г. Казань |
|
24 июня 2014 г. |
Дело N А72-11870/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Карповой В.А., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
истца - открытого акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Завод Искра" - Алеевой Л.Р., доверенность от 04.02.2014,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.12.2013 (судья Черданова Е.С.)
по делу N А72-11870/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Завод Искра", г. Ульяновск, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области, г. Ульяновск, об установлении кадастровой стоимости земельного участка, при участи третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г. Ульяновск, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, г. Ульяновск, открытого акционерного общества "ОКБ "Искра", открытого акционерного общества "СОГАЗ", общества с ограниченной ответственностью "Восьмой этаж", общества с ограниченной ответственностью "Центр недвижимости и оценки", общества с ограниченной ответственностью "Промтехсервис", общества с ограниченной ответственностью "Каскад", общества с ограниченной ответственностью "Влагор", общества с ограниченной ответственностью "Управление активами", общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоХолдинг", общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск", общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Самара", Арифуллина Миркасима Яхьевича, Гульнова Романа Евгеньевича, Зиннатуллина Гамира Кашафовича, Спиридонова Максима Алексеевича, Гапотченко Романа Владимировича, Губич Ларису Валентиновну, Панкратова Вячеслава Анатольевича,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Научно-производственное предприятие "Завод Искра" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области (далее - кадастровая палата) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:040302:584 площадью 221 049 кв. м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, р-н Ленинский, пр-т Нариманова, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011 отчетом индивидуального предпринимателя Котова Максима Сергеевича (далее - предприниматель) от 05.11.2013 N 489/13 в размере 200 270 394 руб., обязании внести в государственный кадастр недвижимости в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:040302:584 равной его рыночной стоимости 200 270 394 руб.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 30.09.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (далее - теруправление), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, открытое акционерное общество "ОКБ "Искра", открытое акционерное общество "СОГАЗ", общество с ограниченной ответственностью "Восьмой этаж", общество с ограниченной ответственностью "Центр недвижимости и оценки", Общество с ограниченной ответственностью "Промтехсервис", Общество с ограниченной ответственностью "Каскад", общество с ограниченной ответственностью "Влагор", общество с ограниченной ответственностью "Управление активами", общество с ограниченной ответственностью "ЭнергоХолдинг", общество с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск", общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Самара", Арифуллин Миркасим Яхьевич, Гульнов Роман Евгеньевич, Зиннатуллин Гамир Кашафович, Спиридонов Максим Алексеевича, Гапотченко Роман Владимирович, Губич Лариса Валентиновна, Панкратов Вячеслав Анатольевич.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 10.12.2013 ходатайство общества об уточнении требований принято, требования удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 73:24:040302:584 площадью 221 049 кв. м, расположенного по вышеуказанному адресу равной его рыночной стоимости в размере 200 270 394 (двести миллионов двести семьдесят тысяч триста девяносто четыре) руб., обязал кадастровую палату в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:040302:584 равной его рыночной стоимости.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2014 апелляционная жалоба теруправления оставлена без рассмотрения.
Теруправление, обжалуя решение суда первой инстанции, в кассационной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь в ее обосновании на неправильное применение судом норм материального права.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, считает его подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Между теруправлением (арендодатель) и обществом (арендатор), а также третьими лицами (арендаторы) заключен договор аренды земельного участка от 10.12.2012 N 237-24, согласно которого арендодатель предоставляет, а арендаторы принимают в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора неделимый земельный участок общей площадью 221 049 кв. м, с кадастровым номером 73:24:040302:584, находящегийся по вышеуказанному адресу, согласно пункту 2.1 которого срок действия устанавливается на 49 лет.
Договор аренды прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке.
В силу пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
Согласно пункту 3.1 и приложению N 2 к договору размер арендной платы за участок определяется от кадастровой стоимости земельного участка в долевом отношении.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" установлена кадастровая стоимость земельных участков и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов по муниципальным районам и городским округам Ульяновской области по состоянию на 01.01.2011.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 73:24:040302:584 была установлена в размере 351 151 809 руб. 93 коп.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка установлена в завышенном размере, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующего.
В соответствии со статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно отчету об оценке земельного участка от 05.11.2013 N 489/13 рыночная стоимость земельного участка, площадью 221 049 кв. м на дату оценки 01.01.2011 составляет 200 270 394 руб. 00 коп.
Во исполнение требований Федерального закона обществом предоставлено положительное экспертное заключение от 22.11.2013 N 2144/13, согласно которому отчет от 05.11.2013 N 489/13 соответствует требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона.
Доказательств в опровержение предоставленных истцом документов суду не предоставлено.
Возможность превышения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, над его рыночной стоимостью предполагается в силу того, что при проведении государственной кадастровой оценки земель используются методы массовой оценки и усредненные показатели стоимости земельных участков.
Государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методах массовой оценки недвижимости, и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
Вследствие этого рыночная стоимость земельного участка, полученная в результате его индивидуальной оценки на конкретную дату, будет отличаться от результатов государственной кадастровой оценки земель.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Согласно статье 6 Федерального закона Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
Действующее законодательство не связывает возможность заключения договора на проведение оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Нормами статьи 17.1 Федерального закона предусмотрено проведение экспертизы отчёта оценщика.
Статьей 24.16 Федерального закона определено, что в течение тридцати дней с даты составления отчёта об определении кадастровой стоимости исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости. Отчёт об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчёт. По результатам экспертизы отчёта об определении кадастровой стоимости саморегулируемая организация оценщиков дает положительное или отрицательное экспертное заключение на указанный отчёт.
В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Принимая во внимание, что посредством экспертизы отчёта оценщика достигается цель независимой и объективной оценки объекта, а также с учётом существенного расхождения между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчёте, подготовленного оценщиком по заказу истца (более чем 1,8 раза), представленный отчёт оценщика, а также названное экспертноео заключение обоснованно принято судом в качестве достаточного доказательства установления рыночной стоимости земельного участка.
При таких обстоятельствах, требования общества удовлетворены правомерно.
Доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.12.2013 по делу N А72-11870/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Нормами статьи 17.1 Федерального закона предусмотрено проведение экспертизы отчёта оценщика.
Статьей 24.16 Федерального закона определено, что в течение тридцати дней с даты составления отчёта об определении кадастровой стоимости исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости. Отчёт об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчёт. По результатам экспертизы отчёта об определении кадастровой стоимости саморегулируемая организация оценщиков дает положительное или отрицательное экспертное заключение на указанный отчёт."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 июня 2014 г. N Ф06-11812/13 по делу N А72-11870/2013
Хронология рассмотрения дела:
24.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11812/13
09.04.2014 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5784/14
07.02.2014 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-208/14
10.12.2013 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-11870/13