Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 2 июня 2011 г. N Ф06-3221/11
г. Казань
02 июня 2011 г. |
Дело N А65-9277/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Владимирской Т.В., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителя:
ответчика (Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству) - Константинова А.С., доверенность от 28.01.2011 N 138,
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
ответчика (открытого акционерного общества "Завод Элекон") - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.10.2010 (судья Камалиев Р.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2011 (председательствующий судья Туркин К.К., судьи Балашева В.Т., Демина Е.Г.)
по делу N А65-9277/2010
по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан к Средневолжскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству, г. Самара, открытому акционерному обществу "Завод Элекон", г. Казань, о признании дополнительного соглашения недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Средневолжскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству и открытому акционерному обществу "Завод Элекон" (далее - ОАО "Завод Элекон") о признании дополнительного соглашения от 19.12.2006 недействительным.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.10.2010 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2011 данное судебное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит об отмене судебных актов, принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований, не указывая, какие нормы материального или процессуального права нарушены судебными инстанциями при принятии обжалуемых судебных актов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, заслушав явившегося представителя Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Из приобщенных к делу материалов усматривается, что 01.07.2003 между пользователем - ОАО "Завод Элекон" и федеральным государственным учреждением "Средне-Волжское бассейное управление по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и организации рыболовства" (далее - ФГУ "Средневолжрыбвод") (правопреемником Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству) заключен типовой договор на отвод рыбопромыслового водоема.
Согласно данному договору ФГУ "Средневолжрыбвод" сдал, а ОАО "Завод Элекон" принял в бесплатное пользование рыбопромысловый водоем, участок Куйбышевского водохранилища: левый берег р. Кама от участка линии газопровод - 3 к.м ниже по течению.
16 декабря 2005 года данный договор переоформлен посредством заключения между ФГУ "Средневолжрыбвод" и ОАО "Завод Элекон" договора пользования рыбопромысловым участком в целях промышленного рыболовства сроком действия до 04.11.2006.
В соответствии с данным договором ФГУ "Средневолжскрыбвод" предоставляет за плату пользователю рыбопромысловый участок Куйбышевского водохранилища: левый берег р. Кама от участка линии газопровод - 3 к.м ниже по течению для промышленного рыболовства.
Дополнительным соглашением от 04.11.2006 срок действия договора от 16.12.2005 продлен до 31.12.2006.
Дополнительным соглашением от 19.12.2006 договор на пользование того же рыбопромыслового участка с указанием цели - промышленного рыболовства продлен до даты подписания договора с победителем конкурса на участок.
Полагая, что Средневолжское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству нарушало часть 1 статьи 15 и статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая антимонопольному органу в удовлетворении его заявленных требования арбитражные суды обеих предыдущих инстанций руководствовались положениями Закона о защите конкуренции, Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) (в редакции, действовавшей на момент заключения дополнительного соглашения от 12.12.2006), Федерального закона от 29.12.2006 N 260-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и Земельный кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 260-ФЗ), Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.12.2007 N 333-ФЗ), а также часть 1 статьи 65, статьей 69 и частью 5 статьи 200 АПК РФ. При этом арбитражными судами сделан правомерный вывод о том, что оспариваемое антимонопольным органом дополнительное соглашение от 19.12.2006 к договору пользования рыбопромысловым участком в целях промышленно рыболовства от 16.12.2005 соответствует требованиям закона, правовых оснований для признания его недействительным не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона о рыболовстве (в редакции, действовавшей на момент заключения дополнительного соглашения от 12.12.2006) основанием для предоставления юридическому лицу рыбопромыслового участка является, в частности, договор пользования рыбопромысловым участком, заключенный между федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и юридическим лицом.
Согласно статье 41 Закона о рыболовстве конкурсы на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком организуются и проводятся федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Пункт 3 статьи 39 Закона о рыболовстве предусматривал, что договор, на основании которого гражданину или юридическому лицу были предоставлены рыбопромысловые участки до вступления в силу настоящего Федерального закона (до 03.01.2005), подлежит переоформлению без проведения конкурсов на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком. Такой льготный порядок действовал до 01.01.2008.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 260-ФЗ договор, на основании которого гражданину или юридическому лицу согласно статье 39 Закона о рыболовстве был предоставлен рыбопромысловый участок, подлежит приведению в соответствие с требованиями статьи 18 Закона о рыболовстве до 01.01.2008.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что договор пользования рыбопромысловым участком в целях промышленного рыболовства от 16.12.2005 сроком действия до 04.11.2006 между ФГУ "Средневолжрыбвод" и ОАО "Завод Элекон" заключен в порядке переоформления заключенного теми же лицами, что договор от 01.07.2003.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона о рыболовстве перечень рыбопромысловых участков, включающий в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
В период заключения дополнительных соглашений к договору от 16.12.2005 указанный перечень рыбопромысловых участков на территории Республики Татарстан не существовал. Перечень рыбопромысловых участков был утвержден приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан от 06.03.2008 N 113/2-пр. В связи с чем проведение конкурса на право заключения договоров пользования рыбопромысловыми участками на территории Республики Татарстан не могло быть осуществлено в период заключения дополнительного соглашения от 19.12.2006 к договору от 16.12.2005, так как отсутствовал предмет конкурса.
В связи с отсутствием предмета конкурса и утвержденной конкурсной документации по Республике Татарстан в период заключения дополнительных соглашений проведение конкурса в общем по Республике Татарстан, и в частности, на рыбопромысловый участок, предоставленный ФГУ "Средневолжрыбвод" не представлялось возможным, так как в соответствии со статьей 449 ГК РФ конкурс, проведенный с нарушением правил, установленных законом, может быть признан судом недействительным по иску заинтересованного лица. Признание конкурса недействительным влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим конкурс.
Переоформление договора пользования рыбопромысловым участком в целях промышленного рыболовства от 16.12.2005 вышеуказанными дополнительными соглашениями осуществлялось в силу прямого указания части 3 статьи 39 Закона о рыболовстве.
Федеральным законом от 06.12.2007 N 333-ФЗ с 01.01.2008 внесены изменения в Закон о рыболовстве, согласно которым статьи 39-41 признаны утратившими силу и предусмотрено, что порядок подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, форма примерного договора, порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 33.3 Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ) Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2008 N 264 "О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства и заключении такого договора" утверждены правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства (далее - правила).
В соответствии с пунктом 3 названных правил организаторами конкурса на предоставление рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних вод Российской Федерации являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Решение о проведении конкурса принимают Федеральное агентство по рыболовству и органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - организаторы конкурса).
Таким образом, с апреля 2008 года и до настоящего времени полномочия по проведению конкурса и заключению договоров переданы органам государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Антимонопольным органом в нарушение части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ не представлено доказательств наличия в действиях Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству нарушений, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению конкуренции хозяйствующих субъектов, осуществляющих добычу водных биологических ресурсов на территории Республики Татарстан.
Арбитражными судами правомерно отклонена ссылка заявителя жалобы на письма индивидуального предпринимателя Подгорнова А.А, общества с ограниченной ответственностью "Круг", и других лиц, которые не свидетельствуют о нарушении Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству статей 15, 16 Закона о защите конкуренции, поскольку в них не содержится заявок на предоставление им рыбопромыслового участка Куйбышевского водохранилища: левый берег р. Кама от участка линии газопровод - 3 к.м ниже по течению.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.05.2010 по делу N А65-3816/2010 решение антимонопольного органа и его предписание от 18.12.2009 по делу N 02-369/2009, возбужденному в отношении Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству по признакам нарушения части 1 статьи 15 и статьи 16 Закона о защите конкуренции в отношении ОАО "Завод Элекон" признаны незаконными.
В соответствии со статьей 69 АПК РФ вышеуказанные обстоятельства являются преюдициальными и не доказываются вновь.
Таким образом, выводы арбитражных судом обеих предыдущих инстанций соответствуют требованиям действующего законодательства и материалам дела.
Доводы кассационной жалобы не опровергают сделанных судами предыдущих инстанций выводов и не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными.
Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.10.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2011 по делу N А65-9277/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
Т.В. Владимирская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом от 06.12.2007 N 333-ФЗ с 01.01.2008 внесены изменения в Закон о рыболовстве, согласно которым статьи 39-41 признаны утратившими силу и предусмотрено, что порядок подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, форма примерного договора, порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 33.3 Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ) Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2008 N 264 "О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства и заключении такого договора" утверждены правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства (далее - правила).
...
Арбитражными судами правомерно отклонена ссылка заявителя жалобы на письма индивидуального предпринимателя Подгорнова А.А, общества с ограниченной ответственностью "Круг", и других лиц, которые не свидетельствуют о нарушении Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству статей 15, 16 Закона о защите конкуренции, поскольку в них не содержится заявок на предоставление им рыбопромыслового участка Куйбышевского водохранилища: левый берег р. Кама от участка линии газопровод - 3 к.м ниже по течению.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.05.2010 по делу N А65-3816/2010 решение антимонопольного органа и его предписание от 18.12.2009 по делу N 02-369/2009, возбужденному в отношении Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству по признакам нарушения части 1 статьи 15 и статьи 16 Закона о защите конкуренции в отношении ОАО "Завод Элекон" признаны незаконными."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 2 июня 2011 г. N Ф06-3221/11 по делу N А65-9277/2010
Хронология рассмотрения дела:
24.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11076/11
16.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11076/11
02.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3221/11
15.02.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14863/2010