г. Казань
14 июля 2011 г. |
Дело N А72-8179/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гариповой Ф.Г., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Маликовой Э.М. (доверенность от 22.06.2011 N 8),
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.12.2010 (судья Семенова М.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2011 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Попова Е.Г., Кувшинов В.Е.)
по делу N А72-8179/2010
по заявлению Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о признании недействительным решения от 26.07.2010 по делу N 6474/04-2010 по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции", при участии третьих лиц - открытого акционерного общества "Сенгилеевское автотранспортное предприятие", индивидуального предпринимателя Краснова Владимира Николаевича, Кожевникова Николая Сергеевича, Пантелеева Андрея Вячеславовича, Юхвитова Николая Александровича, Вякулина Владимира Владимировича,
УСТАНОВИЛ:
Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 26.07.2010 по рассмотрению дела N 6474/04-2010 о нарушении антимонопольного законодательства.
В качестве третьих лиц привлечены открытое акционерное общество "Сенгилеевское автотранспортное предприятие", индивидуальный предприниматель Краснов Владимир Николаевич, Кожевников Николай Сергеевич, Пантелеев Андрей Вячеславович, Юхвитов Николай Александрович, Вякулин Владимир Владимирович.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.12.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2011, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Управление обратилось в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 26.07.2010 комиссией Управления по делу N 6474/04-2010 о нарушении антимонопольного законодательства было принято решение, согласно которому действия Министерства, выразившиеся в необоснованном установлении условия конкурса на право заключения договора на организацию пассажирских перевозок по междугороднему (внутриобластному) маршруту регулярных перевозок N 537 "Ульяновск (Ульяновский вокзал) - г. Сенгилей", назначенного на 27.04.2010, признаны нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2007 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), о чём выдано предписание от 26.07.2010 N 22 направленное на прекращение нарушения части 1 статьи 17 Закона "О защите конкуренции", а также на необходимость проводить анализ пассажиропотока в соответствии с требованиями действующего законодательства до проведения предстоящих конкурсов на право заключения договора на организацию пассажирских перевозок по междугородним (внутриобластным) маршрутам регулярных перевозок на территории Ульяновской области.
Судебные инстанции, не соглашаясь с доводами антимонопольного органа, обоснованно исходили из следующего.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: 1) координация организаторам и торгов или заказчикам и деятельности его участников; 2) создание участнику торгов или нескольким участникам торгов пре имущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; 3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов; 4) участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
Согласно Положению о министерстве промышленности и транспорта Ульяновской области, утвержденному постановлением Правительства Ульяновской области от 11.12.2008 N 504-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области, осуществляющим управление в сфере промышленности, транспорта и дорожного хозяйства, науки и инноваций в Ульяновской области.
В соответствии с пунктом 8, 9 статьи 5 Закона Ульяновской области от 04.12.2007 N 209-ЗО "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ульяновской области" к полномочиям областного уполномоченного органа относятся: организация проведения конкурса на право заключения договора на организацию пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и междугородном сообщениях автомобильного транспорта; заключение договоров на организацию пассажирских перевозок с перевозчикам и на маршрутах регулярных перевозок в пригородном и междугородном сообщениях автомобильным транспортом, а также внутренним водным и железнодорожным транспортом пригородного сообщения, осуществление контроля за соблюдением условий данных договоров.
Согласно пункту 2 статьи 6 вышеуказанного Закона Ульяновской области открытие, закрытие и изменение маршрутов регулярных перевозок осуществляются исходя из результатов обследования пассажиропотока и условий движения с учетом утвержденной в установленном порядке маршрутной сети, потребности населения в перевозках и обеспечения безопасных условий перевозки.
Инициаторами открытия, закрытия и изменения маршрутов регулярных перевозок могут выступать областной уполномоченный орган в соответствии с его компетенцией, организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно пункту 5 статьи 8 Закона Ульяновской области от 04.12.2007 N 209-ЗО "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ульяновской области" областной уполномоченный орган вправе устанавливать в конкурсной документации требования к организации перевозок по отдельным маршрутам регулярных перевозок, в частности минимальную и (или) максимальную вместимость транспортных средств, интервалы от правления транспортных средств (в случае, если это обусловлено ограниченной пропускной способностью объектов транспортной инфраструктуры); объем транспортных услуг; минимальную потребность в транспортных средствах, обусловленную спросом на регулярные пассажирские перевозки.
Подпункт 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относит создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Статья 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к основным и принципам и обеспечения безопасности движения относит приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Из вышеуказанных норм следует, что действующим законодательством на органы местного самоуправления возложены организационно-правовые, организационно-технические и распорядительные функции в сфере транспортного обслуживания населения. При этом законодательство Российской Федерации о местном самоуправлении не содержит конкретного перечня способов такого регулирования; следовательно, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять их своими актами.
Исходя из вышеуказанных норм, судебные инстанции пришли к выводу о том, что включение в условия конкурса требований о вместимости транспортных средств, принадлежащих претенденту конкурса, не противоречит нормам Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Судами установлено, что в данном случае для определения условий конкурса (в части вместимости транспортных средств) не требуется устанавливать точные сведения о пассажиропотоке в обязательном порядке.
При определении условий конкурса Министерство исходило из приоритетности обеспечения безопасности дорожного движения, полного обеспечения потребностей населения в транспортных услугах, культуры и качества обслуживания пассажиров, замены автобусов типа "Газель" на транспорт более высокого экологического класса большей вместимости.
Определение условий конкурсного отбора перевозчиков не оказывает влияния на конкуренцию, так как в равной степени распространяется на всех перевозчиков, каждый потенциальный перевозчик самостоятельно принимает решение об участии в конкурсе.
Отбор перевозчика на определенных условиях позволяет выбрать претендента наилучшим образом удовлетворяющего потребности населения в транспортных услугах, отвечающих требованиям безопасности пассажирских перевозок.
Согласно "Сводному расписанию движения автобусов по междугородным и пригородным маршрутам" перевозчикам и по автобусному маршруту N 537 "г. Ульяновск (Ульяновский автовокзал) - г. Сенгилей" в день обеспечивался объем по перевозке пассажиров - 212 пассажиро-мест, интервал движения автобусов составлял 20 - 80 минут, а отстой автобусов между выполняемыми рейсами достигал 1,5-2 часов.
Предложенные требования к организации перевозок по данному маршруту позволили увеличить пассажировместимость ежедневно до 252 пассажиро-мест, обеспечить более равномерные интервалы движения автобусов в среднем 47 минут и уменьшить отстой автобусов до 30 - 45 минут.
Таким образом, Министерство при установлении условий конкурса на право заключения договора на организацию пассажирских перевозок по междугороднему (внутриобластному) маршруту регулярных перевозок N 537 "Ульяновск (Ульяновский вокзал) - г. Сенгилей", не нарушило норм антимонопольного законодательства, поскольку не создало преимуществ одному хозяйствующему субъекту по отношению к другому и не совершило действий, ведущих к ущемлению предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя. Требования к минимальной вместимости автобусов не менее 23 посадочных мест не являются завышенными, такие автобусы распространены и уже давно эксплуатируются на территории Ульяновской области, аналогичные требования к минимальной вместимости автобусов и ранее предъявлялись к проведению конкурсов.
Исходя из вышеизложенного, судебные инстанции сделали обоснованные выводы о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.12.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2011 по делу N А72-8179/2010 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпункт 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относит создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Статья 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к основным и принципам и обеспечения безопасности движения относит приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Из вышеуказанных норм следует, что действующим законодательством на органы местного самоуправления возложены организационно-правовые, организационно-технические и распорядительные функции в сфере транспортного обслуживания населения. При этом законодательство Российской Федерации о местном самоуправлении не содержит конкретного перечня способов такого регулирования; следовательно, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять их своими актами.
Исходя из вышеуказанных норм, судебные инстанции пришли к выводу о том, что включение в условия конкурса требований о вместимости транспортных средств, принадлежащих претенденту конкурса, не противоречит нормам Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 июля 2011 г. N Ф06-5311/11 по делу N А72-8179/2010