Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 мая 2011 г. N Ф06-3137/11
г. Казань
05 мая 2011 г. |
Дело N А55-13185/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Муравьева С.Ю., Ананьева Р.В.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, город Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.10.2010 (судья Стенина А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2011 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Холодная С.Т., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-13185/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью фирма "Фосстис" (ИНН: 6323031494, ОГРН: 1036301014056), город Тольятти к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, город Самара, о признании незаконным действий, обязании совершить определенные действия, при участии третьего лица: мэрии городского округа Тольятти, город Тольятти,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью фирма "Фосстис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Росреестр) по отнесению земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301167:1016, расположенного по адресу: г. Тольятти, Центральный район, Автозаводское шоссе в районе КВД, к 5 группе видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" и обязании Управления Росреестра привести сведения об отнесении данного земельного участка в соответствие с разрешенным видом использования земельных участков, отнеся его к третьей группе видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 1510.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2011, требования удовлетворены.
Росреестр, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт, об отказе удовлетворении требований, ссылаясь в ее обоснование на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, судами не принят во внимание тот факт, что общество пропустило срок для оспаривания действий государственного органа, несоответствие выводов судов имеющимся в деле доказательствам.
Лица, участвующие в деле о времени и месте слушания жалобы извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили.
Отзыва на жалобу в суд не поступало.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между администрацией Центрального района города Тольятти (далее - администрация) и обществом заключен договор аренды земельного участка от 24.12.1999 N 227, в соответствии с которым обществу в аренду предоставлен земельный участок площадью 3694 кв.м (из них 1905 кв.м - под автостоянку, 1558 кв.м - под расширение, 231 кв.м - под подъездную дорогу), расположенный по адресу: г. Тольятти, Центральный район, Автозаводское шоссе в районе КВД, кадастровый номер 63:09:0301167:1016.
Земельный участок согласно кадастровой выписке от 15.12.2008 относится к категории земель населенных пунктов.
На кадастровый учет спорный земельный участок поставлен 19.11.2005 с присвоением кадастрового номера 63:09:0301167:1016, разрешенное использование указано - "для дальнейшей эксплуатации автостоянки товарных автомашин с ее расширением".
Кадастровая выписка содержит сведения о площади - 3694 кв.м, удельном показателе кадастровой стоимости - 281,55 руб./кв.м, кадастровой стоимости земельного участка - 1 040 045,07 руб.
Поводом для обращения в арбитражный суд послужило получение обществом уведомления мэрии города Тольятти об увеличении размера арендной платы занимаемого обществом земельного участка ввиду значительного увеличении размера его удельного показателя кадастровой стоимости связанного с отнесением данного земельного участка к пятой группе разрешенного использования, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Суды двух инстанций при принятии судебных актов об удовлетворении заявленных требований исходили из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
В пункте 10 Правил указано, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области. При этом среднее значение удельных показателей кадастровой стоимости земель за один квадратный метр земли зависит от видов разрешенного использования.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Судами двух инстанций установлено, что отнесение вышеуказанного земельного участка к 5 виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" обусловлено применением Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 (далее - технические рекомендации).
Согласно пункту 2.2 Технических рекомендаций определение номера вида разрешенного использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования.
Поскольку заявитель занимается предпринимательской деятельностью, то, по мнению Управления, отнести спорный земельный участок к 3 виду разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок" невозможно.
Отклоняя указанный довод, суды правомерно указали, что примененный Росреестром для определения вида разрешенного использования Типовой перечень видов разрешенного использования не является правовым актом, в установленном порядке не опубликован.
Согласно Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется в разрезе 16 видов разрешенного использования, при этом земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок, отнесены к 3 группе, которая имеет иной удельный показатель кадастровой стоимости.
Судами установлено, и данное обстоятельство лицами, участвующими в деле не оспаривается, что заявитель использует вышеназванный земельный участок для эксплуатации автостоянки, что отражено в правоустанавливающих документах.
При этом суды, дав оценку представленным доказательствам в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришли к выводу о том, Росреестр в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ не представило документов, свидетельствующих об отнесении в установленном законом порядке спорного земельного участка к виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания". Также отсутствуют доказательства того, что заявитель является учреждением или организацией торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
При таких обстоятельствах, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что у Росреестра отсутствовали основания для отнесения спорного земельного участка к "земельным участкам, предназначенным для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
В кассационной жалобе доводов, опровергающих выводы судов первой и апелляционной инстанций, не приведено.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых актов, в кассационной жалобе не указано.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 15.10.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2011 по делу N А55-13185/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
В пункте 10 Правил указано, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области. При этом среднее значение удельных показателей кадастровой стоимости земель за один квадратный метр земли зависит от видов разрешенного использования.
...
Согласно Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется в разрезе 16 видов разрешенного использования, при этом земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок, отнесены к 3 группе, которая имеет иной удельный показатель кадастровой стоимости."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 мая 2011 г. N Ф06-3137/11 по делу N А55-13185/2010