Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 апреля 2011 г. N Ф06-2511/11
г. Казань
27 апреля 2011 г. |
Дело N А65-15783/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
ответчика - Мамедова В.А., доверенность от 16.02.2011 N АГ-04/1486,
третьего лица - Алмазовой М.С., доверенность от 20.04.2011 N 15/11,
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу кассационной жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.10.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2011
по делу N А65-15783/2010
по заявлению закрытого акционерного общества "Компьютерные технологии", (ИНН: 1660028565, ОГРН: 1021603620620), г. Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, при участии третьих лиц: Управление государственных закупок Республики Татарстан, г. Казань, государственное учреждение здравоохранения "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер", г. Казань, ГУП "Агентство по государственному заказу инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан", (ИНН: 1655043818), г. Казань, о признании незаконным решения от 01.06.2010 РНП N 15/2/2010,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Компьютерные технологии" (далее - ЗАО "Компьютерные технологии", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС по Республике Татарстан, антимонопольный орган, ответчик) от 01.06.2010 РНП N 15/2/2010.
Определениями суда от 14.07.2010 и от 07.09.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление государственных закупок Республики Татарстан, государственное учреждение здравоохранения "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер", государственное унитарное предприятие "Агентство по государственному заказу инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.10.2010 заявленные требования ЗАО "Компьютерные технологии" удовлетворены.
Решение УФАС по Республике Татарстан от 01.06.2010 РНП N 15/2/2010 признано незаконным как не соответствующее требованиям Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ).
На УФАС по Республике Татарстан возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2010 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе УФАС по Республике Татарстан просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.
Суд кассационной инстанции отклонил ходатайство заявителя о переносе судебного заседания, как не обоснованное и в соответствии с частью 3 статьи 156, части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел дело без участия заявителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 04.05.2010 на электронной торговой площадке в сети "Интернет" www.konkurs.agzrt.ru был проведен открытый аукцион в электронной форме (номер извещения 04.05.10-3270-ЭА), предметом которого является "Поставка сетевого оборудования для государственных нужд Республики Татарстан" (далее - аукцион). Согласно протоколу открытого аукциона в электронной форме от 05.05.2010 N 172 в аукционе приняли участие следующие участники аукциона: общество с ограниченной ответственностью "Фарком", ЗАО "Компьютерные технологии", общество с ограниченной ответственностью "Контур-Мега". Победителем аукциона признано ЗАО "Компьютерные технологии", предложившее наиболее низкую цену государственного контракта, составляющую 539 999,99 руб. Как указал заявитель, при введении предложения цены государственного контракта участником аукциона - ЗАО "Компьютерные технологии" была допущена техническая ошибка, вследствие которой указанный участник размещения заказа вместо 939 999,99 руб. ввел предложение цены государственного контракта, составляющее 539 999,99 руб. Программное обеспечение электронной торговой площадки www.konkurs. agzrt.ru не предоставило ЗАО "Компьютерные технологии" возможности для подтверждения ввода предложенной участником размещения цены контракта, приняв введенное ценовое предложение.
ЗАО "Компьютерные технологии" были направлены письма в адрес оператора электронной торговой площадки www.konkurs.agzrt.ru - ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан", а также в адрес уполномоченного органа на осуществление функций по размещению вышеуказанного заказа - Управление государственных закупок Республики Татарстан с предложением о признании аукциона несостоявшимся в связи с технической ошибкой, совершенной при вводе предложения цены государственного контракта. ЗАО "Компьютерные технологии" сообщило, что поставка сетевого оборудования, являющегося предметом аукциона по предложенной цене государственного контракта, является невозможной. В связи с незаключением контракта в адрес УФАС по Республике Татарстан поступило обращение Государственного учреждения здравоохранения "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" о включении сведений о ЗАО "Компьютерные технологии" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения государственного контракта на предмет: "Поставка сетевого оборудования для государственных нужд Республики Татарстан". По результатам рассмотрения указанного обращения УФАС по Республике Татарстан было принято решение РНП от 01.06.2010 N 15/2/2010 о включении в реестр недобросовестных поставщиков ЗАО "Компьютерные технологии" сроком на два года в связи с уклонением от заключения государственного контракта на предмет: "Поставка сетевого оборудования для государственный нужд Республики Татарстан".
Заявитель не согласился с решением антимонопольного орган и обратился в суд.
Суды предыдущих инстанций, удовлетворяя заявленные требования исходили из того, что вина заявителя в незаключении контракта отсутствует, поскольку при ведении предложения цены государственного контракта допущена техническая ошибка в сумме цены.
Однако судебная коллегия не может согласиться с таким выводом судов по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 9 и части 3 статьи 38 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N94-ФЗ) государственный контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, с учетом положений настоящего Федерального закона и на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем аукциона.
Согласно части 9 статьи 41 Закона N 94-ФЗ аукцион в электронной форме считается оконченным, если в течение одного часа с момента размещения на сайте в сети "Интернет" последнего предложения о цене контракта не поступило ни одного предложения, предусматривающего более низкую цен у контракта.
Как следует из материалов дела в соответствии с протоколом открытого аукциона в электронной форме от 05.05.2010 N 172 победителем аукциона признано ЗАО "Компьютерные технологии", как участник предложивший наиболее низкую цену.
Частью 6 статьи 47 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что в случае, если победитель в проведении запроса котировок в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, не представил заказчику подписанный контракт, такой победитель признается уклонившимся от заключения государственного контракта.
Факт уклонения от подписания контракта заявителем не оспаривается и установлен судами предыдущих инстанций.
В силу пункта 2 статьи 19 Закона N 94-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного контракта. Реестр недобросовестных поставщиков ведется Федеральной антимонопольной службой в соответствии со статьей 19 Закона N 94-ФЗ.
Руководствуясь вышеуказанными нормами закона ответчик правомерно вынес решение от 01.06.2010 РНП N 15/2/2010 о включении заявителя в реестр недобросовестных поставщиков.
Ссылку судов предыдущих инстанций на то, что заявителем ошибочно введена цена 539 999,99 руб., вместо 939 999,99 руб., как на основания отсутствия его вины в незаключении контракта, судебная коллегия считает не состоятельной.
Из анализа положения статьи 41 Закона N 94-ФЗ следует, что всем участникам открытого электронного аукциона предоставляются равные возможности на размещение заказа.
Приняв решение об участии в открытом аукционе участник размещения заказа должен осознавать все связанные с таким участием риски, поскольку законодательством о размещении заказов не предусмотрена возможность отмены результатов аукциона вследствие ошибки, допущенной участником.
Согласно статье 1 Закона N 94-ФЗ заключение контракта на оказание услуг для государственных и муниципальных нужд направлено, в частности, на развитие добросовестной конкуренции, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Размещение заказов на оказание услуг для государственных нужд в соответствии со статьей 5 Закона N 94-ФЗ имеет своей целью определение исполнителей в целях заключения с ними соответствующих государственных контрактов.
В соответствии с частью 5 статьи 9 Закона N 94-ФЗ изменение условий контракта, предусмотренных извещением о проведении открытого аукциона и документацией об аукционе, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается.
В силу части 2 статьи 9 и части 3 статьи 29 Закона N 94-ФЗ государственный контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными Федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона и на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации.
Учитывая изложенное, участник конкурса должен сознавать возможность для него неблагоприятных последствий в случае признания последнего победителем и уклонения от заключения контракта в дальнейшем.
Кроме того, факт ввода ошибочной цены и последующее ее подтверждение, как указывает заявитель в отзыве на кассационную жалобу, говорит о его ошибки, а не о какой либо иной ошибки, третьих лиц или ответчика связанной с программным обеспечением, то есть не зависящей от участника.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права. Поскольку фактические обстоятельства дела судами установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судами неправильно применены нормы права, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ состоявшиеся по делу судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 286, п.2 ч.1 ст.287, 288, 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.10.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2011 по делу N А65-15783/2010 отменить.
В удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "Компьютерные технологии" о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 01.06.2010 РНП N 15/2/2010 отказать.
Арбитражному суду Республики Татарстан поручить распределить судебные расходы по данному делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из анализа положения статьи 41 Закона N 94-ФЗ следует, что всем участникам открытого электронного аукциона предоставляются равные возможности на размещение заказа.
...
Согласно статье 1 Закона N 94-ФЗ заключение контракта на оказание услуг для государственных и муниципальных нужд направлено, в частности, на развитие добросовестной конкуренции, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Размещение заказов на оказание услуг для государственных нужд в соответствии со статьей 5 Закона N 94-ФЗ имеет своей целью определение исполнителей в целях заключения с ними соответствующих государственных контрактов.
В соответствии с частью 5 статьи 9 Закона N 94-ФЗ изменение условий контракта, предусмотренных извещением о проведении открытого аукциона и документацией об аукционе, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается.
В силу части 2 статьи 9 и части 3 статьи 29 Закона N 94-ФЗ государственный контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными Федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона и на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 апреля 2011 г. N Ф06-2511/11 по делу N А65-15783/2010