между ОАО "АК БАРС" БАНК, ОАО "Социальная карта" и ГКУ "Республиканский центр материальной помощи" заключен договор о сотрудничестве от 08.02.2012 N 13/10.
ОАО "Социальная карта" с ЗАО "ЭЛСИ" (разработчик оборудования, переданного ОАО "Социальная карта" для организации АСОП ГПТ) заключен договор от 31.01.2012 N 160112-01 на поставку ЗАО "ЭЛСИ" дополнительного оборудования и программного обеспечения, а также сублицензионный договор от 01.03.2012 о передаче заявителю неисключительных прав на вышеуказанное программное обеспечение, его использование и применение.
После получения необходимого оборудования для организации АСОП ГПТ с целью исполнения распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.01.2012 N 44-р ОАО "Социальная карта" в январе 2012 года осуществило мероприятия по разработке дизайна единого электронного социального проездного билета РТ; в период с февраля 2012 года по апрель 2012 года организовало пункты пополнения транспортных карт на базе ОАО "АК БАРС" БАНК и пункты пополнения и продаж на базе ФГУП "Почта России" в г. Набережные Челны, Альметьевского муниципального района, Нижнекамского муниципального района, Зеленодольского муниципального района.
Также обществом в рамках выполнения распоряжения разработан проект договора на внедрение автоматизированной системы оплаты проезда в городском пассажирском транспорте, который в феврале 2012 года направлен перевозчикам г. Набережные Челны, Альметьевского муниципального района, Нижнекамского муниципального района, Зеленодольского муниципального района.
Согласно условиям договоров на внедрение АСОП ГПТ ОАО "Социальная карта" взимает с перевозчиков агентское вознаграждение в размере 5%, из которых 1% - это комиссия агентов за пополнение электронных проездных билетов, 1,5% - услуги по сбору и обработке данных, 2,5% - комиссия ОАО "Социальная карта" для обеспечения выплат периодических платежей (ФОТ, аренда, налоги и др.)
Согласно условиям проектов договоров на внедрение автоматизированной системы оплаты проезда в городском пассажирском транспорте ОАО "Социальная карта" обязуется:
- совершать действия по сбору и поддержанию в актуальном состоянии нормативно-справочной информации для работы АСОП ГПТ в транспортных предприятиях;
- совершать действия по сбору денежных средств от населения за пополнение ресурсами электронного проездного билета и прием платежей за продление права поездки по электронному проездному билету;
- осуществлять действия по сбору и хранению в базе данных информации о транзакциях по электронным проездным билетам;
- осуществлять действия по перечислению перевозчикам денежных средств, полученных от населения;
- самостоятельно передавать в компетентные органы власти Республики Татарстан собранную информацию о транзакциях льготных электронных проездных билетов с транспортных средств перевозчиков, необходимую для распределения между перевозчиками собранных денежных средств за продление права проезда по льготным электронным проездным билетами и т.д.
То есть, ОАО "Социальная карта" с начала 2012 года, обеспечивая исполнение организационных, технических, информационных и финансовых мероприятий, необходимых для внедрения, эксплуатации и сопровождения АСОП ГПТ, фактически начало осуществлять функции оператора АСОП ГПТ. Также обществом в адрес перевозчиков направлены договоры, содержащие условия аренды/купли-продажи оборудования для организации АСОП ГПТ.
Однако, как установлено УФАС по РТ, по мнению перевозчиков, оборудование, предлагаемое ОАО "Социальная карта", 2008 года выпуска, является морально устаревшим и не отвечающим требованиям как в техническом, так и в экономическом плане. В частности, оборудование является дорогостоящим, модули по продаже билетов (валидаторы) являются неудобными в обращении и не выдающими пассажирам билетов на право проезда.
Из материалов дела усматривается, что в рамках реализации проекта "Транспортная карта РТ", в том числе, в целях обеспечения персонифицированного учета поездок льготных категорий граждан и получения компенсаций за перевозку льготных категорий граждан, ООО "Нижнекамское ПАТП" приобрело оборудование для организации АСОП ГПТ, выпускаемое ООО "Социальные системы"; ОАО "АПОПАТ" планировало приобрести оборудование ООО "Бенток-Смоленск"; перевозчики г. Набережные Челны выбрали оборудование системы "Геострон", разработчиком которого является ООО "Квантор". При этом, согласно пояснениям НП "Союз Камских перевозчиков" предлагаемое ООО "Квантор" оборудование системы "Геострон" кроме автоматизированной системы оплаты проезда и учета поездок льготной категории граждан позволяет также осуществлять спутниковый мониторинг автотранспортного парка с использованием системы ГЛОНАСС. Кроме того, для работы оборудования ООО "Квантор" перевозчикам не требуется дорогостоящее обслуживание, необходимое для работы системы, предлагаемой ОАО "Социальная карта".
Судами установлено, что приобретенное перевозчиками оборудование для организации АСОП ГПТ имеет технологическую возможность интеграции в систему ОАО "Социальная карта" (что не отрицается оператором) при условии предоставления последним алгоритмов обработки электронных социальных проездных билетов, иной необходимой технологической информации, а также подписания соглашения о конфиденциальности.
ОАО "Социальная карта" пояснило, что интеграция приобретенного перевозчиками иного оборудования (кроме оборудования, предлагаемого ОАО "Социальная карта") требует расходов в размере 1 900 000 рублей.
Позже размер платы за осуществление интеграции оборудования перевозчиков был пересмотрен и снижен до 1 000 000 рублей, о чем ОАО "Социальная карта" было сообщено перевозчикам.
Из изложенного следует, что перевозчики, которые приобрели для организации АСОП ГПТ оборудование иного (кроме ЗАО "ЭЛСИ") разработчика, не имеют возможности передать ОАО "Социальная карта" данные по количеству льготных категорий граждан, перевезенных транспортными организациями (перевозчиками) и, следовательно, получить компенсацию за их перевозку, пока ими не будет осуществлена процедура интеграции их оборудования за счет самих перевозчиков. При этом осуществление интеграции приобретенного оборудования требует дополнительных затрат, в которых перевозчики не заинтересованы.
Усмотрев в действиях ОАО "Социальная карта" признаки нарушения антимонопольного законодательства, УФАС по РТ возбуждено дело N 05-275/2012 по основаниям нарушения обществом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
По итогам рассмотрения дела N 05-17/2013 антимонопольным органом 20.06.2013 принято решение о признании заявителя нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части взимания с перевозчиков денежных средств за осуществление интеграции приобретенного ими оборудования для АСОП ГПТ.
На основании указанного решения антимонопольным органом 27.09.2013 заявителю предписано:
1) с момента получения настоящего предписания не допускать действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции, ущемлению интересов других лиц и нарушению антимонопольного законодательства, а именно, обеспечить возможность интеграции оборудования транспортных организаций (если интеграция оборудования возможна по техническим характеристикам) в систему ОАО "Социальная карта" без взимания платы.
2) сообщить в антимонопольный орган о выполнении заявителем пункта 1 предписания в срок до 05.12.2013 (либо в течение 10-и дней со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения предписания), представив в УФАС по РТ соответствующие документы, изданные в целях исполнения предписания, а именно: документы, регламентирующие порядок осуществления интеграции оборудования транспортных организаций, приказы об интеграционных работах, проекты соглашений заключаемых при осуществлении интеграционных работ и т.д.
Не согласившись с названными решением и предписанием Управления, заявитель оспорил их в судебном порядке.
Судебные инстанции отказали в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
Из материалов дела усматривается, что антимонопольным органом с целью установления факта доминирующего положения ОАО "Социальная карта" на локальном рынке внедрения (обслуживания, сопровождения) АСОП ГПТ, проведен анализ состояния конкурентной среды на данном товарном рынке в соответствии с "Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке", утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220.
При этом Управлением установлено, что ОАО "Социальная карта" с начала 2012 года, обеспечивая исполнение организационных, технических, информационных и финансовых мероприятий, необходимых для внедрения, эксплуатации и сопровождения АСОП ГПТ, фактически начало осуществлять функции оператора данной системы.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в отборе от 14.08.2012 N 1/2 ОАО "Социальная карта" было выбрано оператором автоматизированной системы оплаты проезда на всех видах городского общественного транспорта на территории муниципальных образований: г. Набережные Челны, Альметьевский муниципальный район, Нижнекамский муниципальный район, Зеленодольский муниципальный район.
Общество в целях выполнения функций оператора АСОП ГПТ заключило соглашения с органами местного самоуправления Альметьевского, Нижнекамского, Зеленодольского муниципальных районов и г. Набережные Челны на внедрение и обслуживание автоматизированной системы оплаты проезда на всех видах городского общественного транспорта и на автомобильном транспорте пригородного сообщения на территории соответствующих муниципальных образований.
Поскольку на территории г. Набережные Челны, Альметьевского, Зеленодольского, Нижнекамского муниципальных районов иного оператора АСОП ГПТ не имеется, УФАС РТ сделан правильный вывод о том, что ОАО "Социальная карта" на рынке внедрения (обслуживания, сопровождения) указанной системы в период с 01.01.2012 по 31.05.2013 в вышеуказанных географических границах занимало доминирующее положение. Судами данному обстоятельству дана надлежащая оценка.
Оборудование, предлагаемое ОАО "Социальная карта" перевозчикам в целях организации АСОП ГПТ, было передано обществу ОАО "АК БАРС" БАНК, которое приобрело его у ЗАО "ЭЛСИ" по договору от 23.12.2009 N 991111-01.
Также в 2012 году между ОАО "Социальная карта" и ЗАО "ЭЛСИ" заключен договор от 31.01.2012 N 160112-01 на поставку ЗАО "ЭЛСИ" дополнительного оборудования и программного обеспечения, а также сублицензионный договор от 01.03.2012 г. о передаче ОАО "Социальная карта" неисключительных прав на вышеуказанное программное обеспечение, его использование и применение. Таким образом, права на самостоятельное использование программного обеспечения для организации АСОП ГПТ переданы ОАО "Социальная карта".
При этом условия интеграции оборудования иного разработчика с оборудованием переданным ОАО "Социальная карта" в условиях вышеуказанных договоров не предусмотрены.
Согласно методике распределения средств, полученных от пополнения электронных карт с льготным транспортным приложением, между транспортными организациями, осуществляющими перевозку пассажиров в городском и пригородном сообщении на территории Республики Татарстан, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.04.2005, основанием для перечисления денежных средств является договор транспортной организации с оператором.
Судами установлено, что между ОАО "Социальная карта" и транспортными организациями договоры по организации АСОП ГПТ заключались только после осуществления транспортными организациями интеграции оборудования, приобретенного ими у иного (кроме ОАО "Социальная карта") хозяйствующего субъекта, либо после приобретения (аренды) оборудования у ОАО "Социальная карта".
При этом, как отмечено судами, 6 транспортных организаций используют оборудование иного (кроме предлагаемого ОАО "Социальная карта", разработчиком которого является ЗАО "ЭЛСИ") хозяйствующего субъекта: ООО "Нижнекамское ПАТП" для осуществлении АСОП ГПТ использует оборудование разработчика ООО "Социальные системы" (произведена интеграция стоимостью 1 000 000 рублей); НП "Ассоциация перевозчиков Закамья", МУП "ПАД", ИП Султанов A.M., ИП Фахразиев И.А., ИП Тятюшкин Н.И., ИП Судников В.В. для организации АСОП ГПТ приобрели оборудование разработчика ООО "Квантор" (интеграция не произведена). Остальные 20 транспортных организаций для организации АСОП ГПТ используют оборудование, предложенное ОАО "Социальная карта".
Перевозчики, которые приобрели для организации АСОП ГПТ оборудование иного (кроме ЗАО "ЭЛСИ") разработчика, не имеют возможности передать ОАО "Социальная карта" данные по количеству льготных категорий граждан, перевезенных транспортными организациями (перевозчиками) и, следовательно, получить компенсацию за их перевозку, пока ими не будет осуществлена процедура интеграции их оборудования за счет самих перевозчиков. При этом осуществление интеграции приобретенного оборудования требует дополнительных затрат, в которых перевозчики не заинтересованы.
Судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о том, что возможность передачи данных по количеству граждан, в том числе, льготных категорий, перевезенных транспортными организациями, не должна ставиться в зависимость от разработчика оборудования. Оборудование и программное обеспечение ОАО "Социальная карта", рекомендуемые перевозчикам, должны обеспечивать возможность "считывания" данных с любого оборудования, в том числе посредством безвозмездной интеграции (технического сопровождения оборудования), и заявитель должен предусмотреть возможность осуществления интеграции иного оборудования в систему, используемую ОАО "Социальная карта" для организации АСОП ГПТ.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.12.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 по делу N А65-25669/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Усмотрев в действиях ОАО "Социальная карта" признаки нарушения антимонопольного законодательства, УФАС по РТ возбуждено дело N 05-275/2012 по основаниям нарушения обществом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
По итогам рассмотрения дела N 05-17/2013 антимонопольным органом 20.06.2013 принято решение о признании заявителя нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части взимания с перевозчиков денежных средств за осуществление интеграции приобретенного ими оборудования для АСОП ГПТ.
...
Из материалов дела усматривается, что антимонопольным органом с целью установления факта доминирующего положения ОАО "Социальная карта" на локальном рынке внедрения (обслуживания, сопровождения) АСОП ГПТ, проведен анализ состояния конкурентной среды на данном товарном рынке в соответствии с "Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке", утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 июня 2014 г. N Ф06-11240/13 по делу N А65-25669/2013