г. Казань |
|
25 июня 2014 г. |
Дело N А55-23939/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Александрова В.В.,
судей Королевой Н.Н., Нафиковой Р.А.,
при участии представителя:
истца - Грязновой Н.В. (доверенность от 14.05.2014),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской железной дороги
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.01.2014 (судья Митина Л.Н.)
по делу N А55-23939/2013
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самара-Строй-Гранит" к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской железной дороги, с участием третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "ВолгаСтройТерминал", о взыскании 1 902 160 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Самара-Строй-Гранит" (далее - истец, ООО "Самара-Строй-Гранит") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу " Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") в лице Куйбышевской железной дороги о взыскании 1 902 160 руб. неосновательно списанных с лицевого счета истца.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 27.11.2013 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью "ВолгаСтройТерминал" (далее - ООО "ВолгаСтройТерминал").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.01.2014 иск удовлетворен.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись, поскольку определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014 апелляционная жалоба ОАО "РЖД" возвращена заявителю в связи с отказом в восстановлении пропущенного срока на его обжалование.
ОАО "РЖД", обжалуя решение в кассационном порядке, просит его отменить и принять новый судебный акт, отказать в удовлетворении иска.
Кассационная жалоба мотивирована неправильным применением норм материального права, а именно статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как к данному спору применимы нормы права, вытекающие из перевозки грузов, факт простоя вагонов подтверждается актами общей формы.
Проверив законность обжалуемого решения в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела между ОАО "РЖД" в лице филиала Куйбышевской железной дороги и ООО "ВолгаСтройТерминал" (владелец) заключен договор N 3/32 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "ВолгаСтройТерминал" при станции Безымянка Куйбышевской железной дороги.
В рамках указанного договора в соответствии с федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, и на условиях настоящего договора осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ООО "ВолгаСтройТерминал", примыкающего нецентрализованными стрелочными переводами N 1, 501 к соединительной ветке N 5 станции Безымянка и обслуживаемого локомотивом перевозчика.
Согласно пункту 5 указанного договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению. О предстоящей подаче вагонов перевозчик уведомляет владельца не позднее чем за 2 часа до их подачи. Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика с расстановкой на места погрузки и выгрузки.
Общее количество вагонов, одновременно передаваемых на железнодорожный путь необщего пользования локомотивом перевозчика, не более 10 вагонов/740 тонн (пункт 7 договора).
Согласно пункту 10 договора срок на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки не более 6 часов с момента получения перевозчиком от владельца уведомления о готовности их к уборке.
На железнодорожном пути необщего пользования устанавливается следующее технологическое время на выполнение погрузочно-разгрузочных операций с грузовыми вагонами: 0,53 час. при одновременной подаче 4 вагонов на путь N 1 и 6 вагонов - на путь N 2.
Между истцом, ответчиком и третьим лицом 31.12.2012 заключен договор, N АФТО/314/757 на предоставление ООО "Самара-Строй-Гранит" железнодорожного пути необщего пользования ООО "ВолгаСтройТерминал", не принадлежащего ОАО "РЖД", для подачи вагонов и производства грузовых операций по станции Безымянка Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
В рамках указанного договора ООО "ВолгаСтройТерминал" (владелец) предоставляет ООО "Самара-Строй-Терминал" (грузоотправитель, грузополучатель) во временное пользование места погрузки, выгрузки на железнодорожном пути погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования, принадлежащем владельцу, для производства грузовых операций.
Согласно пункту 2 указанного договора перевозчик производит подачу вагонов на железнодорожный путь необщего пользования и уборку вагонов с железнодорожного пути необщего пользования в соответствии с условиями договора N 3/32 от 01.01.2011 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "ВолгаСтройТерминал" при станции Безымянка Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
В соответствии с пунктом 7 договора технологические сроки на грузовые операции определяются в соответствии с "Методическими рекомендациями по определению технологического времени на выполнение погрузоно-разгрузочных операций с грузовыми вагонами", утвержденными указанием МПС от 05.03.2001 N Е-313у.
По условиям пункта 9 договора, грузополучатель (грузоотправитель) уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами по ставкам, в порядке и размере, предусмотренными "Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" (Тарифное руководство N 2), в том числе: плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, за время их нахождения на путях необщего пользования; плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, грузополучателю (грузоотправителю) или иным юридическим или физическим лицам, за время их нахождения на путях общего пользования в ожидании их подачи на железнодорожные пути необщего пользования или приема по причинам, зависящим от грузополучателя (грузоотправителя), владельца; плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, грузополучателю (грузоотправителю) или иным юридическим и физическим лицам, за время их задержки в пути следования, в том числе не промежуточных станциях из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя (грузоотправителя), владельца; другие сборы и платы, предусмотренные Уставом железнодорожного транспорта РФ и тарифными руководствами; штрафы, предусмотренные Уставом железнодорожного транспорта РФ. Штрафы взимаются в соответствии с "Правилами оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом".
Указанные сборы и платы, в соответствии с пунктом 10 договора, списываются перевозчиком из денежных средств, перечисленных на Единый лицевой счет грузоотправителя (грузополучателя) N 10033998284 в соответствии с условиями договора на организацию расчетов N 3Р/1098 от 23.06.2010, заключенного между грузоотправителем (грузополучателем) и ОАО "РЖД" в лице Самарского регионального агентства фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Дорожного центра фирменного Транспортного обслуживания - структурного подразделения Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" вне зависимости от назначения платежа: по пункту 9 "а" по накопительной ведомости ФДУ-92; по пункту 9 "б" - в момент оформления ведомостей ф.ГУ-46, актов общей формы в автомотизированной системе; по пункту 9 "в" через ТЦФТО при поступлении соответствующих документов.
При этом дополнительного согласования грузополучателя (грузоотправителя) на списание денежных средств с лицевого счета не требуется.
Условиями пункта 2.2.1 договора на организацию расчетов от 23.06.2010 N 3Р/1098 предусмотрена обязанность ОАО "РЖД" осуществлять по коду плательщика учет начислений и платежей в рамках настоящего договора, а также производить списание с лицевого счета клиента (истца) причитающихся перевозчику платежей, оплату которых осуществляет клиент.
В случае неправомерного отнесения на клиента сумм провозной платы, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей и штрафов возврат производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и международными договорами и соглашениями, участником которых является Российская Федерация (пункт 6.2 договора N 3Р/1098 от 23.06.2010).
В соответствии с пунктом 4 договора N 3/32 от 21.12.2010 движение поездов по железнодорожному пути необщего пользования производится с соблюдением Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования от 26.11.2010 (с последующими изменениями и дополнениями).
Согласно утвержденной третьим лицом и согласованной ответчиком Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО "ВолгаСтройТерминал", примыкающего к станции Безымянка Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" выгрузка вагонов производится немеханизированным способом, путем открытия нижних выгрузочных люков, на две стороны, высыпания груза в котлован. В дальнейшем, освобождение места выгрузки производится автопогрузчиком и вывозом груза автомобильным транспортом.
По перечню железнодорожных документов в период с 01.02.2013 по 01.05.2013 с лицевого счета истца перевозчиком была списана плата за пользование инфраструктурой в виду простоя вагонов, прибывших в адрес ООО "Самара-СтройГранит", на путях станции Безымянка в ожидании подачи под выгрузку по занятости фронта выгрузки другими вагонами истца в размере 1 902 160 руб.
Факт списания денежных средств с лицевого счета истца на указанную сумму в спорном периоде подтверждается представленными истцом в материалы дела данными Единого лицевого счета плательщика по присвоенному последнему в рамках договора на организацию расчетов кода N 1003998284 и ответчиком не оспаривается.
Как следует из анализа ведомостей подачи и уборки вагонов время затраченное истцом на выгрузку груза в спорный период с 01.02.2013 по 01.05.2013 составило 9 530 часов, согласно актам общей формы время простоя составило 71 303 часа.
Полагая, что вследствие нарушения ответчиком требований пунктов 4.1, 4.6 "Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования", утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, денежные средства с расчетного счета истца были списаны неправомерно, он обратился с претензией к ответчику.
Отсутствие ответа на указанную претензию явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу статьи 119 ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортном.
Согласно пункту 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования на каждой случай задержки вагонов составляется акт общей формы с включением в него всех вагонов готовых к подаче на пути необщего пользования.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Пунктом 3.4 Правил предусмотрено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При этом в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользования вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, должны быть указаны причины задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Данная запись заверяется подписью указанных в записи уполномоченных представителей перевозчика.
В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статьей 4 и 6 "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - ОАО "РЖД", устанавливается федеральной службой по тарифам.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
Учитывая, что Тарифное руководство N 2 используется сторонами в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 21.12.2010 г. N 3/32 в целях определения размера платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, во время их нахождения на путях общего пользования, в ожидании приема владельцем пути необщего пользования, по правилам и в размере ставок за пользование вагонами федерального железнодорожного транспорта следует рассматривать в качестве договорного условия.
Из материалов дела усматривается, что время простоя вагонов, оплачиваемое истцом, включает в себя в том числе: время на совершение маневровых операций по подаче/уборке вагонов с подъездного пути необщего пользования, маневровые работы станции, технологическое время работы станции по срокам на уборку вагонов с мест выгрузки, время задержки локомотива для маневровых операций при станции Безымянка Куйбышевской железной дороги, а также период когда соединительная ветка N 5 была закрыта ввиду неудовлетворительного содержания пути (с 10.04.2013 с 18.00 ч по 28.05.2013).
Подача/уборка вагонов на подъездной путь осуществлялась локомотивом перевозчика. Договором от 21.12.2010 N 3/32 не определено время на подачу вагонов с момента прибытия до момента подачи под выгрузку, в то время как акты общей формы на простой вагонов за спорный период содержат сведения о простое вагонов с момента прибытия на станцию Безымянка Кбш ж/д до момента подачи на подъездной путь истца под выгрузку.
Оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства (копии ведомостей подачи и уборки вагонов, памятки приемосдатчика, копии актов общей формы), суд первой инстанции пришел к правомерно выводу, что начисление платы за пользование вагонами произведено ответчиком с нарушением условий договора N 3/32 от 21.12.2010, пунктов 3.1, 3.4 "Правил составления актов", утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, п.п. 4.1, 4.6 "Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования", утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, Тарифного руководства N 2, в связи с чем требования истца о взыскании с ответчика 1 902 160 руб. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, что согласно главе 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При отсутствии правовых оснований для списания денежных средств, применение судом положений статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации является правомерным.
Таким образом оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 09.01.2014 по делу N А55-23939/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.В. Александров |
Судьи |
Н.Н. Королева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статьей 4 и 6 "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте.
...
Оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства (копии ведомостей подачи и уборки вагонов, памятки приемосдатчика, копии актов общей формы), суд первой инстанции пришел к правомерно выводу, что начисление платы за пользование вагонами произведено ответчиком с нарушением условий договора N 3/32 от 21.12.2010, пунктов 3.1, 3.4 "Правил составления актов", утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, п.п. 4.1, 4.6 "Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования", утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, Тарифного руководства N 2, в связи с чем требования истца о взыскании с ответчика 1 902 160 руб. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
...
При отсутствии правовых оснований для списания денежных средств, применение судом положений статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации является правомерным."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 июня 2014 г. N Ф06-8733/13 по делу N А55-23939/2013
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8733/13
24.02.2014 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3063/14
09.01.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-23939/13
25.12.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-23939/13