г. Казань |
|
30 июня 2014 г. |
Дело N А65-15798/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Коноплевой М.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Шарафутдиновой А.А., доверенность от 17.01.2014 N 1-719-180, Сабитова Т.И., доверенность от 17.01.2014 N 1-719-179,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "КВАРТ"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.10.2013 (судья Гилялов И.Т.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Кувшинов В.Е., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-15798/2013
по заявлению закрытого акционерного общества "КВАРТ", г. Казань, (ИНН 1653007780, ОГРН 1021603464860) к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, (ИНН 1655065554, ОГРН 1051622218559) о признании незаконным отказа, третье лицо: Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "КВАРТ" (далее - заявитель, ЗАО "КВАРТ") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани в принятии из государственной собственности Республики Татарстан недвижимого имущества (общежитий), расположенных по адресам: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Авангардная, д. 91; Российская Федерация, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Авангардная, д. 87; Российская Федерация, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Техническая, д. 39б; Российская Федерация, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 106б, в собственность муниципального образования г. Казани, об обязании Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани принять в муниципальную собственность следующие помещения в зданиях общежитий:
ком. N 3 в кв. N 11; ком. N 5 в кв. N 11; ком. N 3 в кв. N 14; ком. N 1 в кв. N 16; ком. N 3 в кв. N 16; ком. N 5 в кв. N 21; ком. N 5 в кв. N 24; ком. N 2 в кв. N 31, ком. N 2 в кв. N 32; ком. N 3 в кв. N 32; ком. N 2 в кв. N 33; ком. N 3 в кв. N 41; ком. N 3, 4, в кв. N 52; ком. N 4 в кв. N 61; ком. N 4 в кв. N 65; ком. N 1 в кв. N 73; ком. N 3, 4 в кв. N 76; ком. N 5 в кв. N 94; ком. N 1,2 в кв. N 96 общей площадью 305 кв. м в девятиэтажном кирпичном здании по адресу г. Казань, ул. Авангардная д. 87;
нежилые помещения N 1005, 1006, 1007, 1008 в подвале, общей площадью 365, 9 кв. м, нежилые помещения N 1000, 1001, 1002, 1003, 1004 на первом этаже общей площадью 240,3 кв. м; ком. N 103, 103 А; ком. N 105; ком. N 107; ком. N 108; ком. N 109; ком. N ПО; ком. N 111; ком. N 114; ком. N 122А; ком. N 122Б; ком. N 124А; ком. N 124Б; ком. N 203; ком. N 204; ком. N 211; ком. N 215; ком. N 216; ком. N 224; ком. N 225; ком. N 227; ком. N 231; ком. N 233; ком. N 234; ком. N 240; ком. N 243; ком. N 245; ком. N 304, 306; ком. N 314; ком. N 326; ком. N 335; ком. N 406, 408; ком. N 422; ком. N 425; ком. N 431; ком. N 436; ком. N 439, 441; ком. N 504; ком. N 506; ком. N 513; ком. N 516; ком. N 518, 520; ком. N 522 общей площадью 882,3 кв. м в пятиэтажном кирпичном здании по адресу г. Казань, ул. Авангардная, д. 91;
ком. N 1; ком. N 3; ком. N 8; ком. N 11; ком. N 12; ком. N 13; ком. N 15; ком. N 17; ком. N 20 общей площадью 197,4 кв. м. в двухэтажном здании по адресу: г. Казань, ул. Павлюхина, д. 106 Б;
нежилые посещения N 1000, 1001, 1002, 1003, 1004, 1005, 1006, 1007, 1008, 1009, 1010, 1011, 1012, 1013, 1014 в подвале общей площадью 748,3 кв. м, нежилые помещения N 1015, 1016, 1017, 1018 на первом этаже общей площадью 48,9 кв. м; ком. N 111; ком. N 132; ком. N 142; ком. N 149; ком. N 151; ком. N 152, 153; ком. N 154; ком. N 155; ком. N 223; ком. N 261; ком. N 281; ком. N 283; ком. N 285; ком. N 345; ком. N 352; ком. N 372; ком. N 385; ком. N 421; ком. N 483; ком. N 512; ком. N 513; ком. N 522; ком. N 552; ком. N 585 общей площадью 479,3 кв. м в пятиэтажном кирпичном здании по адресу: г. Казань, ул. Техническая, д. 39б.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.10.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, ЗАО "КВАРТ" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 24.06.2014 до 27.06.2014. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа.
Изучив материалы дела, выслушав представителей ЗАО "КВАРТ", обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрением в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, при приватизации Камско-Волжского акционерного общества резинотехники "КВАРТ", в соответствии с планом, утвержденным Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по управлению государственным имуществом от 28.12.1994 N 442 (приложение 8), заявителю на праве полного хозяйственного ведения подлежало передаче имущество, в том числе, указанные общежития.
В соответствии с пунктом 4 Договора купли-продажи имущества при переосвидетельствовании акционерного общества закрытого типа "Камско-Волжское акционерное общество резинотехники "КВАРТ" от 13.02.1995 N 522 (в редакции доп. соглашения к данному договору) порядок, сроки, условия и перечень имущества, закрепленного за ЗАО "КВАРТ" на праве полного хозяйственного ведения, определены соответствующим договором, заключенным между Государственным комитетом Республики Татарстан по управлению государственным имуществом и ЗАО "КВАРТ". Пунктом 1.1 договора о закреплении государственного имущества на праве полного хозяйственного ведения от 13.02.1995 N 171 за ЗАО "КВАРТ" на праве полного хозяйственного ведения закреплено государственное имущество в соответствии с приемо-передаточным актом и прилагаемым к договору перечнем (Приложение 1 к договору), куда вошли, в том числе и спорные общежития. Таким образом, у заявителя на балансе находится государственное имущество (общежития), которое в силу закона подлежит передаче в муниципальную собственность.
07.05.2013 ЗАО "КВАРТ" обратилось в Исполнительный комитет с заявлением о принятии в муниципальную собственность недвижимого имущества (4 общежитий), расположенных по адресам: г. Казань, ул. Авангардная, д. 91, г. Казань, ул. Авангардная, д. 87, г. Казань, ул. Техническая, д. 39б, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 106б.
30.05.2013 Исполнительный комитет письмом N 4883/ИК сообщил заявителю о невозможности принятия в состав муниципальной собственности г. Казани зданий общежитий по следующим причинам:
не решен вопрос финансирования проведения работ по капитальному ремонту вышеуказанных домов в целях приведения их в нормативное состояние;
в связи с тем, что в вышеуказанных домах помещения принадлежат двум и более различным собственникам, передаче в состав муниципальной собственности г. Казани могут подлежать только те помещения, на которые права собственности не зарегистрированы (т.е. квартиры не приватизированы);
передача государственного имущества осуществляется на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, а также по актам приема-передачи, составленным по форме ОС-1а.
Кроме того, предложено представить техническую документацию на дома, в том числе технические и кадастровые паспорта на здания, на жилые помещения, на которые права собственности не зарегистрированы, документы, являющиеся основанием для вселения граждан в жилые помещения общежитий; информацию о наличии и готовности передачи наружных инженерных сетей: водоснабжения и водоотведения, отопления, электроснабжения, относящихся к домам.
ЗАО "КВАРТ", полагая, что в силу пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление от 27.12.1991 N 3020-1) и пункта 1 части 1 приложения N 3 (жилищный фонд) к названному постановлению объекты жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, в том числе общежития, являются муниципальной собственностью, а, следовательно, подлежит передаче в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - Закон N 122-ФЗ), обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды исходили из того, что заявитель, не являясь собственником недвижимого имущества, не вправе обращаться с требованием о его передаче (отчуждении) из государственной собственности Российской Федерации в муниципальную собственность; при обращении в исполнительный комитет с заявлением о принятии в муниципальную собственность общежитий не представлены документы, предусмотренные пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации".
Судебная коллегия считает, что судами не учтено следующее.
Согласно статье 25 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР", действующего до введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и иное имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, могут быть отчуждены в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке и на условиях, установленных законодательными актами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий.
Статьей 18 Закона РСФСР от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" предусматривалось, что жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве хозяйственного ведения, в случае приватизации этих предприятий подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Однако законодательство о приватизации государственных и муниципальных предприятий не допускало включения в состав приватизируемого имущества жилого фонда и некоторых других объектов, для которых законодательством установлен иной порядок приватизации.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год установлено, что указанные акты не регулируют приватизацию жилищного фонда. Следовательно, предусмотренные ими способы приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, не распространяются на жилищный фонд предприятий.
Закон Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 21.07.1997 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", который, в свою очередь, признан утратившим силу в течение трех месяцев со дня опубликования Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации).
Согласно статье 30 Закона о приватизации жилищный фонд и объекты его инфраструктуры исключены из состава приватизируемого имущества в составе имущественного комплекса унитарного предприятия с указанием на их обязательную передачу в муниципальную собственность в установленном законодательством порядке.
Положения указанной нормы соответствуют пункту 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, предусматривающему безвозмездную передачу федерального имущества в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Кроме этого, согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" при переходе государственных или муниципальных предприятий в иную форму собственности жилищный фонд, находившийся в их полном хозяйственном ведении, должен быть передан в полное хозяйственное ведение правопреемников этих предприятий, если они указаны, либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке.
Согласно статье 1 названного Закона жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещений, включая общежития.
Закон Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" признан утратившим силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон).
По смыслу статьи 7 Вводного закона и статьи 2 Закона о приватизации передача в ведение органов местного самоуправления жилых помещений в жилых домах, ранее принадлежавших государственным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, является необходимым условием обеспечения прав граждан на приватизацию этих помещений.
В пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъяснено, что объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Согласно статье 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), с учетом статьи 7 Вводного закона, в собственности муниципальных образований может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Спорные относятся к жилищному фонду социального использования, предназначенному для решения вопросов местного значения и подлежащего безвозмездной передаче в муниципальную собственность в силу пункта 3 части 7 статьи 85 Закона N 131-ФЗ.
Однако оценка доводам заявителя со ссылкой, в том числе, на вышеуказанные нормативные акты о том, что спорные объекты жилищного фонда в силу прямого указания закона являются объектами муниципальной собственности и в нарушение положений Постановления от 27.12.1991 N 3020-1 числятся в реестре государственной собственности Республики Татарстан, судами не дана; перечень помещений и их наименования, подлежащие передаче на момент рассмотрения настоящего дела, судом первой и апелляционной инстанции не установлен, в связи с чем судебные акты подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Выводы судов о не представлении документов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374, кассационным судом отклоняются, поскольку данное обстоятельство не влияет на возможность сохранения права собственности на это имущество за Республико й Татарстан и на обязанность администрации по его принятию в муниципальную собственность.
Выводы суда о невозможности заявителем, не являющимся органом власти, передачи спорных объектов в муниципальную собственность, являются несостоятельными, поскольку волеизъявление собственника на передачу спорного имущества подтверждается его позицией по настоящему делу, в том числе, выраженной в письменном отзыве на апелляционную жалобу, представленными в материалы дела доказательствами - протоколом совещания у Премьер-министра Республики Татарстан от 16.04.2013, распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22.05.2013 N 1466-р "О передаче государственного имущества - объектов жилищного фонда в собственность муниципального образования города Казани", выпиской из реестра государственной собственности Республики Татарстан.
Поскольку требуется исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 названного Кодекса подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное и принять законный и обоснованный судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.10.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 по делу N А65-15798/2013 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
М.В. Коноплева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Спорные относятся к жилищному фонду социального использования, предназначенному для решения вопросов местного значения и подлежащего безвозмездной передаче в муниципальную собственность в силу пункта 3 части 7 статьи 85 Закона N 131-ФЗ.
Однако оценка доводам заявителя со ссылкой, в том числе, на вышеуказанные нормативные акты о том, что спорные объекты жилищного фонда в силу прямого указания закона являются объектами муниципальной собственности и в нарушение положений Постановления от 27.12.1991 N 3020-1 числятся в реестре государственной собственности Республики Татарстан, судами не дана; перечень помещений и их наименования, подлежащие передаче на момент рассмотрения настоящего дела, судом первой и апелляционной инстанции не установлен, в связи с чем судебные акты подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Выводы судов о не представлении документов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374, кассационным судом отклоняются, поскольку данное обстоятельство не влияет на возможность сохранения права собственности на это имущество за Республико й Татарстан и на обязанность администрации по его принятию в муниципальную собственность."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 июня 2014 г. N Ф06-11535/13 по делу N А65-15798/2013