Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 мая 2011 г. N Ф06-3150/11
г. Казань
05 мая 2011 г. |
Дело N А12-16494/2010 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Карповой В.А., Ананьева Р.В.,
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
ответчика - извещен, не явился,
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа - город Волжский, г. Волжский,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.10.2010 (судья Горбачевский М.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2011 (председательствующий судья Жевак И.И., судьи Борисова Т.С., Веряскина С.Г.)
по делу N А12-16494/2010
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Слюсаревой Тамары Викторовны, г. Волжский, к администрации городского округа - город Волжский, г. Волжский (ИНН: 3435110011, ОГРН: 1023402008706), с участием третьего лица: комитета земельных ресурсов администрации городского округа - г. Волжский, г. Волжский (ИНН: 3435111294, ОГРН: 1073435002464), о признании недействительным ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Слюсарева Тамара Викторовна (далее - заявитель, Слюсарева Т.В.) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации городского округа - г. Волжский (далее - Администрация) о признании недействительным постановления от 17.06.2010 N 4624 "Об отказе в передаче земельного участка в собственность Т.В. Слюсаревой". В целях восстановления нарушенных прав заявитель просит суд обязать Администрацию оспариваемое постановление отменить и принять постановление о передаче ему в собственность земельного участка площадью 4717,0 кв. м. с кадастровым номером 34:35:00118:188, расположенного по адресу: г. Волжский, Индустриальный проезд 1, объект 18 по цене 2,5% от кадастровой стоимости.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.09.2010 к участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет иска был привлечен комитет земельных ресурсов администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области.
В кассационной жалобе Администрация просит решение от 25.10.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2011 отменить, как несоответствующее нормам материального и процессуального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая, что заявителем не представлены документы, подтверждающие, что на момент приватизации имущества открытого акционерного общества "Волгоградгидрострой" (далее - ОАО "Волгоградгидрострой") объекты недвижимости - склад-навес и бетонное замощение находились на балансе предприятия. Из представленных заявителем документов не видно, что объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Волжский, Индустриальный проезд 1, объект 18, отчуждались из государственной или муниципальной собственности. Слюсарева Т.В. стала собственником объектов недвижимости размещенных на спорном земельном участке после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации в связи с чем, она не имеет права на приобретение земельного участка по льготной цене.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Слюсарева Т.В. являясь собственником объектов недвижимости: сооружения - бетонных замощений площадью 2752 кв. м. (свидетельство о государственной регистрации права от 26.07.2004 34 АБ N 015049) и склада-навеса на металлических колоннах площадью 147,9 кв. м. (свидетельство о государственной регистрации права от 15.04.2010 34 АБ N 425356), расположенных по адресу: г. Волжский, Индустриальный проезд 1, объект 18 (л.д. 8, 9).
Указанные объекты недвижимости приобретены заявителем на основании договора купли-продажи N 174 "К-П" от 31.03.2004 у ОАО "Волгоградгидрострой" (л.д. 24-25).
Слюсарева Т.В. 18.05.2010 обратилась в Администрацию с заявлением о выкупе земельного участка под объектами, находившимися до их приватизации в государственной собственности, площадью 4717,0 кв. м. кадастровый номер 34:35:030118:188 (л.д. 10).
Постановлением администрации городского округа - г. Волжский от 17.06.2010 N 4624 в передаче в собственность испрашиваемого земельного участка по цене 2,5% от кадастровой стоимости Слюсаревой Т.В. отказано, по тем основания, что заявителем не подтверждено отчуждение сооружения - бетонные замощения и склад-навес на металлических колоннах из государственной или муниципальной собственности.
Полагая постановление от 17.06.2010 N 4624 "Об отказе в передаче земельного участка в собственность Т.В. Слюсаревой" незаконным, Слюсарева Т.В. обратилась в арбитражный суд с вышеуказанным требованием.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения судебные акты, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как суд правильно определил спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил имеющие значение для дела обстоятельства по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 1 Постановления от 13.11.2007 N 1925 установлено, что при продаже земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, а также гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, цена земли устанавливается в размере 2,5% от кадастровой стоимости такого земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) до 01 января 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
В силу положений указанной статьи приобретение земельного участка по льготной цене по общему правилу возможно при совокупном наличии следующих обстоятельств.
Во-первых, земельный участок должен находиться в государственной или муниципальной собственности.
Во-вторых, на земельном участке должны находиться здание(я), строение(я), сооружение(я).
В-третьих, здание(я), строение(я), сооружение(я), расположенные на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, должны находиться в собственности испрашивающего такой участок лица.
При совокупном наличии указанных обстоятельств выкуп земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по льготным ценам возможен до 1 января 2012 года.
Для приобретения земельного участка по указанной цене основополагающим является факт отчуждения объекта недвижимости из государственной или муниципальной собственности. При этом законодателем не предусмотрено, что такой объект должен быть отчужден из государственной или муниципальной собственности нынешним собственником этого объекта, который обращается за выкупом земельного участка. То есть для возможности выкупа земельного участка по льготной цене важен факт отчуждения объекта недвижимости, расположенного на таком участке, из государственной или муниципальной собственности.
Как следует из положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Суд, удовлетворяя заявленные требования своё решение мотивировал тем, что приобретенные заявителем объекты недвижимости были ранее отчуждены из федеральной собственности. Первоначальным приобретателем объекта недвижимости на спорном земельном участке было ОАО "Волгоградгидрострой", что подтверждается свидетельством о собственности, выданном комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 28.05.1993 N 75, выданным в соответствии с распоряжением комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 05.04.1993 N 179-р (л.д. 59-60).
Впоследствии объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом заявителем земельном участке были проданы Слюсаревой Т.В., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.07.2004 34 АБ N 015049 и свидетельством о государственной регистрации права от 15.04.2010 34 А Б N 425356.
Слюсарева Т.В. имеет право на выкуп земельного участка, расположенного под принадлежащими ей объектами недвижимости по льготным ценам.
Судебная коллегия выводы суда находит не противоречащими примененным нормам права и установленным по делу обстоятельствам и правомерным удовлетворение заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают обстоятельств дела, установленных судом, сводятся к переоценке обстоятельств данным судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов, которые приняты на основании представленных в материалы дела документов, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.10.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2011 по делу N А12-16494/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) до 01 января 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
...
гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
...
Как следует из положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 мая 2011 г. N Ф06-3150/11 по делу N А12-16494/2010