г. Казань |
|
04 июля 2014 г. |
Дело N А55-18236/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Ананьева Р.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
истца - Безрукова А.А. (доверенность от 09.01.2014 N 9),
ответчика - Малышева Д.М. (генеральный директор), Полуэктова П.Ю. (доверенность от 18.02.2014 N 1),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Пышкина Н.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-18236/2013
по исковому заявлению Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (ОГРН 1046300456234) г. Самара, к обществу с ограниченной ответственностью "Новое" (ОГРН 1026303802755), с. Новый Буян, Красноярский район, Самарская область, об обязании внести изменения в договор аренды лесного участка,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Новое" (далее - Общество), с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о внесении изменений в договор от 31.12.2008 N 62/09 аренды лесного участка в части изложения раздела II договора "Арендная плата" в новой редакции, путем обязания Общества заключить дополнительное соглашение от 26.11.2012 N 2 на условиях, предложенных Министерством.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.12.2013 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 решение суда первой инстанции от 19.12.2013 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство просит постановление суда апелляционной инстанции от 25.03.2014 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 19.12.2013, мотивируя неправильным применением судами норм материального права, указывая, что в силу пункта 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) размер арендной платы должен быть увеличен пропорционально изменению объема подлежащих изъятию лесных ресурсов на арендуемом земельном участке.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Департаментом лесного хозяйства Самарской области (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор от 31.12.2008 N 62/09 аренды лесного участка площадью 8563,00 га. с номером учетной записи в государственном лесном реестре 452-2010-05, расположенного по адресу: Самарская область, Ставропольский район, Ново-Буянское лесничество, Узюковское участковое лесничество, кварталы N 1-81, для заготовки древесины, сроком на 46 лет.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 14.07.2010 N 63-63-32/011/2010-162.
Постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 N 34 "О реорганизации департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области" Департамент реорганизован путем присоединения к Министерству, которое впоследствии переименовано в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области и является надлежащим полномочным лицом на предъявление данных требований.
Подпунктом "в" пункта 13 договора аренды предусмотрено, что арендатор в течение 12 месяцев с момента подписания договора в установленном порядке должен разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 13 договора аренды арендатор осуществляет использование лесного участка в соответствии с проектом освоения лесов, лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором.
Приказом Министерства от 23.06.2011 N 197 утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды от 31.12.2008 N 62/09.
Согласно Таблице N 16 "Общие сведения о ежегодных проектируемых объемах заготовки древесины" проекта освоения лесов изменены объемы использования лесов по сравнению с объемами, указанными в договоре аренды (приложение N 3 к договору аренды).
Изменение обусловлено тем, что объемы, указанные в договоре, основаны на результатах лесоустроительных работ на землях лесного фонда Самарской области, которые проводились более 17 лет назад (материалы лесоустройства от 1995 года). Однако при разработке проекта освоения лесов арендатор провел лесоустроительные работы, в ходе которых были выявлены новые объемы изъятия древесины.
В целях приведения в соответствие объемов использования лесов на арендуемом лесном участке между Министерством и Обществом подписано дополнительное соглашение от 10.03.2011 N 1 к договору аренды лесного участка, согласного которому внесены изменения в объемы использования лесов на арендуемом лесном участке. Дополнительное соглашение зарегистрировано в Управлении Росреестра по Самарской области 03.05.2011 за N 63-63-32/018/2011-64.
В связи с изменением размера арендной платы Министерством подготовлено дополнительное соглашение от 26.11.2012 N 2 к договору аренды лесного участка от 31.12.2008 N 62/09, согласно которому арендная плата по договору составляет: за 2010 год - 1 345 756,97 рублей; за 2011 год - 1 585 322,07 рублей; за 2012 год - 1 926 199,00 рублей; за 2013 год - 2 089 054,95 рублей; за 2014 год - 1 203 586,00 рублей; за 2015 год - 1 201 061,35 рублей; за 2016 год - 1 203 902,77 рублей; за 2017 год - 1 201 056,39 рублей; за 2018 год - 1 206 516,66 рублей; за 2019 год - 1 201 054,04 рублей, из которых плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы уплачивается в федеральный бюджет, а плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, уплачивается в бюджет Самарской области.
Поскольку направленный Министерством в адрес Общества проект дополнительного соглашения от 26.11.2012 N 2 к договору аренды лесного участка арендатором не был подписан, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что размер арендной платы является регулируемой ценой, а в соответствии с условиями договора арендодатель обладает правом одностороннего изменения арендной платы, в связи с чем требования Министерства об обязании заключить дополнительное соглашение об изменении размера арендной платы не противоречат нормам действующего законодательства и условиям договора аренды лесного участка.
Отменяя решение суда первой инстанции, и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств наличия совокупности условий для изменения договора аренды в судебном порядке, предусмотренных пунктами 2 и 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Заявленные требования Министерства о заключении дополнительного соглашения к договору обусловлены применением положений статей 450, 451 ГК РФ.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 450 ГК РФ изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно статье 424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 451 ГК РФ изменение или расторжение договора судом допускается в исключительных случаях по требованию заинтересованной стороны в связи с существенным изменением обстоятельств.
Лицо, требующее изменения действующего договора, должно доказать наличие существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, а также совокупность условий, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 2 статьи 451 ГК РФ.
В силу пункта 1 статьи 451 ГК РФ изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В соответствии с частью 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Частям 1, 2 статьи 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Как установлено частью 2 статьи 73 ЛК РФ при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
В соответствии с частью 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
По условиям договора аренды спорный лесной участок находится в государственной собственности, соответственно, применяются ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
Таким образом, ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, в связи с чем стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, от 15.03.2012 N 15117/11 и от 17.04.2012 N 15837/11 указано, что регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Аналогичные разъяснения даны в пунктах 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".
Следует отметить, что требования Министерства в части внесения изменений в договор аренды лесного участка фактически направлены на установление твердой суммы арендной платы, однако применительно к данному случаю орган, осуществляющий публичные интересы, вправе ввести в действие нормативный правовой акт об установлении такого размера с определенной даты.
Таким образом, в данном конкретном случае установление размера арендной платы не может определяться соглашением сторон и как следствие быть предметом спора об урегулировании разногласий.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не находит.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 по делу N А55-18236/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По условиям договора аренды спорный лесной участок находится в государственной собственности, соответственно, применяются ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
Таким образом, ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, в связи с чем стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, от 15.03.2012 N 15117/11 и от 17.04.2012 N 15837/11 указано, что регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Аналогичные разъяснения даны в пунктах 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды"."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 июля 2014 г. N Ф06-12394/13 по делу N А55-18236/2013