г. Казань |
|
25 июня 2014 г. |
Дело N А72-12807/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сафина Н.Н.,
судей Баширова Э.Г., Петрова А.Л.,
при участии представителей:
ответчиков - Жилищно-строительного кооператива "Комплекс" - Анисимовой Л.И., по доверенности от 09.01.2014 N 02, Павлова В.А., председателя правления, - Министерства экономики Ульяновской области - Артемьева Е.В., по доверенности от 14.05.2014 N 47,
заинтересованного лица - открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" - Новикова Н.М., по доверенности от 25.04.2014, N 4, Форостяной И.В., по доверенности от 24.04.2014 N 15
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом, не явился,
третьего лица - извещено надлежащим образом, не явилось,
заинтересованных лиц - Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Теплоком", администрации города Ульяновска, Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Ульяновска, Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - извещены надлежащим образом, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Жилищно-строительного кооператива "Комплекс" и заместителя прокурора Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07.04.2014 (председательствующий судья Лубянова О.А., судьи: Семенова М.А., Корастелев В.А.) по делу N А72-12807/2012
по заявлению Товарищества собственников жилья "Левобережное", г. Ульяновск, Жилищно-строительного кооператива "Комплекс", г. Ульяновск, к Министерству экономики Ульяновской области о признании нормативного правового акта недействующим с момента принятия (в части), заинтересованные лица: открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания", Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Теплоком", администрация города Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Ульяновска, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Городской теплосервис", по делу по заявлению: Заместителя прокурора Ульяновской области, к Министерству экономики Ульяновской области, о признании нормативного правового акта недействующим,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Левобережное" (далее - ТСЖ "Левобережное") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Министерству экономики Ульяновской области о признании недействующим с момента принятия приказ Министерства экономики Ульяновской области (далее - Минэкономики) от 25.11.2011 N 06-861 "Об установлении конечных тарифов на тепловую энергию, поставляемую Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" (Ульяновским филиалом Открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания") (далее - общество) потребителям, на 2012 год".
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.12.2012 указанное заявление принято к производству, делу присвоен N А72-12807/2012.
Заместитель прокурора Ульяновской области обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением от 29.12.2012 к Министерству экономики Ульяновской области о признании приказа Министерства экономики Ульяновской области от 24.11.2011 N 06-794 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" (Ульяновским филиалом Открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания") потребителям на 2012 год" недействующим и несоответствующим ст.ст. 3, 5, 7, 8, 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", п.п. 29.5, 36, 72, 72.1, 72.4 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, Закону Ульяновской области от 29.11.2005 N 136-ЗО "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области".
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 15.01.2013 указанное заявление принято к производству, делу присвоен N А72-13499/2012.
Определением от 20.02.2013 суд объединил дела N А72-13499/2012 и N А72-12807/2012 в одно производство, объединенному делу присвоен N А72-12807/2012.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 13.06.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Городской теплосервис".
Суд удовлетворил ходатайство ЖСК "Комплекс" от 17.06.2013 о вступлении в дело в качестве соистца по оспариванию обоих вышеуказанных приказов.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 07.04.2014, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Суд признал приказ Министерства экономики Ульяновской области от 24.11.2011 N 06-794 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" (Ульяновским филиалом Открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания") потребителям на 2012 год" соответствующим статьям 3, 5, 7, 8, 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктам 29.5, 36, 72, 72.1, 72.4 "Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, "Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, Закону Ульяновской области от 29.11.2005 N 136-ЗО "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области".
Признал приказ Министерства экономики Ульяновской области от 25.11.2011 N 06-861 "Об установлении конечных тарифов на тепловую энергию, поставляемую Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" (Ульяновским филиалом Открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания") потребителям, на 2012 год" в части установления для населения тарифа на тепловую энергию, поставляемый через тепловые сети УМУП "Теплоком" соответствующим "Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, Федеральному закону РФ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Закону Ульяновской области от 29.11.2005 N 136-ЗО "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области", "Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Комплекс" и заместитель прокурора Ульяновской области обратились в арбитражный суд с кассационными жалобами, в которых просят данный судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом первой инстанции норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, Минэкономики Ульяновской области принят приказ от 24.11.2011 N 06-794 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" (Ульяновским филиалом Открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания") потребителям, на 2012 год". Указанным приказом установлен тариф на тепловую энергию, поставляемую Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" (Ульяновским филиалом ОАО "Волжская ТГК") потребителям муниципального образования город Ульяновск, согласно приложению. Тарифы установлены на период с 01.01.2012 по 31.12.2012 включительно.
Указанный приказ опубликован в газете "Ульяновская правда") от 16.12.2011 N 142(23.119).
Минэкономики Ульяновской области принят приказ от 25.11.2011 N 06-861 "Об установлении конечных тарифов на тепловую энергию, поставляемую Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" (Ульяновским филиалом Открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания"") потребителям, на 2012 год", которым установлены конечные тарифы на тепловую энергию, поставляемую Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" (Ульяновским филиалом ОАО "Волжская ТГК") потребителям муниципального образования город Ульяновск, согласно приложению. Тарифы установлены на период с 01.01.2012 по 31.12.2012 включительно.
Данный приказ опубликован в газете "Ульяновская правда" от 16.12.2011 N 142(23.119).
По правилам главы 23 АПК РФ, рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.
В данном случае оспариваемые приказы устанавливают размер и срок действия тарифов на тепловую энергию. Действие приказов распространяется на неопределенный круг лиц, рассчитано на неоднократное применение, то есть действует в течение определенного периода времени и независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, следовательно, оспариваемые приказы являются нормативными правовыми актами и относятся к сфере экономической деятельности, в связи с чем рассмотрение настоящего спора находится в компетенции арбитражного суда.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определение полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируется Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее Федеральный закон N 190-ФЗ).
В силу статьи 8 Федерального закона N 190-ФЗ регулированию подлежат следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения: предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более; предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов; тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) (п. 5.1 введен Федеральным законом от 07.12.2011 N 417-ФЗ); тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя; плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии; плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
Статьей 9 Федерального закона N 190-ФЗ установлены методы регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, а именно: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестированного капитала; метод сравнения аналогов. В силу статьи 10 закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, Ульяновский филиал ОАО "Волжская ТГК", осуществляет теплоснабжение города Ульяновска тремя источниками: правобережной части города (Засвияжский, Ленинский и Железнодорожные районы) - ТЭЦ-1 и ТЭЦ-3, левобережной части (Заволжский район) - ТЭЦ-2.
ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 работают в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а ТЭЦ-3 в режиме котельной (в отопительный период). В летний период в правобережной части города горячее водоснабжение осуществляется от ТЭЦ-1. Система теплоснабжения работает по открытой схеме, с непосредственным водоразбором из тепловой сети. Сети, проложенные в правобережной части Ульяновска, соединены перемычками.
Охват теплоснабжением в Ульяновске от теплоисточников ОАО "Волжская ТГК" составляет 77% от общего теплоснабжения в городе.
С 01.01.2012 УМУП "Теплоком" фактически является теплосетевой организацией, оказывающей услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплоснабжающей организации ОАО "Волжская ТГК". Поставка и реализация тепловой энергии, теплоносителя потребителям осуществляет ОАО "Волжская ТГК".
Приказом Минэкономики Ульяновской области от 24.11.2011 N 06-794 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" (Ульяновским филиалом Открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания)" потребителям, на 2012 год" установлены тарифы для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии по сетям обособленного подразделения Производственное предприятие "Территориальное управление по теплоснабжению в г. Ульяновск" Ульяновского филиала ОАО "Волжская ТГК" (далее - ТУ ТС). В рамках одной категории потребителей тариф установлен на едином уровне.
Минэкономики Ульяновской области принят приказ от 25.11.2011 N 06-861 "Об установлении конечных тарифов на тепловую энергию, поставляемую Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" (Ульяновским филиалом Открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания") потребителям, на 2012 год", которым установлены конечные тарифы на тепловую энергию, поставляемую Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" (Ульяновским филиалом ОАО "Волжская ТГК") потребителям муниципального образования город Ульяновск. "Конечный" тариф включает в себя затраты на производство и передачу тепловой энергии по сетям ОАО "Волжская ТГК", а так же затраты на передачу тепловой энергии иными теплоснабжающими организациями.
Принятие Министерством приказа от 25.11.2011 N 06-861 "Об установлении конечных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО"Волжская территориальная генерирующая компания" (Ульяновским филиалом Открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания") потребителям, на 2012 год" не противоречит требованиям статьи 8 Федерального закона N 190-ФЗ.
В силу пункта 4 статьи 11 Федерального закона N 190 установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей.
Учитывая отсутствие в Методических указаниях по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2) возможности дифференциации тарифа на передачу тепловой энергии, Министерство правомерно при принятии оспариваемого приказа от 24.11.2011 N 06-794 исходило из понятия общей тепловой сети как сети, принадлежащей (находящейся в пользовании) одной теплоснабжающей организации, а не как технологически единой системы.
Оспариваемые приказы не устанавливают обязанностей исполнителей коммунальных услуг самостоятельно определять размер тарифа на горячее водоснабжение.
Оспариваемые тарифы установлены с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).
В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования в отношении электрической энергии и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (действующее на дату принятия оспариваемых приказов), при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
Согласно приказу Министерства энергетики РФ от 04.08.2010 N 350 "Об утверждении нормативов удельного расхода топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию от тепловых электрических станций и котельных на 2011 год" нормативы условного топлива на производство тепловой энергии составляют: по Ульяновской ТЭЦ-1 - 179,4 кг у.т/Гкал, по Ульяновской ТЭЦ-2 - 182,1 кг у.т/Гкал.
В связи с тем, что ФСТ России при утверждении предельных уровней тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, не учтены нормативы удельного расхода топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию утвержденные Министерством энергетики РФ и рассчитанные в соответствии с РД 34.08.552-93 "Методические указания по составлению отчета электростанций и акционерного общества энергетики и электрификации о тепловой экономичности оборудования", утвержденные Департаментом электроэнергетики Минтопэнерго РФ 01.11.1993, Департаментом проведен анализ фактических данных за предшествующие периоды по форме 6-ТП "Сведения о работе тепловой электростанции" (за 2008, 2009, 2010 года) и в расчет затрат на 2012 год на топливо были приняты нормативы удельного расхода топлива на уровне, учтенных при установлении тарифов на 2011 год: средневзвешенный удельный расход топлива на отпущенную Гкал составляет 149,42 кг/Гкал, в том числе: - ТЭЦ-1 - 145,09 кг/Гкал; - ТЭЦ-2 - 148,83 кг/Гкал; - ТЭЦ-3 - 162,2 кг/Гкал.
В проведенной судебной экспертизе, эксперт при ответе на седьмой вопрос указал, что при расчете и обоснования тарифа использовались фактические показатели за предшествующий период по расходу топлива.
Министерством правомерно были приняты потери тепловой энергии на 2012 год на уровне 2011 года в размере 484,0 тыс. Гкал, поскольку нормативы потерь на 2012 год не были утверждены Министерством энергетики РФ на момент принятия тарифов, а также учитывая тот факт, что в качестве производственной программы на 2012 год принята производственная программа 2011 года и Департаментом проведен анализ фактических данных за предшествующие периоды по форме 6-ТП "Сведения о работе тепловой электростанции" (за 2008, 2009, 2010 года, 6 месяцев 2011 года).
Доказательства, подтверждающие, что расходы на топливо, включенные в необходимую валовую выручку ОАО "Волжская ТГК" были определены на основе расчетных объемов потребления топлива с учетом структуры его использования, сложившееся за последние 3 года.
Вместе с тем, приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.12.2011 N 579 "Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, расположенным в поселениях, городских округах с численностью населению 500 тысяч человек и более, на 2012" утверждены нормативы технологических потерь в размере 487237 Гкал (норматив утвержден в большем размере по сравнению с тем, что был применен при установлении оспариваемых тарифов).
Согласно пункту 10 "Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов представляют в соответствующий регулирующий орган следующие материалы: баланс электрической энергии; баланс электрической мощности, в том числе информацию об установленной, максимально доступной и рабочей генерирующей мощности; баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии; баланс тепловой мощности; бухгалтерская и статистическая отчетность за предшествующий период регулирования; расчет полезного отпуска электрической и тепловой энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям; данные о структуре и ценах потребляемого топлива с учетом перевозки; расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам; расчет тарифов на отдельные услуги, оказываемые на рынках электрической и тепловой энергии; инвестиционная программа (проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала; оценка выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В силу пункта 12 вышеуказанных Правил регулирующий орган вправе запросить дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны их представить в 2-недельный срок со дня поступления запроса.
В соответствии с пунктом 17 "Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать: оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении тарифов и (или) их предельных уровней; оценку финансового состояния организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (по общепринятым показателям); анализ основных технико-экономических показателей, определяемых регулирующим органом, за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования; анализ соответствия расчета тарифов и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов и (или) их предельных уровней.
Согласно пункту 8 Правил в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
В силу пункта 19 Правил расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают следующие группы расходов: на топливо; на покупаемую электрическую и тепловую энергию (мощность); на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность; на сырье и материалы; на ремонт основных средств; на оплату труда и отчисления на социальные нужды; на амортизацию основных средств и нематериальных активов; прочие расходы.
Пунктом 22 Правил установлено, что расходы на топливо, включаемые в необходимую валовую выручку, определяются на основе в том числе: 1) нормативов удельного расхода топлива (за исключением ядерного), дифференцированных по типам генерирующего оборудования и видам топлива, на производство 1 киловатт-часа электрической энергии и 1 гигакалории тепловой энергии, утверждаемых Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам; 2) цен на топливо, определяемых в соответствии с пунктом 36 настоящего документа; определяемой в установленном порядке потребности в ядерном топливе энергоблоков атомных электростанций, включая создание на них страхового запаса ядерного топлива; 3) расчетных объемов потребления топлива (за исключением ядерного) с учетом структуры его использования, сложившейся за последние 3 года.
Доказательства, подтверждающее обратное в материалах дела не содержатся.
Из пункта 1 раздела 1.3 экспертного заключения следует, что эксперты исходили из того, что представленная информация является достоверной. Следовательно, оценка достоверности в экспертном заключении дана, а положения пункта 17 Правил выполнены.
Указание в пункте 2 раздела 1.3 экспертного заключения на тот факт, что ответственность за достоверность предоставленных документов несет регулируемая организация также соответствует действующему законодательству. Так, частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации.
В соответствии с пунктом 26 "Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, при определении расходов на проведение ремонтных работ учитываются: нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" по согласованию с Федеральной службой по тарифам; 2) цены, указанные в пункте 36 настоящего документа; программы проведения ремонтных работ, обеспечивающих надежное и безопасное функционирование производственно-технических объектов и предотвращение аварийных ситуаций, утвержденные в установленном порядке.
В силу пункта 36 указанных Правил при определении расходов, указанных в пунктах 22-26 и 29 настоящего документа, регулирующие органы используют: регулируемые государством тарифы (цены); цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств; официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе фьючерсные биржевые цены на топливо и сырье.
Материалами дела подтверждается, что при установлении оспариваемых тарифов экспертами на ремонт ТЭЦ Ульяновского филиала ОАО "Волжская ТГК приняты затраты в размере 146 068 тысяч рублей (затраты относимые на себестоимость производства тепловой энергии). Указанные затраты являются составными и включают в том числе: по статье "Сырье, вспомогательные материалы" затраты на сырье и вспомогательные материалы (с учетом материалов на ремонт) приняты Департаментом в сумме 73 157 тысяч рублей. На ремонт приняты расходы в размере 36 901 тыс. рублей (100% от уровня 2011 года). По статье "Работы и услуги производственного характера" в соответствии с пунктом 12 Методических указаний N 20-э/2 расчет расходов на вспомогательные материалы и на работы и услуги производственного характера производится исходя из действующих норм и прогнозируемых на период регулирования цен на них, а также исходя из необходимости проведения регламентных (ремонтных и других) работ. Услуги производственного характера Ульяновского филиала ОАО "Волжская ТГК" планировались на 2012 год в размере 198 900 тысяч рублей, что составляет 206,3 % от уровня, утвержденного на 2011 год. Из них 175 663 тысяч рублей составляют затраты на ремонт. По итогам проведенного экспертами анализа, затраты на услуги по ремонту ТЭС Ульяновского филиала ОАО "Волжская ТГК", отнесенные на производство тепловой энергии, приняты в сумме 84 506 тысяч рублей.
Согласно материалам дела, затраты на ремонт ТЭЦ Ульяновского филиала ОАО "Волжская ТГК" учтены один раз.
В заключении о результатах судебной экспертизы экспертом сделан вывод, что экономически обоснованными затраты ОАО "Волжская ТГК" являются намного больше, чем приняты Министерством при установлении тарифа (ответ на вопросы N 1-3).
При установлении оспариваемых тарифов Минэкономикой затраты ОАО "Волжская ТГК" на 2012 год приняты 2 616 428 тысяч рублей.
Экспертом был сделан вывод, что: затраты ОАО "Волжская ТГК" являются экономически обоснованными при установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую потребителям на 2012 год в размере 2 720 079 тысяч рублей.
Согласно пункту 4 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают регулируемые тарифы (цены) тепловую энергию (мощность) в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней тарифов.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.10.2011 N 242-э/7 установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год. В соответствии с указанным приказом в 2012 году регулируемые тарифы на тепловую энергию индексировались дважды: на 6,0 % с 1.07.2012 и ещё на 5,6 % с 01.09.2012.
Предельный рост тарифов на тепловую энергию для Ульяновской области (декабрь 2012 к декабрю 2011 года) составляет 11,9% (в среднем по России -12,4%).
С учётом прогнозного роста тарифов Правительством Российской Федерации определён предельный совокупный рост размера платы граждан за коммунальные услуги: для граждан, проживающих в домах с индивидуальным газовым отоплением в размере 15,0%, для остальных 12,0%.
Предельный индекс роста размера платы граждан за коммунальные услуги в Ульяновской области установлен Приказом Министерства экономики области от 06.10.2011 N 06-513 для муниципальных образований области несколько ниже, чем это было рекомендовано федеральным центром: с индивидуальным газовым отоплением в размере 14,0%, для остальных 12,0%.
Исходя из изложенного, в случае, принятия Министерством расходов ОАО "Волжская ТГК" в размере 27200079 тысяч рублей произошло бы превышение размера платы граждан за коммунальные услуги.
В силу статьи 3 Федерального закона N 190-ФЗ одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является принцип соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей. При установлении оспариваемых тарифов указанный принцип был соблюден.
Согласно пункту 32 действовавших Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации средства на финансирование капитальных вложений, направляемых на развитие производства, определяются с учетом амортизационных отчислений и сумм долгосрочных заемных средств, а также условий их возврата. В данном случае в состав прибыли от производства тепловой энергии включены расходы на социальное развитие, поощрения, социальные выплаты и компенсации, дивиденды и прибыль на прочие цели (% за пользование кредитом, услуги банка, прочие), а также налог на прибыль.
На основании отчета о движении денежных средств на 2011 год, справки по фактически начисленным процентам за кредит за 2011 год, Минэкономикой приняты расходы на выплату процентов за кредит в сумме 11 030 тысяч рублей, рассчитанной от утвержденного уровня 2011 года с индексом 100 %.
Судебный эксперт сделал вывод, что "расчет процентов за кредит произведен в соответствии с потребностью предприятия в кредитных ресурсах на основании отчета о движении денежных средств на 2011 год, при этом эксперт считает достаточными расходы на выплату процентов за кредит в сумме 11 593 тысяч рублей".
Доказательства необоснованного включения в указанную статью расходов суду не представлены.
Таким образом, затраты на обслуживание привлеченного и заемного капитала Министерством экономики Ульяновской области учтены при расчете оспариваемых тарифов обоснованно и правомерно.
Протоколы заседаний правления представленные в материалы дела не противоречат нормам действующего законодательства.
Необоснованной является ссылка ЖСК "Комплекс" на заключение экспертов N 019/035-2013 по делу N А72-588/2013, поскольку данное экспертное заключение касается иного тарифа.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07.04.2014 по делу N А72-12807/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы Жилищно-строительного кооператива "Комплекс" и заместителя прокурора Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Сафин |
Судьи |
Э.Г. Баширов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.10.2011 N 242-э/7 установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год. В соответствии с указанным приказом в 2012 году регулируемые тарифы на тепловую энергию индексировались дважды: на 6,0 % с 1.07.2012 и ещё на 5,6 % с 01.09.2012.
...
В силу статьи 3 Федерального закона N 190-ФЗ одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является принцип соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей. При установлении оспариваемых тарифов указанный принцип был соблюден.
Согласно пункту 32 действовавших Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации средства на финансирование капитальных вложений, направляемых на развитие производства, определяются с учетом амортизационных отчислений и сумм долгосрочных заемных средств, а также условий их возврата. В данном случае в состав прибыли от производства тепловой энергии включены расходы на социальное развитие, поощрения, социальные выплаты и компенсации, дивиденды и прибыль на прочие цели (% за пользование кредитом, услуги банка, прочие), а также налог на прибыль."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 июня 2014 г. N Ф06-11616/13 по делу N А72-12807/2012