г. Самара |
|
06 марта 2014 г. |
Дело N А65-25669/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 04 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 06 марта 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сергеевым А.Ю.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Социальная карта" - представителя Дорофеева С.И. (доверенность от 24.12.2013 N 53),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представителя Алишевой А.Р. (доверенность от 31.12.2013),
от ЗАО "ЭЛСИ" - представитель не явился, извещено,
от НП "Союз Камских Перевозчиков" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 4, дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Социальная карта"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.12.2013 по делу N А65-25669/2013 (судья Кириллов А.Е.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Социальная карта", г. Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань,
третьи лица: ЗАО "ЭЛСИ", Ленинградская область, Ломоносовский район, МО Виллозское сельское поселение, Офицерское село,
НП "Союз Камских Перевозчиков", г. Набережные Челны,
о признании незаконным и отмене решения и предписания по делу N 05-87/2013,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Социальная карта" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик) по делу N 05-87/2013.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, жалобу - удовлетворить.
По мнению подателя жалобы судом неполностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела.
Считает, что действия ЗАО "Электронные системы" не могут рассматриваться, как создающие препятствия другим производителям оборудования для организации АСОП РТ, поскольку ЗАО "Электронные системы" не обязывало перевозчиков приобретать оборудование для организации АСОП РТ, разработанное именно ЗАО "Электронные системы", и не отказывалось провести интеграцию оборудования для организации АСОП РТ по поручению ОАО "Социальная карта".
По мнению подателя жалобы ОАО "Социальная карта" имеет право устанавливать стоимость интеграционных работ.
В суд апелляционной инстанции от УФАС по РТ поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции от ЗАО "Электронные системы" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Кроме того, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Указанное ходатайство удовлетворено судом апелляционной инстанции.
Представитель заявителя в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, жалобу - удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители третьих лиц не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба, в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Антимонопольным органом рассмотрено дело N 05-275/2012 по признакам нарушения ОАО "Социальная карта" и ЗАО "ЭЛСИ" ч.4 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения дела N 05-275/2012, по результатам анализа документов, представленных ОАО "Социальная карта", а также иными лицами, Комиссией установлено, что в действиях ОАО "Социальная карта" имеются признаки нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части ущемления интересов перевозчиков путем взимания с перевозчиков денежных средств за осуществление интеграции приобретенного ими оборудования для организации автоматизированной системы учета оплаты проезда в городском пассажирском транспорте (далее - АСОП ГПТ).
Татарстанским УФАС России настоящее дело в отношении ОАО "Социальная карта" по признакам нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" выделено в отдельное производство.
По результатам рассмотрения и анализа имеющихся материалов Управлением установлено следующее.
Распоряжением Кабинета Министров РТ от 10.11.2011 г. N 2066 начата реализация проекта "Транспортная карта Республики Татарстан". В соответствии с распоряжением Кабинета Министров РТ от 19.01.2012 г. N 44-р утвержден план-график мероприятий по реализации вышеуказанного проекта, согласно которому в г.Набережные Челны, г.Альметьевск, г.Нижнекамск, г.Зеленодольск проект необходимо ввести в опытную эксплуатацию к 1 апреля 2012 года.
Согласно вышеуказанному плану-графику ответственным лицом за ряд мероприятий, установленных в плане-графике, назначено ОАО "АК БАРС" БАНК.
В вышеуказанном плане-графике реализации проекта "Транспортная карта РТ" также указаны обязанности оператора АСОП ГПТ, которые также должны быть согласованы с ОАО "АК БАРС" БАНК, такие как:
-разработка проектов договоров о реализации проекта "Транспортная карта РТ" (в срок до 20 января 2012 года);
-заключение договоров с перевозчиками (в срок до 1 февраля 2012 года);
-разработка и утверждение дизайна транспортной карты РТ (в срок до 19 января 2012 года);
-заказ и поставка транспортных карт (в срок до 8 февраля 2012 года);
-поставка необходимого оборудования для оформления и использования транспортных карт, доработка программного обеспечения согласно заключенным договорам (в срок до 25 января 2012 года);
-проведение работ по монтажу оборудования, установке программного обеспечения, обучению персонала, созданию соответствующей инфраструктуры в городах (в срок до 1 февраля 2012 года);
-начало выдачи транспортных карт (в срок до 10 февраля 2012 года);
-подготовка информации о стоимости реализации автоматизированной системы в городах РТ, определение источника финансирования, разработка плана-графика (в срок до 1 июля 2012 года).
В целях выполнения плана-графика мероприятий по реализации проекта "Транспортная карта Республики Татарстан" ОАО "АК БАРС" БАНК передало ОАО "Социальная карта" оборудование для организации автоматизированной системы учета оплаты проезда на городском пассажирском транспорте, которое было приобретено у ЗАО "ЭЛСИ" на основании договора от 23.12.2009 г. N 991111-01. И в целях проведения совместных мероприятий по внедрению АСОП ГПТ между ОАО "АК БАРС" БАНК, ОАО "Социальная карта" и ГКУ "Республиканский центр материальной помощи" заключен договор о сотрудничестве N 13/10 от 08.02.2012 г.
ОАО "Социальная карта" с ЗАО "ЭЛСИ" (разработчик оборудования, переданного ОАО "Социальная карта" для организации АСОП ГПТ) заключен договор N 160112-01 от 31.01.2012 г. на поставку закрытым акционерным обществом "ЭЛСИ" дополнительного оборудования и программного обеспечения, а также сублицензионный договор от 01.03.2012 г. о передаче открытому акционерному обществу "Социальная карта" неисключительных прав на вышеуказанное программное обеспечение, его использование и применение.
После получения необходимого оборудования для организации АСОП ГПТ, с целью исполнения распоряжения Кабинета Министров РТ от 19.01.2012 г. N 44-р ОАО "Социальная карта" в январе 2012 года осуществило мероприятия по разработке дизайна единого электронного социального проездного билета РТ, в период с февраля 2012 года по апрель 2012 года организовало пункты пополнения транспортных карт на базе ОАО "АК БАРС" БАНК и пункты пополнения и продаж на базе ФГУП "Почта России" в г.Набережные Челны, Альметьевского муниципального района, Нижнекамского муниципального района, Зеленодольского муниципального района.
Также открытым акционерным обществом "Социальная карта" в рамках выполнения распоряжения разработан проект договора на внедрение автоматизированной системы оплаты проезда в городском пассажирском транспорте, который в феврале 2012 года направлен перевозчикам г.Набережные Челны, Альметьевского муниципального района, Нижнекамского муниципального района, Зеленодольского муниципального района.
Согласно условиям договоров на внедрение автоматизированной системы оплаты проезда в городском пассажирском транспорте ОАО "Социальная карта" взимает с перевозчиков агентское вознаграждение в размере 5%, из которых 1% - это комиссия агентов за пополнение электронных проездных билетов, 1,5% - услуги по сбору и обработке данных, 2,5% - комиссия ОАО "Социальная карта" для обеспечения выплат периодических платежей (ФОТ, аренда, налоги и др.)
Согласно условиям проектов договоров на внедрение автоматизированной системы оплаты проезда в городском пассажирском транспорте ОАО "Социальная карта" обязуется:
-совершать действия по сбору и поддержанию в актуальном состоянии нормативно-справочной информации для работы АСОП ГПТ в транспортных предприятиях;
-совершать действия по сбору денежных средств от населения за пополнение ресурсами электронного проездного билета и прием платежей за продление права поездки по электронному проездному билету;
-осуществлять действия по сбору и хранению в базе данных информации о транзакциях по электронным проездным билетам;
-осуществлять действия по перечислению перевозчикам денежных средств, полученных от населения;
-самостоятельно передавать в компетентные органы власти РТ собранную информацию о транзакциях льготных электронных проездных билетов с транспортных средств перевозчиков, необходимую для распределения между перевозчиками собранных денежных средств за продление права проезда по льготным электронным проездным билетами и т.д.
То есть, ОАО "Социальная карта" с начала 2012 года, обеспечивая исполнение организационных, технических, информационных и финансовых мероприятий, необходимых для внедрения, эксплуатации и сопровождения АСОП ГПТ, фактически начало осуществлять функции оператора АСОП ГПТ.
Кроме того, ОАО "Социальная карта" в адрес перевозчиков (в том числе, ООО "Нижнекамское ПАТП", ОАО "АПОПАТ", перевозчиков г.Набережные Челны) направлены договоры, содержащие условия аренды/купли-продажи оборудования для организации АСОП ГПТ.
Однако, как установлено ответчиком, по мнению перевозчиков, оборудование, предлагаемое ОАО "Социальная карта", 2008 года выпуска, является морально устаревшим и не отвечающим требованиям, как в техническом, так и в экономическом плане, в частности, оборудование является дорогостоящим, модули по продаже билетов (валидаторы) являются неудобными в обращении и не выдающими пассажирам билетов на право проезда.
Проанализировав рынок производства и реализации оборудования для организации АСОП ГПТ в рамках реализации проекта "Транспортная карта РТ", в том числе, в целях обеспечения персонифицированного учета поездок льготных категорий граждан и получения компенсаций за перевозку льготных категорий граждан, ООО "Нижнекамское ПАТП" приобрело оборудование для организации АСОП ГПТ, выпускаемое ООО "Социальные системы", ОАО "АПОПАТ" планировало приобрести оборудование ООО "Бенток-Смоленск", перевозчики г.Набережные Челны выбрало оборудование системы "Геострон", разработчиком которого является ООО "Квантор". При этом, согласно пояснениям НП "Союз Камских перевозчиков" (вх.N 196/ж от 25.02.2013 г.) предлагаемое ООО "Квантор" оборудование системы "Геострон", кроме автоматизированной системы оплаты проезда и учета поездок льготной категории граждан, позволяет также осуществлять спутниковый мониторинг автотранспортного парка с использованием системы ГЛОНАСС. Кроме того, для работы оборудования ООО "Квантор" перевозчикам не требуется дорогостоящее обслуживание, необходимое для работы системы, предлагаемой ОАО "Социальная карта".
Судом из анализа материалов дела установлено, что уже приобретенное перевозчиками оборудование для организации АСОП ГПТ имеет технологическую возможность интеграции в систему ОАО "Социальная карта" (что не отрицается оператором) при условии предоставления последней алгоритмов обработки электронных социальных проездных билетов, иной необходимой технологической информации, а также подписания соглашения о конфиденциальности.
ОАО "Социальная карта" пояснило, что интеграция приобретенного перевозчиками иного оборудования (кроме оборудования, предлагаемого ОАО "Социальная карта") требует расходов в размере 1900 000 (один миллион девятьсот тысяч) рублей (исх.N 354 от 26.04.2012 г., исх.N 88 от 11.03.2013 г.)
Позже размер платы за осуществление интеграции оборудования перевозчиков был пересмотрен и снижен до 1 000 000 (одного миллиона) рублей, о чем ОАО "Социальная карта" было сообщено перевозчикам (исх.N 45 от 11.02.2013 г.)
Из изложенного следует, что перевозчики, которые приобрели для организации АСОП ГПТ оборудование иного (кроме ЗАО "ЭЛСИ") разработчика, не имеют возможности передать ОАО "Социальная карта" данные по количеству льготных категорий граждан, перевезенных транспортными организациями (перевозчиками) и, следовательно, получить компенсацию за их перевозку, пока ими не будет осуществлена процедура интеграции их оборудования за счет самих перевозчиков. При этом осуществление интеграции приобретенного оборудования требует дополнительных затрат, в которых перевозчики не заинтересованы.
Усмотрев в действиях Открытого акционерного общества "Социальная карта" признаки нарушения антимонопольного законодательства, Татарстанским УФАС России возбуждено дело N 05-275/2012 по признакам нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения дела N 05-17/2013 антимонопольным органом 20.06.2013 г. принято решение о признании заявителя нарушившим ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части взимания с перевозчиков денежных средств за осуществление интеграции приобретенного ими оборудования для организации автоматизированной системы учета оплаты проезда в городском пассажирском транспорте.
На основании указанного решения антимонопольным органом 27.09.2013 г. вынесено предписание, в соответствии с которым заявителю:
1..С момента получения настоящего предписания не допускать действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции, ущемлению интересов других лиц и нарушению антимонопольного законодательства, а именно, обеспечить возможность интеграции оборудования транспортных организаций (если интеграция оборудования возможна по техническим характеристикам) в систему ОАО "Социальная карта" без взимания платы.
2.О выполнении ОАО "Социальная карта" пункта 1 Предписания сообщить в антимонопольный орган в срок до 5 декабря 2013 г. (либо в течение 10-и дней со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения предписания), представив в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан соответствующие документы, изданные в целях исполнения предписания, а именно, документы, регламентирующие порядок осуществления интеграции оборудования транспортных организаций, приказы об интеграционных работах, проекты соглашений заключаемых при осуществлении интеграционных работ и т.д.
Заявитель, полагая, что вынесенные антимонопольным органом решение и предписание не соответствуют закону и нарушают его права, обратился с заявлением в суд.
В обоснование заявленных требований сослался на отсутствие в действиях нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. 3135-ФЗ "О защите конкуренции", так как техническое задание на внедрение и обслуживание АСОП ГПТ содержит условие о том, что интеграция оборудования новых пользователей во внедряемую систему АСОП ГПТ проводится за счет новых пользователей.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых отказано в удовлетворении заявления.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Частью 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Автоматизированная система оплаты проезда (АСОП) предназначена для организации безналичной оплаты проезда, осуществляет учет операций по оформлению, реализации и использованию электронных проездных билетов.
Основные принципы модели АСОП:
Интерактивная база данных всех событий АСОП
Открытые протоколы взаимодействия с другими смежными системами для получения большей эффективности работы АСОП;
Система разработана по открытым стандартам. Пользователю предоставляются все потоки передачи данных между подсистемами и компонентами АСОП. Это позволяет привлечь к модернизации АСОП сторонних поставщиков оборудования, программного обеспечения и целых подсистем;
Использование WEB технологии для реализации рабочих мест АСОП. Это создает условия централизованного сопровождения рабочих мест и не требует по возможности установки специализированного программного обеспечения.
Использование открытых сетей передачи данных - Internet;
- Технологическое обеспечение конфиденциальности информации, хранимой в базе данных и передаваемой информации по открытым сетям;
- Предоставление достаточного комплекта компонентов системы для самостоятельного осуществления сопровождения АСОП.
Система автоматизированной оплаты укрупненно состоит из центра обработки, сети передачи данных, рабочих мест системы. Центр обработки включает в себя сервер базы данных, куда стекаются все данные, сформированные рабочими местами системы, сервер сбора данных и WEB сервер рабочих мест системы.
Система предназначена для осуществления следующих основных функций:
1.Автоматизированный контроль оплаты проезда по всем видам проездных билетов длительного пользования, платным и льготным, на основе бесконтактных смарт-карт.
2.Возможность получения актуальных данных о распределении пассажиропотока, способствующих оптимизации планирования маршрутной сети и количества подвижного состава.
3.Обеспечение реального контроля прохождения и расходования бюджетных средств, выделяемых в рамках социальных программ и для обеспечения жизнедеятельности транспортных предприятий.
4.Повышение защищенности проездных документов от незаконного использования и воспроизведения.
5.Обеспечение денежных компенсаций транспортным операторам за реальный объем оказанных услуг.
6.Обеспечение адресной социальной помощи населению в части расходов на транспорт.
Оператор автоматизированной системы - организация, обеспечивающая исполнение организационных, технических, информационных и финансовых мероприятий, необходимых для внедрения, эксплуатации и сопровождения системы.
Основными функциями и задачами оператора системы являются:
-сбор и обработка информации об объемах проданных единых льготных проездных билетов и платных проездных билетов;
-сбор и обработка данных по перевозкам по видам проездных билетов от транспортных операторов (перевозчиков);
-ведение базы данных системы по всем аспектам решаемых задач;
-управление нормативно-справочной информацией (НСИ) - набор параметров, определяющих структуру и работу системы;
-эмиссия и выпуск бесконтактных смарт-карт - носителей платных проездных билетов;
-выпуск персонализированных служебных бесконтактных смарт-карт для допуска персонала к работе на валидаторе и автоматизированном рабочем месте кассира;
-работа с пользователями по расследованию нештатных ситуаций, возникающих при выдаче льготных транспортных карт, приобретении и контроле льготных и платных проездных билетов, изменении персональных данных граждан льготных категорий, неработоспособности транспортных карт.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Согласно Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта, утвержденного Приказом ФАС от 17.01.2007 г. N 5, с целью установления доминирующего положения ОАО "Социальная карта" на локальном рынке внедрения (обслуживания, сопровождения) автоматизированной системы оплаты проезда на городском пассажирском транспорте, проведен анализ состояния конкурентной среды на данном товарном рынке в соответствии с "Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке", утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. N 220.
ОАО "Социальная карта" с начала 2012 года, обеспечивая исполнение организационных, технических, информационных и финансовых мероприятий, необходимых для внедрения, эксплуатации и сопровождения АСОП ГПТ, фактически начало осуществлять функции оператора АСОП ГПТ.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в отборе N 1/2 от 14.08.2012 г. ОАО "Социальная карта" было выбрано оператором автоматизированной системы оплаты проезда на всех видах городского общественного транспорта на территории муниципальных образований: г.Набережные Челны, Альметьевский муниципальный район, Нижнекамский муниципальный район, Зеленодольский муниципальный район.
ОАО "Социальная карта" в целях выполнения функций оператора АСОП ГПТ заключило соглашения с органами местного самоуправления Альметьевского, Нижнекамского, Зеленодольского муниципальных районов и г.Набережные Челны на внедрение и обслуживание автоматизированной системы оплаты проезда на всех видах городского общественного транспорта и на автомобильном транспорте пригородного сообщения на территории соответствующих муниципальных образований.
Поскольку на территории г.Набережные Челны, Альметьевского, Зеленодольского, Нижнекамского муниципальных районов иного оператора автоматизированной системы оплаты проезда не имеется, ответчиком сделан правильный вывод о том, что ОАО "Социальная карта" на рынке внедрения (обслуживания, сопровождения) автоматизированной системы оплаты проезда на городском пассажирском транспорте в период с 01.01.2012 г. по 31.05.2013 г. в вышеуказанных географических границах имеет долю 100%.
По результатам анализа 9 августа 2013 г. составлен Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке внедрения (обслуживания, сопровождения) автоматизированной системы оплаты проезда на городском пассажирском транспорте. Лица, участвующие в настоящем деле, ознакомлены с материалами анализа состояния конкуренции. Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке внедрения (обслуживания, сопровождения) автоматизированной системы оплаты проезда на городском пассажирском транспорте приобщен к материалам дела.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции", хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим.
По результатам ознакомления с материалами анализа состояния конкуренции, 28 августа 2013 г. ОАО "Социальная карта" был представлен отзыв к вышеуказанному аналитическому отчету (исх.N 338 от 27.08.2013 г.), в котором общество сообщило, что ОАО "Социальная карта" не согласно с выводами, сделанными в вышеуказанном аналитическом отчете. По мнению ОАО "Социальная карта", оператор автоматизированной системы оплаты проезда на городском пассажирском транспорте, выигравший конкурс, не может рассматриваться как субъект, занимающий доминирующее положение на рынке внедрения (обслуживания, сопровождения) автоматизированной системы оплаты проезда на городском пассажирском транспорте.
Судом правомерно отклонен указанный довод заявителя, поскольку в соответствии со ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
При этом, вышеуказанный Федеральный закон не устанавливает ограничений по тому, каким образом хозяйствующий субъект осуществил выход на определенный рынок (выиграл конкурс, получил безвозмездно или приобрел имущество и т.д.) и начал осуществлять деятельность на вышеуказанном рынке.
Согласно методике и порядку распределения финансовых средств, полученных от пополнения электронного единого именного социального проездного билета в РТ, между предприятиями-перевозчиками пассажиров и городском и пригородном сообщении на территории РТ, утвержденной Постановлением Кабинета Министров РТ, денежные средства от пополнения льготных транспортных карт из пунктов продажи и пополнения транспортных карт поступают на расчетный счет оператора системы и распределяются между перевозчиками на основании данных о количестве предъявлений электронных единых именных социальных билетов, количестве поездок на пригородном автобусном транспорте на маршрутах каждого перевозчика в Автоматизированной системе оплаты проезда на городском пассажирском транспорте в муниципального образовании РТ (для городских перевозок) и по отчетным данным предприятия (по пригородным перевозкам).
При этом, согласно п.4.3 вышеуказанной методики для получения (возмещения) денежных средств перевозчики заключают договор с оператором системы.
Следовательно, как правильно указал суд, у перевозчиков не имеется иной возможности для получения компенсации за осуществление перевозок, кроме как посредством заключения с оператором АСОП ГПТ (ОАО "Социальная карта") соответствующих договоров и передачи открытому акционерному обществу "Социальная карта" данных по количеству граждан (в том числе льготной категории), перевезенных транспортными организациями (перевозчиками). При этом, согласно письму Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ (исх.N 01-21/2731 от 25.05.2012 г.) расчет размера компенсации расходов транспортных организаций, связанных с перевозкой граждан льготных категорий, и средств от пополнения транспортных карт будет производиться на основании данных единого оператора автоматизированной оплаты проезда, который будет избран по итогам проведения конкурсных процедур.
Учитывая, что у перевозчиков отсутствует возможность выбора организации (оператора), осуществляющей внедрение (обслуживание, сопровождение) АСОП ГПТ, следовательно, положение ОАО "Социальная карта" на рынке внедрения (обслуживания, сопровождения) автоматизированной системы оплаты проезда на городском пассажирском транспорте является доминирующим.
По результатам рассмотрения материалов анализа состояния конкурентной среды на локальном рынке внедрения (обслуживания, сопровождения) автоматизированной системы оплаты проезда на городском пассажирском транспорте, Комиссия установила, что ОАО "Социальная карта" занимает доминирующее положение на локальном рынке внедрения (обслуживания, сопровождения) автоматизированной системы оплаты проезда на городском пассажирском транспорте, деятельность ОАО "Социальная карта" подпадает под регулирование Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Оборудование, предлагаемое ОАО "Социальная карта" перевозчикам в целях организации АСОП ГПТ, было передано ОАО "Социальная карта" открытым акционерным обществом "АК БАРС" БАНК, которое приобрело его у ЗАО "ЭЛСИ" по договору от 23.12.2009 г. N 991111-01.
Также в 2012 году между ОАО "Социальная карта" и ЗАО "ЭЛСИ" заключен договор N 160112-01 от 31.01.2012 г. на поставку закрытым акционерным обществом "ЭЛСИ" дополнительного оборудования и программного обеспечения, а также сублицензионный договор от 01.03.2012 г. о передаче открытому акционерному обществу "Социальная карта" неисключительных прав на вышеуказанное программное обеспечение, его использование и применение. Таким образом, права на самостоятельное использование программного обеспечения для организации АСОП ГПТ переданы ОАО "Социальная карта".
При этом, условия интеграции оборудования иного разработчика с оборудованием переданным открытому акционерному обществу "Социальная карта", в условиях вышеуказанных договоров не предусмотрены.
Согласно методике распределения средств, полученных от пополнения электронных карт с льготным транспортным приложением, между транспортными организациями, осуществляющими перевозку пассажиров в городском и пригородном сообщении на территории РТ, утвержденной Постановлением Кабинета Министров РТ от 07.04.2005 г., основанием для перечисления денежных средств является договор транспортной организации с оператором.
Однако, между ОАО "Социальная карта" и транспортными организациями договоры по организации АСОП ГПТ заключались только после осуществления транспортными организациями интеграции оборудования, приобретенного ими у иного (кроме ОАО "Социальная карта") хозяйствующего субъекта, либо после приобретения (аренды) оборудования у ОАО "Социальная карта".
ОАО "Социальная карта" по состоянию на 3 июня 2013 года заключено 26 договоров с транспортными организациями в целях организации АПОП ГПТ.
При этом 6 транспортных организаций используют оборудование иного (кроме предлагаемого ОАО "Социальная карта", разработчиком которого является ЗАО "ЭЛСИ") хозяйствующего субъекта: ООО "Нижнекамское ПАТП" для осуществлении АСОП ГПТ использует оборудование разработчика ООО "Социальные системы" (произведена интеграция стоимостью 1 млн.рублей), НП "Ассоциация перевозчиков Закамья", МУП "ПАД", ИП Султанов A.M., ИП Фахразиев И.А.ИП Тятюшкин Н.И., ИП Судников В.В. для организации АСОП ГПТ приобрели оборудование разработчика ООО "Квантор" (интеграция не произведена). Остальные 20 транспортных организаций для организации АСОП ГПТ используют оборудование, предложенное ОАО "Социальная карта".
При этом, перевозчики, которые приобрели для организации АСОП ГПТ оборудование иного (кроме ЗАО "ЭЛСИ") разработчика, которое предлагает ОАО "Социальная карта", не имеют возможности передать ОАО "Социальная карта" данные по количеству льготных категорий граждан, перевезенных транспортными организациями (перевозчиками) и, следовательно, получить компенсацию за их перевозку, пока ими не будет осуществлена процедура интеграции их оборудования за счет самих перевозчиков. При этом осуществление интеграции приобретенного оборудования требует дополнительных затрат, в которых перевозчики не заинтересованы.
Однако, как правильно указал суд, возможность передачи данных по количеству граждан, в том числе, льготных категорий, перевезенных транспортными организациями, не должна ставиться в зависимость от разработчика оборудования, оборудование и программное обеспечение ОАО "Социальная карта", рекомендуемое перевозчикам, должно обеспечивать возможность "считывания" данных с любого оборудования, в том числе посредством безвозмездной интеграции (технического сопровождения оборудования).
ОАО "Социальная карта" указало на то, что техническое задание на внедрение и обслуживание АСОП ГПТ содержит условие о том, что интеграция оборудования новых пользователей во внедряемую систему АСОП ГПТ проводится за счет средств новых пользователей.
Однако, техническое задание не является документом, регламентирующим (регулирующим) деятельность оператора АСОП ГПТ, в связи с чем, ссылка на него правомерно отклонена судом.
Приобретенное перевозчиками оборудование для организации АСОП ГПТ имеет технологическую возможность интеграции в систему ОАО "Социальная карта" (что не отрицается оператором) при условии предоставления последней алгоритмов обработки электронных социальных проездных билетов, иной необходимой технологической информации, а также подписания соглашения о конфиденциальности.
Таким образом, ОАО "Социальная карта", должно предусмотреть возможность осуществления интеграции иного оборудования в систему, используемую ОАО "Социальная карта" для организации АСОП ГПТ, и обеспечить беспрепятственное и безвозмездное осуществление интеграции приобретенного перевозчиками оборудования для организации автоматизированной системы учета оплаты проезда в городском пассажирском транспорте.
Доводы заявителя о том, что имеются технологические трудности связанные с подключением оборудования перевозчиков к системе обработки электронных проездных билетов относятся к предпринимательскому риску самого заявителя, который оказывая услугу по разработке методики распределения средств, полученных от пополнения электронных карт с льготным транспортным приложением, между транспортными организациями, осуществляющими перевозку пассажиров в городском и пригородном сообщении на территории РТ, утвержденной Постановлением Кабинета Министров РТ от 07.04.2005 г., мог и должен был предусмотреть наличие различных способов передачи данных и необоснованно переложил связанные с этим расходы на заявителей жалобы - третьих лиц, чем нарушил, нарушив конкурентные условия.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, возлагается на соответствующие органы. Арбитражный суд в силу предоставленных ему статьей 71 АПК РФ полномочий оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. При этом никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
В соответствии сч.2 ст.9 КоАП РФ Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что заявителем не подтверждено наличие оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем, оценка требований была правомерно осуществлена судом первой инстанции с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о бремени доказывания, исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 того же Кодекса).
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.12.2013 по делу N А65-25669/2013, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.12.2013 по делу N А65-25669/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-25669/2013
Истец: ОАО "Социальная карта", г. Казань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: ЗАО "ЭЛСИ", НП "Союз Камских Перевозчиков", Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара