Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 мая 2011 г. N Ф06-3253/11
г. Казань
24 мая 2011 г. |
Дело N А55-20323/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Гариповой Ф.Г., Владимирской Т.В.,
при участии представителей:
заявителя - Педяш С.В. (доверенность от 15.12.2010 N 1215/1),
ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области - Вовк А.С. (доверенность от 25.05.2010 N 04-06/14083),
ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - Косарев А.А. (доверенность от 19.07.2010 N 12-21/322,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области г. Самары, Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2010 (судья Степанова И.К.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2011 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Юдкин А.А., Драгоценнова И.С.)
по делу N А55-20323/2010
по заявлению закрытого акционерного общества "Самарская судоходная компания" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области г. Самары, к Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области о признании незаконными решений от 21.06.2010 N 72; от 21.06.2010 N 15384; решения Управления от 30.07.2010 N 03-15/19625,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Самарская судоходная компания" (далее - ЗАО "Самарская судоходная компания", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области (далее - налоговый орган, Инспекция) от 21.06.2010 N 72 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению в 4 квартале 2009 года в сумме 423 745 руб.; от 21.06.2010 N 15384 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части выводов налогового органа о неправомерности применения заявителем налоговой ставки по НДС 0 процентов за оказанные услуги по перевозке экспортных грузов, предъявленного к возмещению в 4 квартале 2009 года, об уменьшении предъявленного к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за 4 квартал 2009 года на сумму 423 745 руб., о внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета; решения Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - Управление) от 30.07.2010 N 03-15/19625 в части выводов о неправомерности применения заявителем налоговой ставки по НДС 0 процентов за оказанные услуги по перевозке экспортных грузов, предъявленного к возмещению в 4 квартале 2009 года.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2010 оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2011, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Инспекция и Управление обратились в кассационную инстанцию с жалобами, в которых просят об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, коллегия считает жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 04.02.2010 ЗАО "Самарская судоходная компания" представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2009 года (по ТКС), согласно которой, сумма налога к возмещению составила 1 328 106 руб., в том числе: по внутреннему рынку по разделу 3 декларации сумма НДС исчислена к уплате в бюджет в размере 128 889 руб.; по экспорту по разделу 4 декларации сумма НДС исчислена к возмещению из бюджета в размере 1 456 995 руб.
Налоговая база по разделу 4 расчет суммы налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым подтверждена, составила 20 631 392 руб. Налоговые вычеты по разделу 4 составили 1 456 995руб.
По представленной декларации проведена камеральная налоговая проверка и составлен акт от 19.05.2010 N 11-15/13651.
В результате проверки установлено необоснованное применение налоговой ставки 0 процентов по оказанным транспортным услугам в сумме 5 792 013,18 руб. (по курсу на дату отгрузки) (5 658 713,47 руб. по курсу на дату оплаты), и соответственно, неправомерное применение налоговых вычетов в размере 423 745 руб., завышение налогоплательщиком заявленных налоговых вычетов, указанных в декларации по разделу 4 на сумму 423 745 руб., а так же завышение налогооблагаемой базы по разделу 4 налоговой декларации в размере 5 658 713 руб.
Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки на основе налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2009 года приняты решение от 21.06.2010 N 72 об отказе в возмещении частично НДС, заявленного к возмещению в 4 квартале 2009 года в размере 423 745 руб. и от 21.06.2010 N 15384 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; об уменьшении предъявленного к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за 4 квартал 2009 года на сумму 423 745 руб., о внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета.
Общество не согласилось с решениями налогового органа, обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление.
Решением Управления от 30.07.2010 N 03-15/19625 оспариваемые решения оставлены без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с решениями Инспекции и Управления, Общество обратилось в арбитражный суд.
Основанием отказа в возмещении НДС, заявленной к возмещению в 4 квартале 2009 года в сумме 423 745 руб., уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за 4 квартал 2009 года на указанную сумму налоговый орган указывает на неправомерное применение Обществом ставки 0 процентов согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, так как заявитель осуществлял транспортировку товаров, не помещенных под таможенный режим экспорта на момент оказания услуг по перевозке. Принятие груза с территории порта Самара, Ярославль произведено до оформления разрешения на помещение его под таможенный режим экспорта и на момент оказания услуг по транспортировке груз не может считаться экспортным.
Судебные инстанции не соглашаясь с доводами налогового органа, исходили из следующего.
В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.2007 N 877/07 понятие "экспортируемые" должно толковаться вне связи с таможенным режимом экспорта, поскольку норма, содержащаяся в абзаце 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, не имеет указания на какой-либо таможенный режим.
Использование в данной норме понятие "товары, экспортируемые за пределы территории Российской Федерации" означает товары, вывозимые за пределы территории Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение по ставке 0 процентов осуществляется при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, включая работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги) при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
В соответствии со статьей 165 Таможенного кодекса Российской Федерации экспорт (далее - ТК РФ) - таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе, поэтому основной признак экспортной операции - факт вывоза продукции за пределы территории Российской Федерации.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2005 N 41-О подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ определяют, что порядок обложения НДС по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ и услуг напрямую связан с фактом применения к реализации товаров, в отношении которых произведены эти работы или услуги, такой же ставки 0 процентов.
Это связано с тем, что в условиях использования принципа страны назначения налогообложение добавленной стоимости, образуемой при производстве и реализации товаров, происходит на территории страны-импортера.
Как усматривается из материалов дела ЗАО "Самарская судоходная компания" оказывала услуги по транспортировке грузов на основании договоров, заключенных с компанией "Sigma Trade & Invest Corp." (Британские Виргинские острова; чартер-партии от 03.04.2009).
Перевозка указанных грузов осуществлялась ЗАО "Самарская судоходная компания" в интересах ОАО "НК Роснефть" и во исполнение генерального контракта ОАО "НК Роснефть", заключенного с компанией "Гунвор Интернэшнл Б.В." (Нидерланды, Амстердам, филиал в Швейцарии, Женева).
Последний указан в качестве получателя груза во всех коносаментах, представленных заявителем в ходе налоговой проверки и в материалы дела.
Исходя из понятия договора перевозки груза, данного в статье 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статье 67 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ), статье 115 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ), перевозчик обязуется доставить груз в порт назначения и выдать его получателю.
Таким образом, моментом оказания таких услуг является соответственно доставка груза и выдача его получателю.
Согласно статье 119 КТМ РФ, отношения между перевозчиком и не являющимся стороной договора морской перевозки груза получателем определяются коносаментом. В перечне требований к содержанию коносамента статьей 144 КТМ РФ установлена необходимость указания наименования получателя груза.
Согласно пункту 3 статьи 157 ТК РФ, днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.
По смыслу и содержанию положений подпункта 23 пункта 1 статьи 11, пункта 3 статьи 157 ТК РФ, товары считаются помещенными под таможенный режим экспорта со дня проставления таможенными органами на представленной декларантом грузовой таможенной декларации (временной грузовой таможенной декларации) отметки "Выпуск разрешен".
Согласно представленным в материалы дела коносаментам, получателем груза является компания "Гунвор Интернэшнл Б.В.", Нидерланды, Амстердам.
Следовательно, в соответствии с вышеназванными нормами законодательства Российской Федерации о перевозке услуги по перевозке груза на основании выдаваемых коносаментов считаются оказанными в момент передачи груза его получателю, указанному в коносаменте, либо перевозчику, непосредственно доставляющему груз до получателя (BNP PARIBAS S.A.).
Документом, подтверждающим принятие груза для перевозки таким перевозчиком, является соответствующий коносамент.
В соответствии с пунктом 3.6 генерального контракта открытого акционерного общества "НК "Роснефть" и Компании "Гунвор Интернэшнл Б.В." (Амстердам, филиал в Женеве) (покупатель) товар (мазут) считается поставленным на экспорт и принятым покупателем с момента передачи товара речному перевозчику в портах Самара, Сызрань, Кашпир.
Заявителем в материалы дела и налоговому органу, были представлены документы по коносаменту от 25.04.2009 N 74049S услуги оказаны в момент перегрузки этих нефтепродуктов на судно "OVERSEAS SOPHIE" 25.05.2009, что подтверждено танкерным коносаментом N 001 VT, из которого видно, сколько груза получено с судна "Волгонефть-210" и в каком поручении на погрузку m/t "OVERSEAS SOPHIE" со штампом "Выпуск разрешен" этот груз указан.
Согласно оттиску штампа "Выпуск разрешен " Балтийской таможни на Грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10216020/200509/0004798 помещение под таможенный режим по рейсу m/t "OVERSEAS SOPHIE" (коносамент N 001VT) произведено 20.05.2009, тогда как услуги по перевозке были оказаны в соответствии с условиями коносамента 25.05.2009, то есть после помещения под таможенный режим экспорта.
По коносаменту от 20.05.2009 N 09G-0010 услуги оказаны в момент перегрузки этих нефтепродуктов на судно "ASTRO ALTAIR" 09.06.2009, что подтверждено танкерным коносаментом N 009SN, из которого видно, сколько груза получено с судна "Волгонефть-210" и в каком поручении на погрузку m/t "ASTRO ALTAIR" со штампом "Выпуск разрешен " этот груз указан.
Согласно оттиску штампа "Выпуск разрешен " Балтийской таможни на ГТД N 10216020/010609/0005218 помещение под таможенный режим по рейсу m/t "ASTRO ALTAIR" (коносамент N 009SN) произведено 01.06.2009, тогда как услуги по перевозке были оказаны в соответствии с условиями коносамента 09.06.2009, то есть после помещения под таможенный режим.
По коносаменту от 17.06.2009 N 09G-0127 услуги оказаны в момент перегрузки этих нефтепродуктов на судно "OVERSEAS BERYL" 11.07.2009, что подтверждается танкерным коносаментом N 030 VT, из которого видно, сколько груза получено с судна "Волгонефть-210" и в каком поручении на погрузку m/t "OVERSEAS BERYL" со штампом "Выпуск разрешен " этот груз указан.
Согласно оттиску штампа "Выпуск разрешен " Балтийской таможни на ГТД N 10216020/010709/0006547 помещение под таможенный режим по рейсу m/t "OVERSEAS BERYL" (коносамент N 030 VT) произведено 01.07.2009, тогда как услуги по перевозке оказаны в соответствии с условиями коносамента 11.07.2009, то есть после помещения под таможенный режим.
По коносаменту от 17.06.2009 N 09G-0126 услуги оказаны в момент перегрузки этих нефтепродуктов на судно "FAOUET" 27.06.2009, что подтверждается танкерным коносаментом N 025 VT, из которого видно, сколько груза получено с судна "Волгонефть-210" и в каком поручении на погрузку m/t "FAOUET" со штампом "Выпуск разрешен" этот груз указан.
Согласно оттиску штампа "Выпуск разрешен" Балтийской таможни на ГТД N 10216020/250609/0006298 помещение под таможенный режим по рейсу m/t "FAOUET" (коносамент N 025 VT) произведено 25.06.2009, тогда как услуги по перевозке оказаны в соответствии с условиями коносамента 27.06.2009, то есть после помещения под таможенный режим.
Таможенное оформление товаров перевозимых ЗАО "Самарская судоходная компания" произведено Балтийской таможней с проставлением соответствующих отметок на грузовых таможенных декларациях, коносаментах и поручениях на погрузку. При этом, поручения на погрузку с отметкой таможенного органа содержат указания на то, с каких именно судов товар был перегружен по пути следования в порт Санкт-Петербург для дальнейшего следования за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Факт перегруза товара именно с судов, подтверждается актами приема нефтепродуктов на хранение, в которых в качестве отправителя-грузовладельца указано ОАО "НК Роснефть", а в качестве грузополучателя - компания "Гунвор Интернэшнл Б.В.", а также накладными на перевозку нефтепродуктов наливом, оформленных при перегрузки нефтепродуктов на суда, следовавшие рейсом до порта Санкт-Петербург, где указано, с каких судов осуществлена перегрузка нефтепродуктов.
Довод налогового органа о непредставлении поручений на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" материалами дела не подтвержден, так как поручения на отгрузку имеют все необходимые реквизиты и отметки. Тогда как в портах Самара и Ярославль отсутствует пограничный таможенный пост.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 и подпункта 4 пункта 4 статьи 165 НК РФ в случае, если погрузка товаров и их таможенное оформление при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами осуществляются вне региона деятельности пограничного таможенного органа, для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются следующие документы: копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с отметкой "Погрузка разрешена" российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров, а также с отметкой пограничного таможенного органа, подтверждающей вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации; копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке экспортируемого товара документа, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.
То, что Обществом в налоговый орган были представлены все документы в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ, судами установлено и материалами дела подтверждается.
При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2011 по делу N А55-20323/2010 оставить без изменений, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу и содержанию положений подпункта 23 пункта 1 статьи 11, пункта 3 статьи 157 ТК РФ, товары считаются помещенными под таможенный режим экспорта со дня проставления таможенными органами на представленной декларантом грузовой таможенной декларации (временной грузовой таможенной декларации) отметки "Выпуск разрешен".
...
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 и подпункта 4 пункта 4 статьи 165 НК РФ в случае, если погрузка товаров и их таможенное оформление при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами осуществляются вне региона деятельности пограничного таможенного органа, для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются следующие документы: копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с отметкой "Погрузка разрешена" российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров, а также с отметкой пограничного таможенного органа, подтверждающей вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации; копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке экспортируемого товара документа, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.
То, что Обществом в налоговый орган были представлены все документы в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ, судами установлено и материалами дела подтверждается."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 мая 2011 г. N Ф06-3253/11 по делу N А55-20323/2010