г. Казань
05 июля 2011 г. |
Дело N А55-23822/2010 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
истца - Башева Олега Александровича, по доверенности от 04.07.2011, б/н,
ответчика - Первушиной Натальи Игоревны, по доверенности от 16.12.2010 N МФ-13-07/2548,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.01.2011 (судья Стенина А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2011 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи: Юдкин А.А., Семушкин В.С.)
по делу N А55-23822/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Полет", г. Самара, к Министерству управления финансами Самарской области, г. Самара, об оспаривании решения от 04.10.2010 N МФ-13-07/1896,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Полет" (далее - ООО "Полет", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства Управления Финансами Самарской области (далее - Минфин Самарской области, ответчик) от 04.10.2010 N МФ-13-07/1896 о запрете на проведение стимулирующей лотереи "2 из 5" и обязать внести в государственный реестр региональных лотерей запись о стимулирующей лотерее "2 из 5" на основании уведомления от 21.09.2010 N 184.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.01.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин Самарской области просит вышеуказанные судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив законность решения Арбитражного суда Самарской области от 13.01.2011 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2011 в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела 21.09.2010 ООО "Полет" обратилось в Минфин Самарской области с уведомлением о проведении стимулирующей лотереи "2 из 5".
К указанному заявлению приложены документы, предусмотренные Федеральным законом от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Федеральный закон N 138-ФЗ).
Ответчиком принято решение от 04.10.2010 N МФ-13-07/1896 о запрете стимулирующей лотереи.
При этом ответчик указал, что условия лотереи предусматривают розыгрыш призового фонда в рамках одного тиража неоднократно; порядок проведения розыгрыша не соответствует части 5 статьи 18 Федерального закона N 138-ФЗ; условия проведения лотереи неправомерно определяют порядок заявки участника лотереи; проведение лотереи связано с организацией деятельности по проведению развлекательных игр; не представлены нотариально заверенные копии учредительных документов.
Кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали незаконным отказ, исходя из следующего.
Пунктом 7 Условий лотереи установлено, что "проведение розыгрыша призового фонда лотереи "2 из 5" включает в себя отдельные тиражи", что соответствует положению части 2 статьи 3 Федерального закона N 138-ФЗ (в редакции от 27.07.2010). Условия лотереи не нарушают требования закона о том, что розыгрыш призового фонда проводится единовременно. ООО "Полет" организатор лотереи, проводит розыгрыш указанного призового фонда одним тиражом, путем распространения товара партиями с предложением участия в лотереи, так как призовой фонд составляет значительную сумму и реализация товара в один прием затруднительна.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали, что порядок проведения розыгрыша соответствует части 5 статьи 18 Федерального закона N 138-ФЗ, так как в пункте 7 Условий проведения лотереи определена процедура розыгрыша и указано, что результаты розыгрыша призового фонда каждого тиража стимулирующей лотереи "2 из 5" публикуются организатором лотереи - ООО "Полет" в средствах массовой информации и на сайте не позднее 10 дней со дня проведения указанного розыгрыша.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона N 138-ФЗ установлено, что "порядок направления заявки участником стимулирующей лотереи и порядок приема такой заявки определяются организатором стимулирующей лотереи в Условиях стимулирующей лотереи. Организатор стимулирующей лотереи может обусловить заключение договора на участие в стимулирующей лотереи совершением ее участником определенных действий, предусмотренных Условиями такой лотереи".
В условиях лотереи (приложение N 3, приложение N 4, пункт 7 Условий) организатор лотереи - ООО "Полет" определил порядок розыгрыша, включающий в себя совершение ряда действий, в том числе участие в викторине "Знание - сила". Приобретение товара и участие в такой викторине составляют совокупность действий (юридических фактов), направленных на заключение договора об участии в лотереи, что не противоречит гражданскому законодательству.
Исходя из изложенного, выводы ответчика о том, что проведение лотереи связано с организацией деятельности по проведению развлекательных игр, а не с реализацией карт "Активный покупатель!" являются ошибочными.
Противоречит материалам дела указание в решении ответчика на непредставление организатором лотереи ООО "Полет" нотариально заверенных копий учредительных документов, поскольку заявителем представлены подлинные учредительные документы, что не противоречит установленным правилам документооборота, и не может являться законным основанием для запрета на проведение стимулирующей лотереи.
Обществом представлены все документы, приложенные к уведомлению о проведении стимулирующей лотереи. Так, из приложения N 3 следует, что участие в стимулирующей лотерее возможно только при условии приобретения гражданами товара организатора лотереи (ООО "Полет") - полиграфической продукции (карт "Активный покупатель!").
В объяснениях ответчика указывается, что проведение стимулирующей лотереи не может являться основным видом деятельности ООО "Полет". При этом им не учитывается то обстоятельство, что проведением указанной лотереи ООО "Полет" стимулируется продажа определенного товара - полиграфической продукции.
Статьей 16 ФЗ Федерального закона N 138-ФЗ устанавливается как необходимое условие заключения договора между организатором и участником стимулирующей лотереи связь конкретного товара и проводимой стимулирующей лотереей.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона N 138-ФЗ уполномоченный орган в течение 15 дней со дня получения уведомления имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи по одному из следующих оснований: 1) представление неполного комплекта документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, 2) несоответствие представленных документов требованиям настоящего Федерального закона, 3) представление недостоверных сведений, 4) наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.
Ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии вышеназванных оснований для запрета.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод о том, что оспариваемое решение о запрете на проведение стимулирующей лотереи "2 из 5", нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Частью 5 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок, а судом признано незаконным решение о запрете на проведение стимулирующей лотереи "2 из 5", следовательно, судом правильно определен способ восстановления нарушенного права заявителя, на ответчика возложена обязанность внести в государственный реестр региональных лотерей, проводимых на территории Самарской области, запись о стимулирующей лотерее "2 из 5" на основании уведомления от 21.09.2010 N 184.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 13.01.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2011 по делу N А55-23822/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства управления финансами Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона N 138-ФЗ уполномоченный орган в течение 15 дней со дня получения уведомления имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи по одному из следующих оснований: 1) представление неполного комплекта документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, 2) несоответствие представленных документов требованиям настоящего Федерального закона, 3) представление недостоверных сведений, 4) наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.
...
Частью 5 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок, а судом признано незаконным решение о запрете на проведение стимулирующей лотереи "2 из 5", следовательно, судом правильно определен способ восстановления нарушенного права заявителя, на ответчика возложена обязанность внести в государственный реестр региональных лотерей, проводимых на территории Самарской области, запись о стимулирующей лотерее "2 из 5" на основании уведомления от 21.09.2010 N 184."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 июля 2011 г. N Ф06-5519/11 по делу N А55-23822/2010
Хронология рассмотрения дела:
09.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12752/11
19.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12752/11
05.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5519/11
28.03.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2008/11