г. Казань
12 июля 2011 г. |
Дело N А55-14700/2009 |
См. также Постановление ФАС ПО от 3 сентября 2010 г. N А55-14700/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Карповой В.А., Ананьева Р.В.,
при участии представителей:
заявителя - Сягаевой Е.А. (доверенность от 11.01.2011),
заинтересованного лица - (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области) Зарифова И.Р. (доверенность от 24.12.2010 N 12-7274),
в отсутствие:
остальных лиц участвующих в деле - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.12.2010 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2011 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Засыпкина Т.С., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-14700/2009
по заявлению закрытого акционерного общества "Нива", Самарская область, с. Тимофеевка, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Самарской области, г. Самара, о признании незаконными решений, действий, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Нива" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации): о признании незаконными решений Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) об отказе в исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях в части кадастровой стоимости в виду отсутствия оснований для пересчета кадастровой стоимости N N 63-00-119/09-46386 от 13.04.2009, 63-00-119/09-46398 от 13.04.2009, 63-00-119/09-46381 от 13.04.2009, 63-00-119/09-46378 от 13.04.2009, 63-00-119/09-46370 от 13.04.2009, 63-00-119/09-46365 от 13.04.2009, 63-00-119/09-46476 от 13.04.2009, 63-00-119/09-46480 от 13.04.2009, 63-00-119/09-46484 от 13.04.2009, 63-00-119/09-46487 от 13.04.2009, 63-00-119/09-46492 от 13.04.2009, 63-00-119/09-46447 от 13.04.2009, 63-00-119/09-46356 от 13.04.2009, 63-00-119/09-46392 от 13.04.2009, 63-00-119/09-46401 от 13.04.2009, 63-00-119/09-46406 от 13.04.2009, 63-00-119/09-46408 от 13.04.2009, 63-00-119/09-46423 от 13.04.2009, 63-00-119/09-47509 от 14.04.2009, 63-00-119/09-47513 от 14.04.2009, 63-00-119/09-47515 от 14.04.2009, 63-00-119/09-47329 от 14.04.2009, 63-00-119/09-47517 от 14.04.2009, 63-00-119/09-47523 от 14.04.2009, 63-00-119/09-46431 от 13.04.2009, 63-00-119/09-46437 от 13.04.2009, 63-00-119/09-46440 от 13.04.2009, 63-00-119/09-46454 от 13.04.2009, 63-00-119/09-46466 от 13.04.2009, 63-00-119/09-46470 от 13.04.2009, 63-00-119/09-47524 от 14.04.2009, 63-00-119/09-47526 от 14.04.2009, 63-00-119/09-46398 от 13.04.2009; о признании незаконными действий по внесению в Государственный кадастр недвижимости по земельным участкам с кадастровыми номерами: 63:09:01 02 160:605; 63:09:03 03 070:520; 63:09:03 03 070:517; 63:09:03 03 063:29; 63:09:03 10 003:911; 63:09:01 02 160:606; 63:09:03 01 166:543; 63:09:03 03 071:550; 63:09:01 02 160:604; 63:09:03 03 071:573; 63:09:03 03 071:582; 63:09:03 03 071:581; 63:09:03 03 071:585; 63:09:03 10 003:126; 63:09:03 10 003:122; 63:09:03 03 070:10; 63:09:03 01 166:550; 63:09:03 01 166:549; 63:09:03 01 166:15; 63:09:03 01 166:538; 63:09:03 10 003:117; 63:09:03 10 003:909; 63:09:03 10 003:905; 63:09:03 03 070:7; 63:09:03 01 166:547; 63:09:03 01 166:546; 63:09:03 01 166:548; 63:09:03 01 166:551; 63:09:03 10 003:908; 63:09:03 10 003:129; 63:09:03 03 071:508; 63:09:03 10 003:124; 63:09:03 10 003:127; 63:09:03 03 071:629; 63:09:03 03 071:606; 63:09:03 10 003:910; 63:09:03 03 071:531; 63:09:03 03 071:538; 63:09:03 03 071:662 сведений о кадастровой стоимости, рассчитанной с учетом результатов государственной оценки, утвержденной постановлением губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 254 "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель поселений Самарской области"; об обязании исключить из Государственного кадастра недвижимости с 01.01.2009 сведения о кадастровой стоимости земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами, внесенные на основании указанных сведений; о распространении сведений о величине кадастровой стоимости по земельным участкам с кадастровыми номерами 63:09:00 00:0004; 63:09:03 03 070:502, 63:09:03 09 013:501, начиная с 01.01.2009.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.12.2009 г., оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2010, в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.09.2010 решение суда первой инстанции от 07.12.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2010 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении данного дела арбитражный суд первой инстанции определением от 21.09.2010 произвел замену Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
Судом первой инстанции определением от 21.10.2010 г. к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица было привлечено Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.12.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2011, заявление удовлетворено полностью.
В кассационной жалобе Управление просит решение суда от 28.12.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2011 отменить, как несоответствующее нормам материального и процессуального права. Принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество на праве собственности имеет земельные участки с кадастровыми номерами: 63:09:01 02 160:605; 63:09:03 03 070:520; 63:09:03 03 070:517; 63:09:03 03 063:29; 63:09:03 10 003:911; 63:09:01 02 160:606; 63:09:03 01 166:543; 63:09:03 03 071:550; 63:09:01 02 160:604; 63:09:03 03 071:573; 63:09:03 03 071:582; 63:09:03 03 071:581; 63:09:03 03 071:585; 63:09:03 10 003:126; 63:09:03 10 003:122; 63:09:03 03 070:10; 63:09:03 01 166:550; 63:09:03 01 166:549; 63:09:03 01 166:15; 63:09:03 01 166:538; 63:09:03 10 003:117; 63:09:03 10 003:909; 63:09:03 10 003:905; 63:09:03 03 070:7; 63:09:03 01 166:547; 63:09:03 01 166:546; 63:09:03 01 166:548; 63:09:03 01 166:551; 63:09:03 10 003:908; 63:09:03 10 003:129; 63:09:03 03 071:508; 63:09:03 10 003:124; 63:09:03 10 003:127; 63:09:03 03 071:629; 63:09:03 03 071:606; 63:09:03 10 003:910; 63:09:03 03 071:531; 63:09:03 03 071:538; 63:09:03 03 071:662, 63:09:00 00:0004; 63:09:03 03 070:502, 63:09:03 09 013:501.
Являясь плательщиком земельного налога, общество обратилось к Управлению с заявлением о предоставлении сведений о кадастровой стоимости указанных земельных участков для исчисления указанного налога, которые обществу были предоставлены исходя из показателей, утвержденных постановлением губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 254 "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель поселений Самарской области".
Согласно постановлению губернатора Самарской области от 10.12.2008 N 136 постановление губернатора от 03.07.2003 N 254 признано утратившим силу.
Общество 07.04.2009 обратилось к Управлению с заявлениями об исправлении технической ошибки в части исправления кадастровой стоимости указанных земельных участков.
Управлением были приняты решения об отказе обществу в исправлении технических ошибок в части исправления кадастровой стоимости указанных земельных участков, в связи с отсутствием оснований для пересчета их кадастровой стоимости в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости, и соответственно применения средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Самарской области
Общество, не согласившись с данными решениями, обратилось в арбитражный суд Самарской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суд мотивировал тем, что применение заинтересованным лицом при расчете кадастровой стоимости, утративших силу показателей необоснованна, так как налоговая база и расчет авансовых платежей по земельному налогу, для земельных участков, начиная с 01.012009, должны определяться с учетом результатов государственной кадастровой оценки земельных населенных пунктов в Самарской области, утвержденных постановлением губернатора Самарской области от 10.12.2008 N 473.
Государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области, утверждена Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473.
Принимая судебный акт, арбитражный суд посчитал необоснованной позицию заинтересованного лица в определении кадастровой стоимости земельных участков, не вошедших в Перечень объектов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473, исходя из того, что согласно постановлению губернатора Самарской области от 10.12.2008 N 136 постановление губернатора от 03.07.2003 N 254 признано утратившим силу.
По указанной причине, заинтересованное лицо в нарушение статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации при установлении кадастровой стоимости земельных участков на период, начиная с 01.01.2009, применило результаты государственной кадастровой оценки, утвержденные постановлением губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 254.
Приказом от 02.11.2009 N 439 "О внесении изменений в Приказ Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222" в раздел 2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости были внесены изменения, согласно которым оценка земельных участков ранее учтенных и не включенных в состав инвентаризационной описи, образованных после 1 января года ведения государственной кадастровой оценки земель и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки на основе указанных результатов.
Полномочия и обязанность по формированию перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов, являющихся объектом государственной кадастровой оценки в силу пункта 1.4.1 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" возложены на Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области.
Суд указал, что заинтересованное лицо при расчете кадастровой стоимости для указанных земельных участков, начиная с 01.01.2009 обязано было применить результаты государственной кадастровой оценки земель по Самарской области, утвержденные постановлением губернатора Самарской области от 10.12.2008 N 473.
Однако при вынесении обжалованных судебных актов не учтено нижеследующее.
Государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области, утверждена Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473.
Приказом от 02.11.2009 N 439 "О внесении изменений в Приказ Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222" в раздел 2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости были внесены изменения, согласно которым оценка земельных участков ранее учтенных и не включенных в состав инвентаризационной описи, образованных после 1 января года ведения государственной кадастровой оценки земель и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки на основе указанных результатов.
Приказ от 02.11.2009 N 439 "О внесении изменений в Приказ Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222" опубликован в "Российской газете" от 25.12.2009 и вступил в силу 05.01.2010, поэтому применяется к отношениям связанным с определением кадастровой стоимости земельных участков с 05.01.2010.
Между тем, судами удовлетворены требования о распространении сведений о величине кадастровой стоимости с 01.01.2009.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Вместе с тем такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации (Определение Конституционного суда от 03.02.2010 N 165-О-О).
Установление налоговой базы по земельному налогу, определяемой как кадастровая стоимость земельного участка (статья 390 и пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)), и проведение государственной кадастровой оценки земель для установления кадастровой стоимости земельного участка для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 и статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ)) регламентируются нормами налогового и земельного законодательства, не может рассматриваться как свидетельство отсутствия обоснованности и произвольности исчисления земельного налога (Определение Конституционного суда от 19.05.2009 N 1047-О-О).
Согласно статье 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу устанавливается как кадастровая стоимость земельных участков. Для определения кадастровой стоимости земельных участков осуществляется государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
В некоторых случаях кадастровая стоимость земли отсутствует. О том, что в подобных случаях применяется нормативная цена земли, сказано в письме Минфина России от 13.08.2009 N 03-05-04-02/55 со ссылкой на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54.
Согласно пункту 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 (пункт 7) определено, что, если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями статьи 65 ЗК РФ и пунктом 13 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ, согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
Нормативная цена земли утверждается местными органами власти, а сведения об этой цене имеются у территориальных органов Роснедвижимости и должны указываться в кадастровом паспорте земельного участка.
Арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела (часть 3 статьи 9 АПК РФ). Однако суд не уточнил требования заявителя по вышеуказанным обстоятельствам.
Способы защиты гражданских прав должны соответствовать характеру допущенного нарушения этих прав, а восстановление нарушенных прав должно быть непосредственным следствием реализации этих способов.
Согласно подпункту 3 пункта 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении заявленных требований по существу не в полном объёме определили круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, поэтому не всем юридическим фактам дали обоснованную юридическую оценку.
Поэтому без исследования вышеназванных обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными.
Согласно части 2 статьи 287 АПК РФ, суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций.
Так как, фактические обстоятельства, имеющие значение для данного дела, установлены судом без их полного и всестороннего исследования и правовой оценки, судом допущены нарушения норм процессуального права, которые могли привести к неправильному разрешению дела, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает принятые по делу судебные акты подлежащими отмене на основании частей 1, 3 статьи 288 АПК РФ с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, выполнить требования процессуального законодательства о всестороннем, полном и объективном исследовании и оценке фактических обстоятельств дела, с учетом требований статьи 16 АПК РФ, дать им правовую оценку, в зависимости от установленного вынести законное, обоснованное и мотивированное решение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 28.12.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2011 по делу N А55-14700/2009 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 (пункт 7) определено, что, если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями статьи 65 ЗК РФ и пунктом 13 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ, согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
...
Арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела (часть 3 статьи 9 АПК РФ). Однако суд не уточнил требования заявителя по вышеуказанным обстоятельствам.
...
Согласно подпункту 3 пункта 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 июля 2011 г. N Ф06-5634/11 по делу N А55-14700/2009
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3245/12
23.01.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14359/11
19.10.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-14700/09
12.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5634/11
28.03.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1689/11
03.09.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А55-14700/2009