г. Казань
17 июня 2011 г. |
Дело N А12-21508/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Арукаевой И.В., Сибгатуллина Э.Т.,
в отсутствие представителей сторон - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АНСЕЙ ВМК"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.12.2010 (судья Пильник С.Г.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2011 (председательствующий судья Грабко О.В., судьи Бирченко А.Н., Камерилова В.А.)
по делу N А12-21508/2010
по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Городской водоканал г. Волгограда" (ИНН 3446002106 ОГРН 1033400546156) к обществу с ограниченной ответственностью "АНСЕЙ ВМК" (ИНН 3445040740 ОГРН 1023402970271) о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Городской водоканал г. Волгограда" (далее - МУП "Горводоканал г. Волгограда", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "АНСЕЙ ВМК" (далее - ООО "АНСЕЙ ВМК", ответчик) о взыскании суммы задолженности, образовавшейся по договору на отпуск воды и прем сточных вод от 01.06.2009 N 003394 за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в размере 1 230 710 руб. 95 коп.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) до принятия судебного акта судом первой инстанции истец отказался от иска в части требований о взыскании с ООО "АНСЕЙ ВМК" суммы задолженности в размере 18 120 руб. 17 коп.
Судом принят отказ от иска в данной части.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.12.2010, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2011, в части отказа МУП "Горводоканал г. Волгограда" от взыскания с ООО "АНСЕЙ ВМК" суммы задолженности в размере 18 120 руб. 17 коп. производство по делу прекращено. С ООО "АНСЕЙ ВМК" в пользу МУП "Горводоканал г. Волгограда" взыскана сумма задолженности, образовавшаяся по договору на отпуск воды и прием сточных вод от 01.06.2009 N 003394 за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в размере 1 212 590 руб. 78 коп., а также понесенные расходы по уплате государственной пошлины в размере 25 125 руб. 90 коп. и издержки в сумме 25 руб. 30 коп.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя жалобы, акт отбора проб сточных вод от 06.09.2010 N 523 не соответствует нормам действующего законодательства, расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ от 07.10.2010 N 307 является недостоверным. Кроме того, к участию в деле не привлечены субабоненты, чьи права и законные интересы затрагиваются вынесенными по делу судебными актами.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем, на основании части 3 статьи 284 АПК РФ, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв до 15.06.2011 до 14 часов 20 минут.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, считает их подлежащими отмене в части.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 01.06.2009 между МУП "Горводоканал г. Волгограда" (предприятие) и ООО "АНСЕЙ ВМК" (абонент) заключен договор на отпуск воды и прием сточных вод "промышленные предприятия" N 003394.
Согласно пункту 1.1 договора отпуск питьевой (технической) воды абоненту производится из систем водоснабжения предприятия согласно вы данным техническим условиям по объему и качеству.
Пунктом 2.1.3 договора установлено, что контролировать соблюдение абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод путем выполнения анализов проб сточных вод, отбираемых в контрольных канализационных колодцах в любое время без предварительного уведомления абонента. Периодичность отбора проб вод не реже 1 раз в 3 месяца. Абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод. Факт отбора проб удостоверяется актом, который подписывается представителями предприятия и абонента (субабонента). В случае невыделения абонентом/субабонентом представителя или отказа от подписания акта проба считается действительной в одностороннем порядке до следующего отбора.
Абонент может одновременно, в присутствии представителя предприятия, отобрать параллельную пробу и провести ее анализ в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств. Обеспечивать беспрепятственный доступ работников предприятия к узлу учета абонента, к контрольным канализационным колодцам для отбора проб для осуществления контрольных функций, к осмотру и проведению эксплуатационных работ на транзитных водопроводных и канализационных сетях предприятия (пункт 2.2.5 договора).
Стороны установили в пункте 2.2.7 до говора, что абонент принял на себя обязательства соблюдать действующие лимиты, согласно приложения 2 и режим потребления питьевой воды и сточных вод, нормативы водоотведения по качеству сточных вод в соответствии с "Условиями приема", "Перечнем и нормативами ДК загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентом в системы канализации Волгограда" (приложение N 4),
Приложением N 4 к договору стороны согласовали перечень и нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентом в системы канализации Волгограда.
06 сентября 2010 года МУП "Горводоканал г. Волгограда" произведен контрольный отбор проб стоков отводимых абонентом в систему канализации сточных вод из контрольных канализационных колодцев, что зафиксировано в акте от 06.09.2010 N 523.
По результатам измерений проб сточных вод и количественного химического анализа воды выявлено превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, что подтверждается протоколами количественного химического анализа сточных вод от 22.09.2010 N 381, 382.
Согласно пункту 4.1 договора за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ (устанавливается "Условиями приема" на основе постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 и постановления главы Администрации Волгоградской области N 606 от 05.11.1996), в систему канализации с Абонента взимается повышенная плата. Сумма платы определяется исходя из объема общего водоотведения и фактических концентраций загрязняющих веществ, количества превышений (кратности), определяемых путем выполнения анализов проб сточных вод.
На основании указанного пункта договора МУП "Горводоканал г. Волгограда" произвело расчеты от 07.10.2010 N 307 за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за период с 01.07.2010 по 30.09.2010 на сумму 1 230 710 руб. 95 коп.
Поскольку ответчик оплату не произвел, МУП "Горводоканал г. Волгограда" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (статья 548 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), которые действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны как для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, так и для всех абонентов.
Согласно пункту 11 Правил N 167 отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам, заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Как правильно указано судами, правовая природа повышенной платы за сброшенные в сточные воды загрязняющие вещества является мерой экономического воздействия на хозяйствующий субъект за факт сброса им в систему канализации вредных загрязняющих веществ сверх нормативов, определенных в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 65 Правил N 167 контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В пункте 70 Правил N 167 установлено, что расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 88 Правил N 167 абонент обязан осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, включая сточные воды субабонентов, и предоставлять организации водопроводно-канализационного хозяйства сведения о результатах такого контроля; соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 Правил N 167; своевременно производить оплату организации водопроводно-канализационного хозяйства за сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение указанного постановления администрацией Волгоградской области от 05.11.1996 принято постановление N 606 "Об утверждении порядка приема сточных вод и взимания с приятий (организаций) платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации пунктов Волгоградской области" (далее - Постановление N 606).
Исследовав представленный в материалы дела акт отбор проб из контрольного колодца от 06.09.2010 N 523, суды пришли к выводу о соответствии указанного акта требованиям ГОСТ Р 51592-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб".
Довод ООО "АНСЕЙ ВМК" о том, что при отборе проб участия не принимали субабоненты, не соответствует нормам действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 76 Правил N 167, если к абоненту присоединены субабоненты, расчеты за отпуск им воды и прием от них сточных вод и загрязняющих веществ производятся субабонентами с абонентом по договорам, заключенным между ними, если иной порядок расчетов не установлен органами местного самоуправления.
По соглашению абонента и субабонента с организацией водопроводно-канализационного хозяйства такие расчеты могут производиться субабонентом непосредственно с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В данном случае дополнительные договоры между ответчиком и его субабонентами не заключались, мероприятия по контролю сточных вод субабонентов не проводились.
Отклоняя довод ответчика о неверном расчете оплаты за сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций, суды исходили из положений пунктов 23.1, 23.2 порядка приема сточных вод и взимания с предприятий (организаций) платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Волгоградской области, утвержденного Постановлением N 606 (далее - Порядок).
Между тем, суды не учли, что согласно пункту 23.1 указанного Порядка при сбросе абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих допустимые концентрации или временно допустимые концентрации, но не превышающих концентраций, допустимых для сетей канализации и (или) биологической очистки, расчет платы производится исходя из базовых нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные или подземные водные объекты в пределах установленных лимитов, примененных к разности между фактической и допустимой (или временно допустимой) концентрациями загрязняющих веществ, эффективности очистки (задержания) загрязняющих веществ на сооружениях биологической очистки; базовых нормативов платы (в пределах установленных лимитов) за размещение осадка, примененных к разности между удельными величинами фактического и нормативного размещения осадка на один куб. м сточных вод; коэффициентов экологической ситуации и значимости состояния водных объектов и почвы региона; пятикратного повышения коэффициента за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды и размещение осадка, а также коэффициентов индексации базовых нормативов платы для населенных пунктов. Кроме того, необходимо учитывать долю сточных вод абонентов на выпуске в систему канализации, по которому зафиксировано нарушение, компенсационный коэффициент, учитывающий дополнительные затраты организаций водопроводно-канализационного хозяйства по вынужденному приему сверхнормативного сброса сточных вод в систему канализации, а также объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за период не более трех месяцев от обнаружения нарушения до очередного отбора проб организациями водопроводно-канализационного хозяйства. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
Пунктом 23.2 Порядка предусмотрено, что при сбросе абонентами загрязняющих веществ, превышающих не только установленные допустимые концентрации и (или) временно допустимые концентрации, но и концентрации, допустимые для сетей канализации и (или) биологической очистки, а также в случае сброса веществ, по которым не установлены базовые нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, расчет платы производится исходя из отношений разности между фактической и допустимой (или временно допустимой) концентрациями загрязняющего вещества к допустимым концентрациям и (или) временно допустимым концентрациям того же вещества, с учетом доли сточных вод абонента на выпуске в системы канализации, по которому зафиксировано нарушение. Полученный результат (сумма по всем загрязняющим веществам) делится на число загрязняющих веществ, по которым зафиксировано нарушение, умножается на понижающий коэффициент, учитывающий дифференцированную систему установления тарифов для различных групп потребителей, на действующий тариф за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ и на объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за период не более трех месяцев от обнаружения нарушения до очередного отбора проб организациями водопроводно-канализационного хозяйства. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
Таким образом, при расчете платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ следовало учитывать объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за период не более трех месяцев именно от обнаружения нарушения.
Порядок определения фактического объема сброшенных абонентом сточных вод установлен пунктами 29-31 Порядка.
Поскольку отбор проб сточной воды произведен в присутствии представителей сторон 06.09.2010, судебная коллегия полагает, что принятый судами в качестве обоснованного расчет от 07.10.2010 N 307 платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за период с 01.07.2010 по 30.09.2010, произведен без учета вышеназванных положений Постановления N 606.
Таким образом, выводы суда в части обоснованности расчета задолженности, образовавшейся по договору на отпуск воды и прием сточных вод от 01.06.2009 N 003394 за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку сделаны по неполно исследованным материалам дела.
При этом, судебная коллегия считает не противоречащим закону, в частности, статье 49 АПК РФ принятие судом отказа от части заявленных требований и прекращение производства по делу в указанной части.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты в части удовлетворения исковых требований подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду надлежит исследовать изложенные выше обстоятельства, дать оценку доводу заявителя жалобы о несоблюдении истцом пункта 3.7 ГОСТ Р 51592-200 и пунктов 7.1., 7.2. Инструкции по отбору проб для анализа сточных вод НВН 33-5.3.01-85, утвержденной Приказом Минводхоза СССР от 13.06.1985 N 223, в зависимости от установленного, разрешить спор и распределить судебные расходы по кассационной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктами 1, 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.12.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2011 по делу N А12-21508/2010 отменить в части взыскания с общества с ограниченной ответственностью "АНСЕЙ ВМК" в пользу муниципального унитарного предприятия "Городской водоканал г. Волгограда" суммы задолженности, образовавшейся по договору на отпуск воды и прием сточных вод от 01.06.2009 N 003394 за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в размере 1 212 590 руб. 78 коп., а также понесенных расходов по уплате государственной пошлины в размере 25 125 руб. 90 коп. и издержек в сумме 25 руб. 30 коп.
В указанной части направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
В остальной части решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.12.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2011 по делу N А12-21508/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Афанасьев |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 23.2 Порядка предусмотрено, что при сбросе абонентами загрязняющих веществ, превышающих не только установленные допустимые концентрации и (или) временно допустимые концентрации, но и концентрации, допустимые для сетей канализации и (или) биологической очистки, а также в случае сброса веществ, по которым не установлены базовые нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, расчет платы производится исходя из отношений разности между фактической и допустимой (или временно допустимой) концентрациями загрязняющего вещества к допустимым концентрациям и (или) временно допустимым концентрациям того же вещества, с учетом доли сточных вод абонента на выпуске в системы канализации, по которому зафиксировано нарушение. Полученный результат (сумма по всем загрязняющим веществам) делится на число загрязняющих веществ, по которым зафиксировано нарушение, умножается на понижающий коэффициент, учитывающий дифференцированную систему установления тарифов для различных групп потребителей, на действующий тариф за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ и на объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за период не более трех месяцев от обнаружения нарушения до очередного отбора проб организациями водопроводно-канализационного хозяйства. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
...
Порядок определения фактического объема сброшенных абонентом сточных вод установлен пунктами 29-31 Порядка.
Поскольку отбор проб сточной воды произведен в присутствии представителей сторон 06.09.2010, судебная коллегия полагает, что принятый судами в качестве обоснованного расчет от 07.10.2010 N 307 платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за период с 01.07.2010 по 30.09.2010, произведен без учета вышеназванных положений Постановления N 606.
...
При новом рассмотрении дела суду надлежит исследовать изложенные выше обстоятельства, дать оценку доводу заявителя жалобы о несоблюдении истцом пункта 3.7 ГОСТ Р 51592-200 и пунктов 7.1., 7.2. Инструкции по отбору проб для анализа сточных вод НВН 33-5.3.01-85, утвержденной Приказом Минводхоза СССР от 13.06.1985 N 223, в зависимости от установленного, разрешить спор и распределить судебные расходы по кассационной жалобе."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 июня 2011 г. N Ф06-4514/11 по делу N А12-21508/2010