г. Казань |
|
10 июля 2014 г. |
Дело N А55-16750/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя:
заявителя - Воротынской О.Л. (доверенность от 10.02.2014 N 32)
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.10.2013 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Рогалева Е.М., Холодная С.Т.)
по делу N А55-16750/2013
по заявлению закрытого акционерного общества "ВАЗИНТЕРСЕРВИС" (ИНН 6320004911, ОГРН 1026301979527), г. Тольятти, Самарская область, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность и аренду земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "ВАЗИНТЕРСЕРВИС" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа от 22.07.2013 N 8590 Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - Управление Росимуществом) в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:09:0201060:14664 и в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 63:09:0201060:14663 и 63:09:0201060:14665.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.10.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росимуществом просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального права. Заявитель кассационной жалобы указывает, что Обществом при обращении с заявлением о предоставлении в собственность и аренду испрашиваемых земельных участков не представлены документы, подтверждающие личность представителя юридического лица и компетенцию директора.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением администрации г. Тольятти от 14.12.1993 N 1953 Обществу в бессрочное пользование был предоставлен земельный участок общей площадью 12,85 га для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений и реконструкции производственных площадей зданий и сооружений в Комсомольском районе.
На основании вышеуказанного постановления было выдано свидетельство о праве бессрочного пользования на землю от 16.11.1993 N 20787.
Постановлением первого заместителя мэра г. Тольятти от 11.05.2000 N 1234-2/05-00 было прекращено право бессрочного пользования Общества на вышеназванный земельный участок в связи с уточнением границ землепользования и предоставлен земельный участок общей площадью 136 007 кв.м. в постоянное (бессрочное) пользование для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений производственной базы по ул. Макарова, 23 в Комсомольском районе.
На основании указанного постановления в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации от 13.07.2000 N 63-09-1/20002-2996 о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Общества на земельный участок, расположенный: Самарская область г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Макарова, 23 площадью 136 007 кв. м.
Распоряжением мэра города Тольятти от 09.06.2005, в связи с предоставлением Обществу в аренду сроком на 49 лет земельного участка, расположенного по адресу: г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Макарова, 23 для дальнейшей эксплуатации зданий, площадью 13 607 кв. м, было прекращено право постоянного (бессрочного) пользования. Между мэрией городского округа Тольятти и Обществом был заключен договор аренды земельного участка от 29.09.2005 N 1217 с кадастровым номером 63:09:0201060:0070, расположенным по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Макарова. 23, который был зарегистрирован в ЕГРП 22.03.2006.
Распоряжением Управления Росимуществом от 14.05.2013 N 347-р земельный участок площадью 136 007 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Макарова, 23, с кадастровым номером 63:09:0201060:0070 разделен на три земельных участка: с кадастровым номером 63:09:0201060:14663 площадью 8,00 кв. м; с кадастровым номером 63:09:0201060:14664 площадью 134 408 кв. м; с кадастровым номером 63:09:0201060:14665 площадью 1591 кв. м.
Право собственности Российский Федерации на вышеназванные земельные участки зарегистрировано 28.05.2013.
Общество обратилось в Управление Росимуществом с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0201060:14664 площадью 134 408 кв. м в собственность по цене в размере 2,5% от кадастровой стоимости, а также земельных участков с кадастровым номером 63:09:0201060:14663 площадью 8 кв. м и с кадастровым номером 63:09:0201060:14665 площадью 1 591 кв. м в аренду, определив арендную плату вышеуказанных земельных участков в размере 1,5% от кадастровой стоимости.
Письмом от 22.07.2013 N 8590 Управление Росимуществом отказало заявителю в предоставлении вышеуказанных земельных участков в собственность и в аренду в связи с тем, что не представлены документы, предусмотренные перечнем, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
Общество, полагая, что указанным отказом в предоставлении земельных участков в собственность и аренду нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из несоответствия оспариваемого отказа, действий государственного органа действующему законодательству и нарушения прав и законных интересов Общества.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации (далее -ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Пунктом 4 статьи 11.8 ЗК РФ предусмотрено, что в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - закон N 137-ФЗ) собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу ЗК РФ.
С 01.07.2012 собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, в случаях, если в период со дня вступления в силу Закона N 137-ФЗ до 01.07.2012 в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, а также в случаях, когда земельные участки образованы из указанных выше земельных участков.
Данный порядок действует в отношении коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками расположенных на указанных земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных, снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения ранее были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, а также в отношении юридических лиц, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Оценив представленные сторонами доказательства с позиций статьи 71 АПК РФ, и установив, что земельный участок с кадастровым номером 63:09:0201060:14664 площадью 134 408 кв. м был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:09:0201060:0070, который ранее находился в постоянном (бессрочном) пользовании Общества, переоформленным 29.09.2005 на право аренды, суды пришли к правомерному выводу о наличии у Общества исключительного права на приобретение данного участка в собственность в порядке положений статьи 36 ЗК РФ, который в силу абзаца 2 пункта 2.2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ должен быть предоставлен по цене в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Подпунктом "г" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" предусмотрено, что арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается 1,5% в отношении земельного участка, ограниченного в обороте и не относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, право аренды на который переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Запрещается приватизация земельных участков в границах территорий общего пользования (пункты 2, 8 статьи 27 ЗК РФ).
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 ЗК РФ).
Установив, что земельные участки с кадастровым номером 63:09:0201060:14663 площадью 8 кв. м и с кадастровым номером 63:09:0201060:14665 площадью 1591 кв. м были образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:09:0201060:0070, который ранее находился в постоянном (бессрочном) пользовании Общества, переоформленном 29.09.2005 на право аренды, а также то, что указанные земельные участки, располагаются на территории общего пользования, не подлежат приватизации, являются ограниченными в обороте, суды пришли к правильному выводу о том, что Общество имеет преимущественное право на заключение договоров аренды указанных земельных участков с установлением арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости.
Довод Управления Росимуществом в кассационной жалобе о том, что при обращении Обществом с заявлением о выкупе земельного участка был представлен неполный пакет документов, предусмотренный Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, а именно не представлен документ, удостоверяющий личность представителя юридического лица, был предметом оценки судебных инстанций и правомерно отклонен.
Как установлено судами, заявление о предоставлении земельных участков подписано генеральным директором Общества, который является его единоличным исполнительным органом и действует без доверенности.
Исполнительный орган юридического лица не является его представителем в соответствии со статьей 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Действия органов юридического лица, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей юридического лица, признаются действиями самого юридического лица.
С учетом изложенных обстоятельств судами сделаны правомерные выводы о наличии у Общества права выкупа и аренды испрашиваемых земельных участков и о предоставлении предусмотренных законодательством документов для рассмотрения поданного заявления, в связи с чем у Управления Росимуществом не имелось оснований для отказа в совершении указанных действий.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают правильность выводов суда, не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 АПК РФ данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, основанных на материалах дела при правильном применении норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 15.10.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014 по делу N А55-16750/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпунктом "г" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" предусмотрено, что арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается 1,5% в отношении земельного участка, ограниченного в обороте и не относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, право аренды на который переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Запрещается приватизация земельных участков в границах территорий общего пользования (пункты 2, 8 статьи 27 ЗК РФ).
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 ЗК РФ).
...
Исполнительный орган юридического лица не является его представителем в соответствии со статьей 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Действия органов юридического лица, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей юридического лица, признаются действиями самого юридического лица."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 июля 2014 г. N Ф06-12303/13 по делу N А55-16750/2013