г. Казань
07 июня 2011 г. |
Дело N А55-3328/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Филимонова С.А., Сибгатуллина Э.Т.,
при участии представителей:
истца - Чулковой А.А. по доверенности от 17.01.2011 N 31,
ответчика - Министерства управления финансами Самарской области - Первушиной Н.И. по доверенности от 16.11.2010 N МФ-13-07/2548,
в отсутствие:
ответчика - Управления Федерального казначейства по Самарской области - извещен, не явился,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Самарской области и Министерства управления финансами Самарской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2011 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Засыпкина Т.С., Холодная С.Т.)
по делу N А55-3328/2010
по исковому заявлению муниципального предприятия "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3" (ИНН 6320001847, ОГРН 1036301004431) к Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области Министерства финансов Российской Федерации, Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области о взыскании 20 476 051,30 руб.,
третьи лица: мэрия городского округа Тольятти, Тольяттинский почтамт Управления Федеральной почтовой связи Самарской области - филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском, с учетом уточнения размера иска, принятого судом первой инстанции, к Российской Федерации (далее - первый ответчик) и Самарской области (далее - второй ответчик) о взыскании с ответчиков 20 476 051,3 руб. убытков, возникших в связи с перевозкой льготников по единому социальному проездному билету, стоимость которого установлена постановлением Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан" (в редакции постановлений Правительства Самарской области от 18.05.2005 N 55, от 25.07.2007 N 105, от 12.12.2007 N 251), в том числе: с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в размере 2 971 034,03 руб. в качестве возмещения убытков, причиненных предприятию в результате предоставления в период с 01.07.2008 по 31.12.2008 льгот по проезду в транспорте общего пользования на основании единых социальных проездных билетов (ЕСПБ), финансирование которых отнесено к полномочиям Российской Федерации; с Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области за счет средств казны Самарской области в размере 17 505 017,27 руб. в качестве возмещения убытков, причиненных предприятию в результате предоставления в период с 01.07.2008 по 31.12.2008 льгот по проезду в транспорте общего пользования на основании единых социальных проездных билетов (ЕСПБ), финансирование которых отнесено к полномочиям Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.11.2010 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2011 решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, Министерство управления финансами Самарской области и Управление федерального казначейства по Самарской области обратились с кассационными жалобами, в которых просят отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда апелляционной инстанции представленным доказательствам и фактическим обстоятельствам.
Истец возражает против удовлетворения кассационных жалоб, считает оспариваемый по делу судебный акт законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на кассационные жалобы.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационных жалобах, отзыве на неё, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, истец осуществлял перевозку пассажиров в г. Тольятти транспортом общего пользования по городским маршрутам, в соответствии с едиными тарифами и едиными условиями перевозок по льготным проездным билетам, установленных для муниципальных транспортных предприятий города Тольятти.
Согласно статьям 44 и 63 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" меры социальной защиты инвалидов и социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Иск предъявлен на основании постановления Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан", согласно которому с 01.03.2005 стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области установлена в размере не превышающем 210 руб., с 01.08.2007 в размере не превышающем 250 руб., а с 01.07.2008 в размере не превышающем 270 руб. для:
- лиц, указанных в пункте 3 статьи 14, в пункте 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", за исключением граждан, указанных в пункте 2 настоящего постановления;
- лиц, указанных в пункте 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- лиц, указанных в части 2 статьи 16, в части 2 статьи 25, в подпунктах 1-10 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
- лиц, указанных в статьях 2-7, 12 Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";
- лиц, указанных в абзацах 1-3 пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска";
- лиц, указанных в пунктах 1-2 статьи 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
- лиц, указанных в пункте 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- лиц, указанных в статье 1 Закона Самарской области от 28.12.2004 N 169-ГД "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий";
- лиц, награжденных знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР" в соответствии с Федеральным законом от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов";
- лиц, получающих пенсию и не отнесенных к вышеперечисленным категориям лиц;
- родителей, опекунов, попечителей детей-инвалидов;
- лиц, сопровождающих инвалидов I группы. Для лиц, сопровождающих инвалида I группы, единый социальный проездной билет приобретается данным инвалидом.
С 01.03.2005 установлена стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области в пределах ежемесячной денежной выплаты с компенсацией разницы между ежемесячной денежной выплатой и ценой единого социального проездного билета в порядке, определенном Соглашением между Правительством Российской Федерации и Самарской областью, для следующих категорий граждан:
- военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 по 03.09.1945 не менее шести месяцев; военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
- членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
- лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.
В связи с неполным возмещением расходов по предоставлению льгот, истец обратился с настоящим иском в суд о взыскании убытков, причиненных в результате неисполнения обязанности по возмещению выпадающих доходов общества в связи с осуществлением перевозок отдельных категорий граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки по единым социальным проездным билетам с казны публично-правовых образований - Российской Федерации и Самарской области.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Разница между стоимостью ежемесячного проездного билета на два вида транспорта и единого социального проездного билета (далее - ЕСПБ) возмещалась истцу лишь частично в результате перечисления дотаций из областного бюджета и субвенций из федерального бюджета.
Согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (пункты 1, 19).
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802 субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие расходные обязательства субъектов Российской Федерации по осуществлению выплат:
- гражданам, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, взамен бесплатного проезда;
- транспортным организациям за предоставление социальных проездных билетов указанной категории граждан;
- транспортным организациям на возмещение убытков при предоставлении льготного проезда и погашение задолженности за предоставленные льготы по проезду указанной категории граждан.
В постановлении Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан" определен порядок предоставления льгот как гражданам, имеющим право на льготы на основании федеральных законов, так и гражданам, имеющим право на льготы на основании нормативных актов Самарской области.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что в случае предъявления юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.
Судом апелляционной инстанции дана надлежащая оценка договору, заключенному открытым акционерным обществом "АвтоВАЗ" (далее - ОАО "АвтоВАЗ") с истцом.
Истцом 24.12.2007 заключен договор с ОАО "АвтоВАЗ" N 41355 (с учетом дополнительных соглашений) по перевозкам работников ОАО "АвтоВАЗ", согласно которому истец осуществлял автобусные пассажирские перевозки в соответствии с графиками движения по маршрутам следования подвижного состава (по городским маршрутам), выполняя дополнительные объемы по перевозке работников ОАО "АвтоВАЗ", а ОАО "АвтоВАЗ" оплачивал данные пассажирские перевозки.
Как следует из расчета тарифов к данному договору ОАО "АвтоВАЗ" перечисляло истцу плату за перевозки по городским маршрутам, исходя из объема маш-часов, что свидетельствует о том, что истцу компенсировались как убытки от перевозок граждан, не пользующихся льготами, так и льготных категорий граждан.
Сумма оплаты, полученная истцом по договору на осуществление пассажирских перевозок, заключенному с другим участником хозяйственных отношений, неправомерно расценена судом первой инстанции как компенсация убытков истца, связанных с перевозкой льготных категорий граждан на основании единого проездного билета.
Нормативными актами возмещение данных убытков отнесено к расходным обязательствам соответствующих бюджетов, в зависимости от того, нормативными актами какого уровня установлены соответствующие льготы. При этом законодательство не предусматривает возмещение убытков, связанных с перевозкой льготных категорий граждан на основании единого проездного билета, за счет доходов транспортной организации, полученных по договорам перевозок от своих контрагентов.
Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами документы с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, правомерно удовлетворил заявленные исковые требования о взыскании ущерба.
На основании вышеизложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены принятого по делу постановления апелляционной инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2011 по делу N А55-3328/2010 оставить без изменений, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Афанасьев |
Судьи |
С.А. Филимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802 субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие расходные обязательства субъектов Российской Федерации по осуществлению выплат:
...
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что в случае предъявления юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 июня 2011 г. N Ф06-4145/11 по делу N А55-3328/2010
Хронология рассмотрения дела:
08.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11430/11
22.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11430/11
07.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4145/11
24.02.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14446/2010