Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2011 г. N 11АП-1473/2011
16 марта 2011 г. |
Дело N А72-8179/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Поповой Е.Г., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Балясовой Е.А., с участием:
от министерства промышленности и транспорта Ульяновской области - представителя Данилина П.Е., представителя Маликовой Э.М. - доверенность от 28 февраля 2011 года N 5,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от третьих лиц: ОАО "Сенгилеевское автотранспортное предприятие" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
индивидуальный предприниматель Краснов В.Н. - не явился, извещен надлежащим образом,
Кожевников Н.С. - не явился, извещен надлежащим образом,
Пантелеев А.В. - не явился, извещен надлежащим образом,
Юхвитов Н.А. - не явился, извещен надлежащим образом,
Вякулин В.В. - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 марта 2011 года апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 декабря 2010 года по делу N А72-8179/2010, судья Семенова М.А., принятое
по заявлению министерства промышленности и транспорта Ульяновской области, ИНН 7325002532, ОГРН 1027301185944, г.Ульяновск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск, третьи лица: ОАО "Сенгилеевское автотранспортное предприятие", ИНН 7321312759, ОГРН 1077321000195, Ульяновская область, г.Сенгилей, индивидуальный предприниматель Краснов В.Н., ОГРН 304731605600080, Ульяновская область, г.Сенгилей, Кожевников Н.С., Ульяновская область, г.Сенгилей, Пантелеев А.В., Ульяновская область, г.Сенгилей, Юхвитов Н.А., Ульяновская область, г.Сенгилей, Вякулин В.В., Ульяновская область, г.Сенгилей,
о признании недействительным решения от 26 июля 2010 года по делу N 6474/04-2010,
УСТАНОВИЛ:
Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - УФАС по Ульяновской области, антимонопольный орган) от 26 июля 2010 года по рассмотрению дела N 6474/04-2010 о нарушении антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "Сенгилеевское автотранспортное предприятие", индивидуальные предприниматели Краснов В.Н., Кожевников Н.С., Пантелеев А.В., Юхвитов Н.А., Вякулин В.В.
Решением суда от 23 декабря 2010 года заявление министерства промышленности и транспорта Ульяновской области удовлетворено, оспариваемое решение УФАС по Ульяновской области от 26 июля 2010 года по делу N 6474/04-2010 признано недействительным на том основании, что оспариваемое решение не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
В апелляционной жалобе УФАС по Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований министерства промышленности и транспорта Ульяновской области отказать, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство промышленности и транспорта Ульяновской области просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители министерства промышленности и транспорта Ульяновской области возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и просили оставить решение суда без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей УФАС по Ульяновской области и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей министерства промышленности и транспорта Ульяновской области, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 23 марта 2010 года распоряжением министерства промышленности и транспорта Ульяновской области N 36-р утверждена конкурсная документация на право заключения договора на организацию пассажирских перевозок по междугороднему маршруту N 537 "г.Ульяновск (Ульяновский вокзал) - г.Сенгилей" с началом движения из г Сенгилей". Конкурсной документацией по лоту N 1 "Междугородный внутриобластной) маршрут регулярных перевозок N 537 "г.Ульяновск (Ульяновский автовокзал) - г.Сенгилей" с началом движения из г.Сенгилей" было установлено в качестве одного из требований к организации перевозок по отдельным маршрутам регулярных перевозок: "выполнение 24 рейсов в день, в том числе не менее 16 рейсов в день автобусом вместимостью не менее 23 посадочных мест. Минимальное количество транспортных средств - шесть автобусов, в том числе не менее четырех автобусов вместимостью не менее 23 посадочных мест. Наличие резервного транспорта" (п.2). Проведение конкурса было назначено на 27 апреля 2010 года. Срок приема заявок установлен до 14 час 15 мин 27 апреля 2010 года.
Из протокола N 1 вскрытия конвертов следует, что с заявками на участие в данном конкурсе от 27 апреля 2010 года была подана только одна заявка - ОАО "Сенгилеевское АТП".
Согласно протоколу N 2 рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 30 апреля 2010 года представленная документация ОАО "Сенгилеевское АТП" была признана соответствующей требованиям конкурсной документации.
Конкурсной комиссией было принято решение о заключении договора на организацию пассажирских перевозок по маршруту N 537 с ОАО "Сенгилеевское АТП" как с единственным участником, отвечающим критериям конкурса.
Согласно Правилам организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на пригородных и междугородных маршрутах регулярных перевозок, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 27 июня 2008 года N 291-П, договор на организацию пассажирских перевозок автомобильным транспортом на пригородных и междугородных маршрутах регулярных перевозок заключается сроком на пять лет. По усмотрению перевозчика данный договор может быть заключен на срок менее одного года.
В УФАС по Ульяновской области 21 апреля 2010 года поступило заявление индивидуальных предпринимателей Сенгилеевского района по вопросу включения в условия конкурса на право заключения договора на организацию пассажирских перевозок по междугородному маршруту N 537 "г.Ульяновск (Ульяновский автовокзал) - г.Сенгилей" (дата проведения: 27 апреля 2010 года) требований о вместимости транспортных средств, принадлежащих претенденту конкурса, а также требования по подтверждению отсутствия задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
Заявление предпринимателей было мотивировано тем, что требования к минимальной вместимости автобусов не менее 23 посадочных мест, установленные министерством, создают препятствия принятию участия в конкурсе субъектов малого предпринимательства: индивидуальные предприниматели, работающие на маршруте N 357 "г. Ульяновск (Ульяновский вокзал) - г.Сенгилей", имеют в наличии только автобусы вместимостью 13 посадочных мест, марки "Газель". Предприниматели также сослались на то, что договор на организацию пассажирских перевозок по междугороднему маршруту N 357 заключен с ОАО "Сенгилеевское АТП" на пять лет, при этом условиям и конкурса установлено, что в случае если конкурс признан не состоявшимся в связи с представлением только одной заявки на участие в конкурсе, договор на организацию пассажирских перевозок может быть заключен на срок не менее одного года (п.5.4 конкурс ной документации).
Приказом руководителя УФАС по Ульяновской области от 07 июня 2010 года N 134 создана комиссия и возбуждено дело о нарушении министерством антимонопольного законодательства при организации конкурса на право заключения договора на организацию пассажирских перевозок по междугороднему маршрут у N 537 "г.Ульяновск (Ульяновский вокзал) - г.Сенгилей), проведенного 27 апреля 2010 года.
По результатам рассмотрения дела N 6474/04-2010 о нарушении антимонопольного
законодательства УФАС по Ульяновской области приняло решение (12 июля 2010 года -дата объявления резолютивной части решения, 26 июля 2010 года - дата изготовления решения в полном объеме). Данным решением антимонопольный орган признал действия министерства промышленности и транспорта Ульяновской области, выразившиеся в необоснованном установлении условия конкурса на право заключения договора на организацию пассажирских перевозок по междугороднему (внутриобластному) маршруту регулярных перевозок N 537 "г.Ульяновск (Ульяновский вокзал) - г. Сенгилей", назначенного на 27 апреля 2010 года, путем установления условия: "выполнении 24 рейсов в день , в том числе не менее 16 рейсов в день автобусом вместимостью не менее 23 посадочных мест. Минимальное количество транспортных средств - шесть автобусов, в том числе не менее четырех автобусов вместимостью не менее 23 посадочных средств", нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции". Кроме того, в решении указано: выдать министерству промышленности и транспорта Ульяновской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, направленное на обеспечение конкуренции, путем проведения анализа пассажиропотока в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В примечании к решению от 26 июля 2010 года по делу N 6474/04-2010 УФАС по Ульяновской области предупредило, что за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу п.1 ст.17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: 1) координация организаторам и торгов или заказчикам и деятельности его участников; 2) создание участнику торгов или нескольким участникам торгов пре имущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; 3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов; 4) участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
Согласно Положению о министерстве промышленности и транспорта Ульяновской
области, утвержденному постановлением Правительства Ульяновской области от 11 декабря 2008 года N 504-П, министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области, осуществляющим управление в сфере промышленности, транспорта и дорожного хозяйства, науки и инноваций в Ульяновской области.
В соответствии с п.8, 9 ст. 5 Закона Ульяновской области от 04 декабря 2007 года N 209-ЗО "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ульяновской области" к полномочиям областного уполномоченного органа относятся: организация проведения конкурса на право заключения договора на организацию пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и междугородном сообщениях автомобильного транспорта; заключение договоров на организацию пассажирских перевозок с перевозчикам и на маршрутах регулярных перевозок в пригород ном и междугородном сообщениях автомобильным транспортом, а также внутренним водным и железнодорожным транспортом пригородного сообщения, осуществление контроля за соблюдением условий данных договоров.
Согласно п.2 ст.6 вышеуказанного Закона Ульяновской области открытие, закрытие и изменение маршрутов регулярных перевозок осуществляются исходя из результатов обследования пассажиропотока и условий движения с учетом утвержденной в установленном порядке маршрутной сети, потребности населения в перевозках и обеспечения безопасных условий перевозки.
Инициаторами открытия, закрытия и изменения маршрутов регулярных перевозок могут выступать областной уполномоченный орган в соответствии с его компетенцией, организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно п.5 ст.8 Закона Ульяновской области от 04 декабря 2007 года N 209-ЗО "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ульяновской области" областной уполномоченный орган вправе устанавливать в конкурсной документации требования к организации перевозок по отдельным маршрутам регулярных перевозок, в частности минимальную и (или) максимальную вместимость транспортных средств, интервалы от правления транспортных средств (в случае, если это обусловлено ограниченной пропускной способностью объектов транспортной инфраструктуры); объем транспортных услуг; минимальную потребность в транспортных средствах, обусловленную спросом на регулярные пассажирские перевозки.
Подпункт 7 п.1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относит создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Статья 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к основным и принципам и обеспечения безопасности движения относит приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Из вышеуказанных норм следует, что действующим законодательством на органы местного самоуправления возложены организационно-правовые, организационно-технические и распорядительные функции в сфере транспортного обслуживания населения. При этом законодательство Российской Федерации о местном самоуправлении не содержит конкретного перечня способов такого регулирования; следовательно, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять их своим и актам и.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что включение в условия конкурса требований о вместимости транспортных средств, принадлежащих претенденту конкурса, не противоречит нормам Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
С учетом того, что маршрут N 537 действует с 1953 года (год создания ОАО "Сенгилеевское АТП"), ОАО "Сенгилеевское АТП" ежемесячно отчитывается перед министерством о количестве перевезенных пассажиров, суд первой инстанции посчитал, что министерство владеет всей необходимой информацией о пассажиропотоке на маршруте, с учетом чего и были определены условия конкурса о вместимости транспортных средств.
Вместе с тем в данном случае для определения условий конкурса (в части вместимости транспортных средств) не требуется устанавливать точные сведения о пассажиропотоке в обязательном порядке. По утверждению министерства, при определении условий конкурса оно исходило из приоритетности обеспечения безопасности дорожного движения, полного обеспечения потребностей населения в транспортных услугах, культуры и качества обслуживания пассажиров, замены автобусов типа "Газель" на транспорт более высокого экологического класса большей вместимости.
Определение условий конкурсного отбора перевозчиков не оказывает влияния на конкуренцию, так как в равной степени распространяется на всех перевозчиков, каждый потенциальный перевозчик самостоятельно принимает решение об участии в конкурсе.
Отбор перевозчика на определенных условиях позволяет выбрать претендента наилучшим образом удовлетворяющего потребности населения в транспортных услугах, отвечающих требованиям безопасности пассажирских перевозок.
Согласно "Сводному расписанию движения автобусов по междугородным и пригородным маршрутам" перевозчикам и по автобусному маршруту N 537 "г.Ульяновск (Ульяновский автовокзал) - г.Сенгилей" в день обеспечивался объем по перевозке пассажиров - 212 пассажиро-мест, интервал движения автобусов составлял 20 - 80 минут, а отстой автобусов между выполняемыми рейсами достигал 1,5-2 часов.
Предложенные требования к организации перевозок по данному маршруту позволили увеличить пассажировместимость ежедневно до 252 пассажиро-мест, обеспечить более равномерные интервалы движения автобусов в среднем 47 минут и уменьшить отстой автобусов до 30 - 45 минут.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа не соответствует выше приведенным нормам закона и нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Вопреки требованиям ч.1 ст.65, ч.5 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации антимонопольный орган не доказал обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требовании, в том числе нарушение заявителем требований антимонопольного законодательства и, соответственно, законность оспариваемого решения.
На основании изложенного решение суда от 23 декабря 2010 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу антимонопольного органа - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на УФАС по Ульяновской области, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 декабря 2010 года по делу N А72-8179/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
Е.Г.Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-8179/2010
Истец: Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, Управление Федеральной антимонопольной службы РФ по Ульяновской области
Третье лицо: Вякулин В. В., Вякулин Владимир Владимирович, ИП Краснов В. Н., ИП Пантелеев А. В., Кожевников Н. С., Кожевников Николай Сергеевич, Краснов Владимир Николаевич, ОАО "Сенгилеевское АТП", ОАО Сенгилеевское автотранспортное предприятие, Пантелеев Андрей Вячеславович, Юхватов Николай Александрович, Юхвитов Н. А.