г. Саратов |
Дело N А12-16494/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена "21" января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" января 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жевак И.И.
судей Борисовой Т.С., Веряскиной С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Сулеймановой И.Э.
при участии в судебном заседании:
от комитета земельных ресурсов администрации городского округа - г.Волжский Волгоградской области - Ермакова И.Э. по доверенности от 12.01.2011 N 13/38,
от администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области - Ермакова И.Э. по доверенности от 13.01.2011 N 25-Д,
от индивидуального предпринимателя Слюсаревой Тамары Викторовны - Вовак Э.М. по доверенности от 06.08.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области (г.Волжский, Волгоградской области),
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "25" октября 2010 года
по делу N А12-16494/2010, принятое судьей Горбачевским М.Н.,
по иску индивидуального предпринимателя Слюсаревой Тамары Викторовны (г. Волжский, Волгоградской области),
к администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области (г. Волжский, Волгоградской области),
третье лицо: комитет земельных ресурсов администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области (г.Волжский, Волгоградской области),
о признании недействительным ненормативного - правового акта,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Слюсарева Тамара Викторовна (далее-заявитель, Слюсарева Т.В.) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации городского округа - г.Волжский (далее - Администрация) о признании недействительным постановления N 4624 от 17.06.2010 "Об отказе в передаче земельного участка в собственность Т.В. Слюсаревой". В целях восстановления нарушенных прав заявитель просит суд обязать администрацию городского округа - город Волжский оспариваемое постановление отменить и принять постановление о передаче ему в собственность земельного участка площадью 4 717,0 кв.м с кадастровым номером 34:35:00118:188, расположенного по адресу: г.Волжский, Индустриальный проезд, I, объект 18 по цене 2,5% от кадастровой стоимости.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.09.2010 к участию в деле качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований на предмет иска был привлечен комитет земельных ресурсов администрации городского округа-г.Волжский Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.10.2010 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Администрация обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.10.2010 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Т.В. Слюсаревой отказать.
Как следует из материалов дела, Слюсарева Т.В. являясь собственником объектов недвижимости: сооружения - бетонных замощений площадью 2 752 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 26.07.2004 34 АБ N 015049) и склада-навеса на металлических колоннах площадью 147,9 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 15.04.2010 34АБ 425356), расположенных по адресу: г.Волжский, Индустриальный проезд, I, объект 18 (л.д.8, 9).
Указанные объекты недвижимости приобретены заявителем на основании договора купли продажи N 174 "К-П" от 1.03.2004 года у ОАО "Волгоградгидрострой" (л.д. 24-25).
18.05.2010 Слюсарева Т.В. обратилась в Администрацию с заявлением о выкупе земельного участка под объектами, находившимися до их приватизации в государственной собственности, площадью 4 717,0 кв.м кадастровый номер 34:35:030118:188 (л.д.10).
Постановлением Администрации городского округа - город Волжский N 4624 от 17.06.2010 в передаче в собственность испрашиваемого земельного участка по цене 2,5% от кадастровой стоимости Слюсаревой Т.В. отказано, по тем основания, что заявителем не подтверждено отчуждение сооружения - бетонные замощения и склад - навес на металлических колоннах из государственной или муниципальной собственности.
Слюсарева Т.В. полагая, что указанный ненормативно - правовой акт не соответствует действующему законодательству и нарушает её права в сфере предпринимательской деятельности обратилась в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявительницы, исходил из того, что из материалов дела следует, что спорные объекты недвижимости ранее принадлежали ОАО "Волгоградгидрострой", которое выкупало их в порядке приватизации из государственной собственности, в связи с чем, заявитель имеет право на выкуп земельного участка по 2,5% от кадастровой стоимости.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, оценив доводы представителей сторон, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 Постановления от 13.11.2007 N 1925 установлено, что при продаже земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, а также гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, цена земли устанавливается в размере 2,5 процента от кадастровой стоимости такого земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федеральный закон от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) до 1 января 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
В силу положений указанной статьи приобретение земельного участка по льготной цене по общему правилу возможно при совокупном наличии следующих обстоятельств.
Во-первых, земельный участок должен находиться в государственной или муниципальной собственности.
Во-вторых, на земельном участке должны находиться здание(я), строение(я), сооружение(я).
В-третьих, здание(я), строение(я), сооружение(я), расположенные на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, должны находиться в собственности испрашивающего такой участок лица.
При совокупном наличии указанных обстоятельств выкуп земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по льготным ценам возможен до 1 января 2012 года.
Для приобретения земельного участка по указанной цене основополагающим является факт отчуждения объекта недвижимости из государственной или муниципальной собственности. При этом законодателем не предусмотрено, что такой объект должен быть отчужден из государственной или муниципальной собственности нынешним собственником этого объекта, который обращается за выкупом земельного участка. То есть для возможности выкупа земельного участка по льготной цене важен факт отчуждения объекта недвижимости, расположенного на таком участке, из государственной или муниципальной собственности.
Судом первой инстанции установлено, что приобретенные заявителем объекты недвижимости были ранее отчуждены из федеральной собственности. Первоначальным приобретателем объекта недвижимости на спорном земельном участке было ОАО "Волгоградгидрострой", что подтверждается свидетельством о собственности, выданном комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области N 75 от 28.05.1993, выданным в соответствии с распоряжением комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 05.04.1993 N 179-р (л.д.59-60).
Впоследствии объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом заявителем земельном участке были проданы Слюсаревой Т.В., что подтверждается материалами дела.
Согласно нормам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
При таких обстоятельствах Слюсарева Т.В. имеет право на выкуп земельного участка, расположенного под принадлежащими ей объектами недвижимости по льготным ценам.
Апелляционная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемый акт не соответствует части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку лишает заявителя права на выкуп земельного участка, находящегося под объектами недвижимости, принадлежащими последнему по льготной цене.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что Слюсарева Т.В. стала собственником объектов недвижимости размещённых на спорном земельном участке после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации в связи с чем, она не имеет права на приобретение земельного участка по льготной цене, основан на неправильном толковании закона и подлежит отклонению судебной коллегией.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к категории субъектов права выкупа земельных участков по льготным ценам закон относит коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае если на таких земельных участках, возведены или реконструированы здания, строения, сооружения. Из смысла указанной нормы не следует, что законодатель предоставляет льготу на цену выкупаемого земельного участка, только в том случае, если право собственности возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке были отчуждены из федеральной собственности и впоследствии приобретены заявительницей, таким образом, Слюсарева Т.В. имеет право на льготную цену при выкупе земельного участка под принадлежащими ей объектами недвижимости.
Право собственности заявительницы на объекты недвижимости зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании договора купли-продажи объектов недвижимости и документов по приватизации ОАО "Волгоградгидрострой". В этой связи довод Администрации о том, что недвижимое имущество, приобретённое Слесаревой Т.В. не возможно идентифицировать с имуществом, приобретённым первоначальным собственником (ОАО "Волгоградгидрострой") в процессе приватизации из федеральной или муниципальной собственности, отклоняется судебной коллегией.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы являются необоснованными.
Оснований для отмены либо изменения принятого по делу решения судебная коллегия не находит. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от "25" октября 2010 года по делу N А12-16494/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации через суд, принявший решение.
Председательствующий |
И.И. Жевак |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-16494/2010
Заявитель: ИП Слюсарева Тамара Викторовна
Заинтересованное лицо: Администрация городского округа - г.Волжский
Третье лицо: Комитет земельных ресурсов администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области